Пьер Жане (Pierre Janet 1859-1947), французском психологе, философе, психотерапевте. Жане ввел понятие подсознательного, разработал представление о психологии как науке о поведении, не исключая из ее предметной области высшие формы психического; создал самобытную теорию неврозов, а также терапевтическую систему их лечения.
Жане объяснял истерические и психастенические состояния «пониженным психическим напряжением», ввел понятие диссоциации. Однако сегодня он практически неизвестен.
Одна из наиболее толковых статей по теме подсознания, несмотря на то что написана в прошлом веке. Перевод и замечания к тексту сделала психолог Наталия Федунина (точный источник кандидатская диссертация "Эволюция психологической системы Пьера Жане").
Труды Пьера Жане основаны на научный подход в психологии. Есть клиника, гипотезы и проверка на практике. Привожу выдержки, которые относительно можно воспринимать как целое. Позиция автора на формирование психосоматических расстройств вполне ясна. Ошибочно в чем-то да, зато можно проследить процесс мышления.
⓿ Под влиянием Лейбница, Бирана Жане пришел к выводу, что сознание может существовать и без разумения, «идея «я» не всегда присоединяется к тем ощущениям, которые мы испытываем».
Истерический больной может наяву принадлежать к зрительному типу, а в глубоком сомнамбулическом состоянии вновь опираться в основном на мышечное чувство, доминировавшее в детстве, что приводит и к возвращению соответствующих воспоминаний. Сомнамбулизм меняет доминирующие образы, «он выявляет некоторые специальные образы и делает из них новый центр, вокруг которого мысли группируются в ином порядке». Эти группировки могут быть очень прочными и образовывать собственную идею «я».
Внушение – автоматизм, возникающий под влиянием слов или восприятий; характеризуется повиновением некоторому влиянию без осознания этого.
Между волевыми и автоматическими действиями существуют колоссальные различия: волевое действие руководствуется идеей целесообразности, необходимости, автоматическое – появлением в сознании некоторого образа; волевое усилие заключается именно в этой систематизации образов и воспоминаний, которые впоследствии всплывают автоматически; волевое усилие направлено на создание и поддержание единства, целостности личности. Из-за слабой синтетической способности в психике не складывается даже элементарных синтезов, образующих личное восприятие. Автоматическая деятельность изменчива, волевое решение может обусловливать деятельность в течение значительного промежутка времени. Волевое действие индивидуально и неповторимо, автоматическое – безлично. Автоматизм оказывается в некотором смысле проблемой личной воли (в этом чувствуется влияние Бирана и его представлений о свободном волевом усилии как основе сознания).
Автоматизмы, по мнению Жане, не создают новых ощущений, новых синтезов, но апеллируют к уже сложившимся. Они покоятся на том, что уже наработано в психике больного. Однако автоматический характер действия не означает его неразумности. Автоматизм может быть разной степени сложности и охватывать не только простые движения, но и сложные умственные навыки. Так, в случае внушенных действий субъект может бессознательно проводить очень сложные мыслительные операции. Рассмотрев отсроченные внушения (выполнение конкретного действия через определенное количество дней), Жане сделал вывод, что «сомнамбулы могут считать дни и часы до момента выполнения внушения, хотя о самом внушении у них не сохраняется никакого воспоминания. Вне их сознания каким-то неизвестным образом сохраняется воспоминание, бдит постоянно напряженное внимание и проявляется какое-то разумное начало, которое способно считать дни, подобно тому, как оно может производить арифметические вычисления».
Инстинкты нельзя считать чисто механическими актами, но им и не припишешь разумное, волевое начало. Инстинктивный акт, подобно внушенным действиям, совершается под влиянием восприятий. Автоматизмы обнаруживают себя и в привычке и памяти. «Наши воспоминанья и привычки вызывают ряд действий, которые мы скорее констатируем, чем сознательно производим. Сознательность этих явлений не уничтожена, ибо мы можем вновь начать сознавать все, что хранится в нашей памяти или что мы совершаем по привычке; эти процессы лишь оставлены нами без внимания как бы потому, что они могут протекать без ущерба, будучи предоставлены сами себе!».
❶ Дальнейшая эволюция представления о подсознательном у Жане, связана с понятием «фиксированной идеи» (примерно с 1891). Еще Ж.-М. Шарко вслед за Б. К. Броуди и Р. Рейнольдсом говорил о фиксированных идеях у истеричных больных и прослеживал их начало в эмоциональном потрясении, обусловливающем изменение психического состояния. Жане придавал фиксированным идеям особое значение и определял их как спонтанно развивающиеся идеи, которые постепенно завладевают сознанием человека. Сюда относятся не только навязчивые идеи, но и устойчивые эмоциональные состояния, неизменные на протяжении длительного временного периода. Как и автоматизмы, они могут быть частичными или полными. В 1892 году в диссертации, посвященной психическому состоянию истерических больных, он описывал истерию, обращаясь к гипотезе о фиксированных идеях. Их причиной могут быть события жизни человека, вызывающими сильную эмоцию. Психическая работа, совершаемая в связи с этими событиями, поглощает все силы и может приводить к ослаблению, снижению функции психического синтеза.
Развивается фиксированная идея, поддерживающая вызванные травмой симптомы, согласно собственным представлениям об особенностях травмы. Фиксированные идеи истериков большей частью бессознательны. Истерическая амнезия развивается в связи с тем, что фиксированная идеи занимает главенствующее положение в психике человека, она захватывает и без того ограниченное поле сознания. Сила фиксированных идей зависит от степени изолированности их положения в психике человека. Не человек оказывается «хозяином» идеи, но идея повелевает человеком. Болезненная симптоматика, серьезные эмоциональные нарушения часто не появляются в самый момент вызвавшего их события. Пока обстоятельства складываются благоприятно, фиксированные идеи могут находиться в латентном состоянии, но они немилосердно вторгаются тогда, когда сопротивляемость человека снижается.
