ПСИХОЛОГИЯ ВАЛЬКИРИИ: ролевой анализ мифа о Брюнхильд

Автор статьи: Леонид Огороднов

Леонид Огороднов

ПСИХОЛОГИЯ ВАЛЬКИРИИ:

ролевой анализ мифа о Брюнхильд

 

Миф о Брюнхильд является частью «Саги о Вёльсунгах». Содержание этой саги широко известно благодаря ее немецкому варианту, «Песне о Нибелунгах». Точнее было бы говорить о мифе о Сигурде и Брюнхильд, поскольку из этих двоих персонажей трудно кого-то назвать главным, а кого-то – второстепенным героем. Однако, поскольку предметом моего анализа является конфликт, разворачивающийся в душе женщины, я искусственно сделал Брюнхильд главной героиней, а всех остальных персонажей – подчиненными ее переживаниям. Помимо «Саги о Вёльсунгах», статье используются отдельные песни «Старшей Эдды».

Традиционно психотерапевтическими исследованиями мифов занимаются юнгианцы. Даже если драматист анализирует миф, как правило, он склоняется к юнгианским интерпретациям. Сначала таким путем пошел и я, но отсутствие систематического образования в области аналитической психологии не позволило мне получить целостную картинку. Тогда я обратился к собственно драматическому способу мышления – ролевому анализу.

Ролевой анализ был создан Морено и позднее подробно разработан австралийской психодраматической школой (пользуюсь случаем принести благодарность моим учителям – Лене Лопухиной, впервые познакомившей нашу группу с ролевым анализом, и Фрэнсису Баттону, в свое возглавлявшим австралийскую школу. Ученичество у Фрэнсиса позволило мне углубить понимание того, что такое «мышление психодраматиста»).

С присуще ему туманностью, Морено определял роль как «атуальную на данный момент и осязаемую форму, которую принимает наша самость»; как «некоторый обобщенный характер или некоторую функцию, существующей в социальной реальности»; и как «окончательную кристаллизацию жизненных ситуаций человека, то есть специфическую область оперирования, которую человек в свое время освоил». («Психодрама», стр. 207).  

Сущность роли становится немного понятнее, если рассмотреть мореновскую классификацию ролей. Он выделял психосоматические роли (например, «едок», «писающий мальчик», «сексуальный партнер»), психологические роли (например, «обиженный ребенок», «спаситель», «проигравший») и социальные роли (например, «полицейский», «мать», «поставщик»).

В нашей статье я предприму анализ внутренних, психологических ролей Брюнхильд и ее социальных, вернее, коммуникативных ролей.

Анализ внутренних ролей производится с помощью схемы, разработанной австралийской школой. В виде таблицы она выглядит так:

 ПСИХОЛОГИЯ ВАЛЬКИРИИ ролевой анализ мифа о Брюнхильд

Как видно из таблицы, все психологические роли разделены на три большие категории: функциональные, дисфункциональные и коупинговые. Функциональные роли – это те роли, которые помогают человеку успешно разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать с другими людьми, способствуют личностному росту. Они делятся на устойчивые и рождающиеся. Устойчивые роли давно обретены к моменту анализа, легко актуализируются при необходимости, они всегда «в доступе». Рождающиеся функциональные роли не столь устойчивы, в одной ситуации они могут сработать, в другой – нет.

Дисфункциональные роли мешают разрешению конфликтных ситуаций, сами могут порождать внешние и внутренние конфликты, ведут к разрушению личности. Они делятся на стабильные и проявляющиеся переодически (или уходящие). Стабильные дисфункциональные роли, как правило, выработаны давно, они проявляются постоянно в определенном типе ситуаций (например, уход от реальности при любой опасности или намеке на нее). Проявляющиеся переодически роли более специфицированы под ситуацию. Они называются также уходящими, потому что в процессе психотерапии часто достигается тот эффект, что дисфункциональная роль перестает проявляться всегда, становится менее генерализованой, она постепенно «уходит» из арсенала ролей.

Отдельное место занимают коупинговые роли, роли «совладания». Они не позволяют конструктивно разрешить ситацию, они не столь креативны, как функциональные роли, но и не столь патологичны, как дисфункциональные. Коупинговые роли позволяют совладать с ситуацией, отчасти снять напряженность и отсрочить ее разрешение. Коупинговые роли делятся на три группы: «Движение к», «Движение от» и «Движение против». Имеется в виду отношение к ситуации, направление внутреннего движения в ситуации. Например, в ситуации агрессии можно попробовать «пристроиться» к агрессору, и такую роль мы отнесем к группе «Движение к»; можно выйти из ситуации, например убежать или попробовать игнорировать агрессивные действия – такие роли мы отнесем к группе «Движение от»; третий способ реагирования (неважно, внутреннего или внешнего), относящийся к группе «Движение против» - это проявить ответную агрессию.

Ролевой анализ используется главным образом как инструмент анализа терапевтического процесса. С его помощью можно увидеть взаимодействие ролей (их конфликт, склейки, переходы друг в друга) и результат, получаемый в конце работы. При благополучном протекании сеанса дисфункциональные и коупинговые роли преобразуются в функциональные.

Распределение ролей по этим группам – дело сложное, особенно при анализе текста. Поэтому прошу читателя оставаться спокойным, если та или иная роль будет, по его мнению, отнесена не в ту категорию. 

Технически анализ осуществляется следующим образом. Сначала нужно назвать роль. В австралийской школе это делается так: задается вопрос, что человек делает и от глагола образуется существительное. Затем отвечают на вопрос, как он это делает, и к существительному присоединяется одно или два прилагательных. Если в английском языке это легко сделать, присоединив к глаголу окончание –er, то в русском языке возникает сложность. Например, к глаголу think присоединяется окончание –er, получается существительное thinker, вполне приемлемое для английского языка. В русском получится либо существительное в форме прилагательного «думающий», либо существительное «думатель». Второе компьютер сейчас подчеркнул как несуществующее, и, действительно, оно коряво. В первом случае при присоединении прилагательного получается громоздкая конструкция вроде «вдохновленный думающий». Можно выйти из положения, подыскивая синонимы (в данном случае, например, «мыслитель» или «созидатель»), но это изменяет оттенки смысла. Можно найти метафору, например, «ученый», но это расширяет роль.

В виду вышесказанного прошу прощения у читателя, которому некоторые из названий ролей покажутся странными. В своих комментариях к сценам я постараюсь объяснить, что я имел в виду в том или ином случае.

При определении роли необходимо строго придерживаться принципа «бритвы Оккама». Определение роли должно быть логичным, то есть необходимым и достаточным, а количество ролей должно соответствовать ситуации и целям анализа. Понятно, что в любой ситуации и в любом человеке существует масса ролей, некоторые из которых в данный момент  задействованы, другие неактивны, третьи потенциальны и т.д. В терапевтическом процессе выделение значимых ролей регулируется контрактом, заключенным с протагонистом и терапевтическими гипотезами директора. При анализе мифа я буду придерживаться текста и исследовательской гипотезы о конфликте «мужского» и «женского» в психике Брюнхильд. Естественно, такой подход оставляет место для произвола интерпретатора. В свое оправдание скажу только, что все известные мне способы анализа мифа страдают тем же недостатком. (В качестве примера приведу широко известный миф о Психее в изложении Р. Джонсона. Он используется для иллюстрации женской индивидуации, но совершенно непонятно, почему это «женский миф». Если главным героем поставить не Психею, а Амура, то можно рассматривать Психею не как личность, а как Анимус Амура – получится «мужской миф». Дело вкуса интерпретатора. В еще большей степени, кстати, сказанное относится  к Брюнхильд и Сигурду).        

Но вернемся к ролевому анализу. Относительно психологических (да и социальных) ролей важно помнить, что каждая роль имеет дополнительные к ней, комплиментарные роли. Если у нас есть «убегающая жертва», то должен быть и «догоняющий преследователь», иначе зачем бы жертве убегать. Важно осознавать, что это именно внутренние, психологические роли того, кого мы анализируем, даже если они имеют аналог в социальной реальности. В психотерапевтической работе этот принцип анализа выражается в том, что в таблицу внутренних ролей мы вносим все дополнительные Я, присутствовавших в драме. Например, для протагонистки-женщины мы внесем в список и «Обвиняющую мать», и «Отстраненного отца», если они были на сцене. Поэтому читателя не должно удивлять, если в списке ролей Брюнхильд он увидит «Наказывающего отца».