Развитие фиксированных идей может приводить к феномену диссоциации, образованию новой личности. Еще парижская школа тесно связывала гипнотизм, истерию и диссоциацию. Жане же даже определял истерию как форму психической дезинтеграции. Истерические больные не способны к синтезу многообразия явлений, переживаемых ими. «Частичная система мыслей эмансипируется, делается независимой и развивается сама собой, за свой собственный счет. В результате этого такая система развивается слишком пышно, а с другой стороны в общем сознании получается пробел, амнезия или бессознательность по отношению к этой идее». Для истеричных свойственно сужение сознания («психическая слабость, состоящая в уменьшении числа психологических явлений, могущих одновременно быть соединенными в одном и том же личном сознании», идущее параллельно с диссоциацией сознания: что не попадает в поле личностного восприятия, собирается в новой форме – второй личности.
❷ Терапия истерических пациентов не сводилась к переводу в сознательный план болезненных переживаний, фиксированных идей. В знаменитом случае Жюстины в полной мере представлены сложности и разнообразные приемы работы с фиксированными идеями. Больная, женщина 40 лет, испытывала сильный страх заразиться холерой; ее не оставляли мысли о смерти и болезни; симптомы усиливались с годами. Когда муж привел ее в Сальпетриер (октябрь 1890), приступы, сопровождавшиеся рвотой, криками «Холера придет и заберет меня!», о которых она впоследствии не помнила, продолжались по несколько часов. Жане, рассматривавший фиксированную идею как комплекс, состоящий из зрительного, слухового, обонятельного и других компонентов, вел работу со всей этой системой. Когда пациентка была в гипнотическом состоянии, он пытался разрушить комплекс, внушая, что травмирующее событие происходило не так, как оно запомнилось пациентке. Он постепенно, шаг за шагом работал с ощущениями и образами пациентки (особой стойкостью отличалась зрительная память). Ему удалось добиться исчезновения фиксированной идеи, мучавшей пациентку; приступы прекратились. Возникала опасность, что идея холеры, перейдя в сознание, будет продолжать тревожить пациентку. Но Жане уже на этапе работы с фиксированной идеей удалось лишить ее конкретного наполнения, и теперь она представала исключительно в абстрактной форме. Затем продолжил работу по диссоциации слова, разбиению его на нейтральные элементы, внушая, например, что холера – это имя собственное, которое носил китайский генерал Хо Ле Ра, или прося написать слова, включающие те же слоги. Вскоре и само слово перестало вызывать какие-либо эмоции. Но процесс лечения был отнюдь не закончен: появились другие фиксированные идеи и страхи. Жане предположил, что пациенты, подобные Жюстин, очень слабы; синтетическая деятельность их сознания мала, и новые фиксированные идеи с легкостью захватывают, наполняют их, подобно паразитам. Работа только лишь с бессознательным, с фиксированными идеями не приводит в таких случаях к излечению.
Эффективность, которую может иметь гипнотический метод, работа с бессознательным зависела, с точки зрения Жане, от характера и тяжести случая. Иногда его бывает достаточно. Таков случай Achilles’а (1890-1891гг, опубликован в 1894), молодого человека, изменившего жене во время деловой поездки. По возвращении он очень сожалел о содеянном, перестал разговаривать, потерял аппетит и, в конце концов, пришел к мысли о том, что дьявол овладел его разумом. Прямой гипноз был невозможен, и сначала Жане попытался установить раппорт с дьяволом. «Не каждому выпадает случай поговорить с дьяволом. ... Чтобы заставить дьявола подчиняться мне, я воспользовался его слабой точкой – тщеславием. «Я не поверю в твою силу, пока ты не дашь мне доказательств»» (1898, 387). Дьявол спросил, какие доказательства нужны Жане и тот попросил сделать так, чтобы Achilles поднял руку. Затем Жане продолжал давать задания и в какой-то момент сказал, чтобы Achilles уснул («Дьявол и не знал, какую ловушку я ему приготовил!»). Когда же это произошло, Жане мог начать расспрашивать Achilles. Он выяснил причину страданий и попытался убедить больного, что жена простила его. Эффект был заметен сразу же, и на протяжении восьми лет, в течение которых Жане наблюдал Achilles, рецидивов не было.
Итак, проблема подсознательного была поставлена в клинических условиях. Жане придерживался мнения о необходимости углубленных психиатрических исследований и отдавал им безусловное предпочтение над метафизическими спекуляциями и в дальнейшем. Он различал бессознательное (связанное с метафизическими исследованиями возможностей человеческого разума, не зависимого от сознания и его условий, которые мы находим в себе) и подсознательное («особенная форма расстройства личности, которая встречается в истерии». Жане разработал концепцию автоматических действий, лишенных качества осознанности, но не являющихся бессознательными. Подсознательное представляет собой следствие сужения сознания и имеет проявления, которые можно изучать объективными методами. «По Жане, подсознательное по существу не отличается от сознательных явлений в других людях – мы умозаключаем о его существовании на совершенно таких же основаниях. Если мы разговариваем с больным, рука которого в это время пишет о вещах, ему неизвестных, мы говорим, что письмо сопровождается подсознательной деятельностью на том же основании, на котором мы говорим, что разговор больного сопровождается сознательной деятельностью. Для Жане подсознательное есть действительный факт».
Ниже пару случаев из области психосоматики из работы Лифшица "Гипноанализ инфантильных травм у истериков".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.