Теперь обратимся к анализу социальных ролей. Принцип здесь тот же, мы обозначаем роли, по возможности через существительное и прилагательное, и рассматриваем их взаимодействие. Разница состоит в том, что при анализе социального взаимодействия мы обращается не к внутренним, психологическим ролям, а к чувственно-поведенческому взаимодействию  двух или более реальных людей. В данном случае, я взял для анализа три разговора Брюнхильд с Сигурдом. Это удобно, поскольку текст изобилует эмоционально окрашенными диалогами. Поскольку речь идет о разговорах, в дальнейшем социальные роли Сигурда и Брюнхильд я буду называть коммуникативными ролями.

С моей точки зрения, анализ коммуникативных ролей даст представление о том, что происходит, какие стимулы предъявляет ей социальная реальность. Анализ психологических ролей ответит на вопрос, почему Брюнхильд реагирует так или иначе, какие внутренние силы заставляют ее так реагировать. Для частичного ответа на вопрос, как сформировались эти внутренние силы, я предложу читателю краткий анализ социального атома Брюнхильд.   

На этом я заканчиваю рассказ о ролевом анализе и перехожу к изложению сюжета мифа. Я постараюсь изложить содержание 40 страниц текста как можно короче. Надеюсь, что то, что останется непонятным после ознакомления с сюжетом, станет ясным в процессе анализа. Разбиение на абзацы соответствует разбиению на сцены при психодраматической постановке. Сцены, которые я взял для анализа, выделены курсивом.

Миф о Брюнхильд и Сигурде

Сигурд, только что совершивший свой самый славный подвиг – убийство дракона Фафнира - едет лесом, видит перед собой «свет великий, точно огонь горит», проезжает сквозь огонь нее и видит спящего воина в полном боевом облачении. Снимает шлем, это оказывается женщина. Пытается снять доспехи – не получается. Тогда он мечом разрезает доспехи и женщина просыпается. Рассказывает, что она валькирия, ее зовут Брюнхильд, что она пошла наперекор воле верховного бога Одина, подарив победу в битве полюбившемуся ей воину. Один уколол ее сонным шипом и предсказал, что она не будет больше воевать, а выйдет замуж. Она поклялась не выходить ни за кого, кому ведом страх. Сигурд и Брюнхильд вместе пьют кубок вина и Брюнхильд учит Сигурда мудрости рун и дает советы на разные случаи жизни. Сигурд поражен ее мудростью и предлагает ей стать его женой. Брюнхильд соглашается, они обмениваются клятвами.

Сигурд приезжает к воспитателю Брюнхильд Хеймиру. Он женат на сестре Брюнхильд Бекхильд, Туда же, отдельно от Сигурда, приезжает Брюнхильд. Брюнхильд сидит за вышивкой, изображая подвиги Сигурда. Сигурд приходит к ней в палаты. Между ними происходит разговор, в процессе которого Брюнхильд говорит, что она – воин, ей нравится ходить в походы и она не хочет замуж. Однако, под влиянием пылкости Сигурда она соглашается. Они вновь обмениваются клятвами. Сигурд дарит ей золотой перстень. Через некоторое время Сигурд отправляется на поиски подвигов и пребывает ко двору конунга (правителя) Гьюки. 

Новые лица: конунг Гьюки, его жена-колдунья Гримхильд, их сыновья Гуннар, Хёгни  и Готторм и дочь Гудрун. Сигурд приезжает к Гьюки. Вместе с Гуннаром и Хёгни они совершают множество славных подвигов, укрепляя державу Гьюки.  Гримхильд решает, что Сигурд будет хорошим мужем для Гудрун и варит дурманный мед. Сигурд пьет мед и забывает Брюнхильд. Сигурд братается с Гуннаром и Хёгни и женится на Гудрун. Следующая задумка Гримхильд – женить Гуннара на Брюнхильд. Все Гьюкинги отправляются в свадебное посольство к Будли, отцу Брюнхильд. Вместе с ними едет и Сигурд.

Будли предлагает Брюнхильд выбрать себе мужа из сыновей Гьюки. Брюнхильд отказывается и предлагает лучше возглавить треть их войска для оказания сопротивления (остальные две трети должны возглавить ее отец и брат Атли). Будли настаивает на том, чтобы она выбрала себе мужа, грозя в противном случае лишить своей милости и наследства. Брюнхильд соглашается, но ставит условие: она выйдет замуж за того, кто проедет сквозь огонь, разведенный вокруг ее палат.

Гуннар пробует проехать сквозь огонь, но его конь отказывается. Они меняются конями с Сигурдом, но конь отказывается повиноваться другому седоку. Тогда с помощью колдовства Гримхильд они меняются обличьями. Сигурд в обличье Гуннара проезжает сквозь огонь, «ему казалось, точно едет он сквозь густую мглу».

Сигурд называется Гуннаром и сватается к Брюнхильд. Она говорит, что ее мужем может быть только славнейший. Он отвечает, что выполнил ее условие. Она вынуждена признать его правоту. Они проводят три дня вместе и спят в одной кровати, но между ними – меч Сигурда. Перед тем, как уйти, Сигурд забирает у нее тот перстень, что дал раньше и дарит ей другой, из сокровищ дракона Фафнира. Первый перстень он потом дарит своей жене Гудрун.

Брюнхильд советуется со своим воспитателем Хеймиром, сомневается в том, что это был не Сигурд. Хеймир отвечает, что она дала клятву и ее условие выполнено. Здесь единственный раз в саге упоминается о том, что у Брюнхильд есть дочь от Сигурда. Она оставляет ее на воспитание Хеймиру и отправляется ко двору Гьюки. Там они женятся с Гуннаром. «А когда кончился пир, вспомнил тут Сигурд о всех клятвах, которыми обменялся он с Брюнхильд, но не подал виду».

Некоторое время они все вместе живут счастливо. Но однажды Брюнхильд и Гудрун отправляются на реку мыть волосы и спорят о том, кто должен это делать, стоя ниже по течению. Брюнхильд настаивает на своем главенстве, поскольку это ее муж, Гуннар, совершил более славный подвиг – проехал сквозь пламя. Но Гудрун раскрывает ей обман, объясняет, что сквозь огонь проехал Сигурд и в доказательство демонстрирует ей кольцо, которое раньше было у Брюнхильд. Брюнхильд возвращается в большой печали.

Дома Сигурд запрещает Гудрун говорить с Брюнхильд о причине ее печали. Но она нарушает запрет и узнает о договоре Брюнхильд с Сигурдом. Королевы ссорятся, потом, для видимости, мирятся, но Брюнхильд затаивает злобу.

Во время разговора с Гуннаром, Брюнхильд обвиняет его в обмане и пытается убить, но это ей не удается. После этого Брюнхильд впадает в черную меланхолию, запирается в своих палатах, не ест, не пьет, на пяльцах не вышивает. Сначала Гуннар, потом Хёгни пытаются ее развеселить, но безрезультатно.

Приходит Сигурд, между ними происходит объяснение. Брюнхильд обвиняет его в обмане, говорит, что хочет его смерти. Сигурд оправдывается, предлагает им стать любовниками, наконец, обещает бросить Гудрун, но все безрезультатно.

Брюнхильд зовет Гуннара и говорит ему, что спала с Сигурдом, когда он приезжал ее сватать. «... теперь не хочу я иметь двух мужей в одной палате. И должен теперь умереть Сигурд, или ты, или я».

Гуннар сомневается. С одной стороны, он побратим Сигурда, с другой – любит Брюнхильд. Вместе с Хёгни они уговаривают своего третьего брата, Готторма, убить Сигурда. С третьего раза Готторму это удается.

После смерти Сигурда Брюнхильд горько смеется, рассказывает правду про меч, обвиняет братьев в клятвопреспуплении. Гуннар просит ее быть счастливой, но она пронзает себя меч. Потом предсказывает злую судьбу Гуннару, Гудрун и Атли и просит положить ее на костер с Сигмундом (с мечом между ними). После этого умирает.

 

Таково содержание мифа. Анализ я начну с рассказа о том, кто такие валькирии. Валькирии – это могучие воинственные девы, подчиненные Одину. А их функции входило решать, кому из воинов, вступающих в битву, оставаться в живых, а кому отправляться в Вальгаллу – небесный чертог Одина, предназначенный для с честью погибших воинов. (Само название «валькирия» означает «выбирающая воинов»). Валькирии так же сопровождали павших в Вальгаллу и там прислуживали им за столом: «подносят питье, смотрят за всякой посудой и чашками» («Младшая Эдда»).

Очень энергичная и кровожадная «Песнь валькирий» из «Старшей Эдды» характеризует валькирий как «жен копьеносных», с обнаженными мечами скачущими на неоседланных конях.

Такова природа Брюнхильд. Более подробная история ее отлучении от битв мы знаем из «Старшей Эдды»:

Конунг смелый
наши одежды,
 восьми сестер,
 под дубом схватил;
 двенадцать зим
 мне было в ту пору,
 когда обещала я
 конунгу помощь.
 
Там в Хлюмдалире
Хильд шлемоносной
меня называли
все мудрые люди.

В готском краю
я тогда отправила
в сторону Хель
Хьяльм-Гуннара старого,
победу отдав
Ауды брату:
очень был этим
Один разгневан.
 
Воздвиг для меня
из щитов ограду
белых и красных.
края их смыкались;
судил он тому
сон мой нарушить,
кто ничего
не страшится в жизни.

Я начну анализ с этой сцены. Графический анализ представлен в таблице 1. В графическую демонстрацию я не включил важные дополнительные роли, они будут проанализированы здесь.

Таблица 1. Брюнхильд и Один

Условные обозначения:

Стрелка ----------->  обозначает переход одной роли в другую

Обоюдная стрелка <--------------> обозначает ролевой конфликт

Стрелка, направленная от стрелки, обозначающей ролевой конфликт, к роли обозначает способ разрешения конфликта

Стрелка, направленная от роли к стрелке, обозначающей ролевой конфликт, указывает на роль, влияющую на разрешение конфликта.

Итак, у нас есть роли Послушная Дочь и Сильная Воительница. Комплиментарной к Послушной Дочери является роль Сильного Покровительствующего Отца, Одина. Оба прилагательных очень важны для обозначения этой роли. Отец обязательно должен быть сильным, иначе валькирия не признает его власти. И он должен получать удовольствие от покровительства кому-либо. Как мы увидим в дальнейшем, Брюнхильд часто идентифицируется с этой ролью. Учитывая пол, можно было бы назвать роль вообще «Родителем», но важно как раз то, что Брюнхильд берет на себя роль покровителя-мужчины. «Подарком» Одина за послушание как раз и является роль Сильной Воительницы.

Роли Послушной дочери и Сильной Воительницы, каждая из которых функциональна, склеены между собой. Условие Одина – Брюнхильд должна выполнять его волю как валькирия (быть Послушной Дочерью), иначе она перестанет быть Сильной Воительницей, он лишит ее силы и она станет Бессильной Воительницей (дополнительная роль).  Склейка не грозит бедой до тех пор, пока не появляется фактор, грозящий эти роли развести. Этим фактором становится «молодой конунг», которого зовут Агнар. Среди внутренних ролей Брюнхильд появляется роль Влюбленной Девушки, которая конфликтует с ролью Послушной Дочери.


В саге нигде не упоминается о влюбленности Брюнхильд. Я взял на себя смелость так проинтерпретировать ее поведение, имея в виду дальнейшее содержание саги, где разворачивается конфликт между влюбленностью и воинственностью, растворением в другом и стремлением сохранить себя как целостность.

Коупинговая роль Жалеющая Помощница рождается из роли Влюбленной Девушки под влиянием внутренней роли Покровительствующий Отец. В ролевом репертуаре Брюнхильд нет модели поведения влюбленной девушки, поэтому она берет Агнара под свое покровительство. (Прилагательное «жалеющая» навеяно замечанием из «Речей Сигрдривы» («Старшая Эдда»): «...другого звали Агнар, он был братом Ауды, и его никто не хотел взять под свою защиту». Такая роль в качестве дополнительной к ней требует жалости). Роль Жалеющей Помощницы будет в дальнейшем развиваться.

Конфликт Влюбленной Девушки и Послушной Дочери после проступка Брюнхильд завершается появлением коупинговой роли, которую я назвал Непослушная Виноватая Дочь. Роль сама по себе амбивалентна, в ней одновременно присутствует и бунт и вина. Брюнхильд не может открыто бунтовать против Одина, у нее нет для этого сил, все свои силы она получает от Одина.

Дополнительной к этой роли становится Сильный Наказывающий Отец, требующий искупления вины. Брюнхильд готова принять наказание (Искупающая Вину Дочь), но требование Одина выйти замуж, то есть принять роль Послушной Жены конфликтует с ролью Сильной Воительницы.

Этот конфликт – центральный для всей истории Брюнхильд. Жена в восприятии Брюнхильд обязательно должна быть «послушной», а не, например, «счастливой», поскольку это единственный доступная ей модель поведения.  Стать Послушной Женой для Брюнхильд равносильно тому, чтобы стать Послушной Дочерью, но не по отношению к всесильному Одину, а по отношению к смертному мужчине. Это означает, что она должна отказаться от всего, что ей знакомо (в первую очередь, от битв), растворить себя в другом человеке. Брюнхильд согласна на это при условии, что ее мужем будет самый смелый мужчина, то есть мужчина, равный Одину.

Поскольку эта сцена является ключевой, поскольку в «свернутом» виде она содержит всю историю Брюнхильд, я позволю себе психоаналитическую ее интерпретацию.   

«Двенадцать зим мне было в ту пору...»  Двенадцать лет – это возраст возрождения сексуальности, знаменующий окончание латентного и начало генитального периода  в психосексуальном развитии. Латентный период – это и есть «период битв», когда энергия либидо переносится на социальную активность (учеба, общение). В   препубертатный период физиологические изменения, происходящие в организме девочки, принуждают ее к психологическим изменениям, осознанию женской полоролевой идентичности. Юная валькирия вынуждена отдыхать от битв в новом для нее женском образе. Но перспектива остаться в таком состоянии пугает девушку.

Наступает период войны с отцом. Одна из моих клиенток рассказывала мне, что до 13-ти летнего возраста ее стриг отец. До этого возраста она считала это естественным, хотя, как оценивает теперь, стриг он ее отвратительно. Но в 13 лет ей уже хотелось выглядеть как женщина. А отцу этого не хотелось, ему хотелось по-прежнему видеть в ней маленькую девочку.

Обычным выходом из этого конфликта является ролевая идентификация с матерью. Но в ролевом репертуаре валькирии нет женских ролей, так как в ее социальном атоме нет женщин, с которыми она могла бы идентифицироваться.

Взбунтовавшаяся Брюнхильд целиком оказывается во власти Одина (отцовского комплекса) и возмездие незамедлительно свершается. «Один уколол меня сонным шипом в отместку за это и рек, что никогда больше не одержу я победы, и приказал мне выйти замуж. А я в ответ дала клятву: не выходить за того, кому ведом страх». – То есть не выходить за того, кто не будет похож на Одина.

Конфликт виртуальной Послушной Жены и Сильной Воительницы заканчивается дисфункциональным решением отказаться от обеих ролей, решением не принимать никаких решений. Я назвал эту роль Спящая Воительница по аналогии со «спящей красавицей». Хотя сюжет действительно напоминает широко распространенный сказочный мотив, его психологическое содержание совершенно иное: Спящая Воительница - это усиленный вариант Бессильной Воительницы, роли, комплиментарной Сильной Воительнице. В пределе – это Мертвая Воительница, которой Брюнхильд в конце-концов и становится.

Вторая сцена, взятая мной для анализа – встреча Брюнхильд и Сигурда на горе. Графика представлена в таблице 2.

Это, пожалуй, самая ресурсная во всей истории сцена. Сигурд приезжает и разделяет: Брюнхильд отдельно, доспехи - отдельно. Я назвал эту роль Внутренний Аналитик. Пользуясь юнгианской терминологией, это Анимус с его умением отделять правду от лжи (ср. испытание с зернами в «мифе о Психее»). Обратная роль – Внутренний Манипулятор - играет важную роль в трагедии Брюнхильд.

Внутренний Аналитик разделяет женственность и боеспособность Брюнхильд, создает возможность быть женщиной, не теряя способности быть социально активной. В этой сцене не присутствует Сильная Воительница, поскольку воевать не с кем, но потенциально она никуда не делась.

Зато появляются две рождающиеся роли - Влюбленная Женщина и Мудрая Советчица.

С Влюбленной Женщиной – здесь все по сценарию «спящей красавицы». Поскольку символика дефлорации в действиях Сигурда несомненна, из девушки получается женщина. Но что делает пробудившаяся спящая красавица, если она не валькирия? Любит своего мужчину, занимается с ним сексом, выходит замуж и рожает детей. Если бы эта роль была поддержана какими-нибудь навыками женского поведения, то и сказке конец. Однако не таковы валькирии. Первое, что делает Брюнхильд, проснувшись, так это берет на себя роль Мудрой Советчицы.

Я долго сомневался, отнести эту роль к функциональным или к коупинговым. С одной стороны, это развившаяся роль Жалеющей Помощницы. Жалости здесь уже нет, Сигурд, в отличие от Агнара, занял место Одина. Если рассматривать эту роль как функциональную, то она могла бы стать очень ресурсной, например, для воспитания детей и в тех ситуациях, когда совет действительно нужен. (В этой ситуации советы действительно нужны Сигурду (сейчас я имею в виду Сигурда как человека, а не как субличность Брюнхильд), и он их с благодарностью принимает («Не найдется в мире женщины мудрее тебя. Продолжай же свои поучения»). Дело в том, что отец Сигурда погиб, когда он был в утробе матери. Если бы у меня была возможность рассмотреть внутренние роли Сигурда, выявилась бы интересная симбиотическая связь – ведь он берет в жены Брюнхильд за ее отеческую мудрость).

И все же я оставил эту роль среди коупинговых, поскольку она возникает из роли Покровительствующего Отца. Именно отца, потому что Брюнхильд как раз в таком качестве «усыновляет» Сигурда. Руническая мудрость – это привилегия Одина, он получил ее благодаря величайшей жертве, когда он распял себя на ясене Иггдрасиль и провел в таком положении 9 суток.

Брюнхильд использует эту роль для того, чтобы быть «покровительствующей», а не «послушной». При этом условии она согласна быть женой.

После того, как они обменялись клятвами, Сигурд и Брюнхильд отправляются в дом воспитателя Брюнхильд Хеймира. Но едут они туда порознь. Для меня это означает, что роль, которую символизирует в этой сцене Сигурд – роль Внутреннего Аналитика - неустойчива.

Со сцены в доме Хеймира начинается «земной» цикл мифа. Оказывается, что у нее есть земной отец, брат, сестра, воспитатель. Брюнхильд прибывает туда отдельно от Сигурда, и ведет себя вполне по-женски: «вышивала она золотом на пяльцах все те подвиги, что совершил Сигурд: гибель дракона, и захват сокровищ, и смерть Регина». Налицо все признаки поведения Влюбленной Женщины.

Туда же прибывает Сигурд, через некоторое время у них происходит разговор, который и будет предметом анализа социальных ролей. 

Первый разговор Брюнхильд и Сигурда 

Сигурд молвил:
— Будь здорова, госпожа! Как поживаешь?
Она отвечает:
— Хорошо мы живем; родичи живы и други. Неизвестно только, какое счастье донесет человек до последнего часа.

Влюбленный (C) -> Опасающаяся будущего (Б)

Он сел подле нее. А затем вошло четверо женщин с большими золотыми кувшинами, полными лучшего вина, и стали перед ними. Тут молвила Брюнхильд:
— Никому не будет предложено это место, разве что придет мой отец.
Он отвечает:
—    Теперь оно предложено тому, кого я избрал.

Энергично начинающий ухажер (С) -> Указывающая место (Б) -> Отвергающий возражения настойчивый ухажер (С)

Горница та была увешана драгоценнейшими тканями, и устлан коврами весь пол. Сигурд молвил:
— Вот случилось то, что вы нам обещали.
Она отвечает:
— Добро вам пожаловать.

Напоминающий о договоре (С) -> Подтверждающая договор (Б)

Затем она поднялась (а с нею — четыре девы) и подошла к нему с золотым кубком и попросила его испить. Он протянул руку к кубку и захватил его вместе с ее рукой и посадил ее с собою рядом. Он обнял ее шею и поцеловал ее и промолвил:
— Не родилась еще женщина прекраснее тебя.
Брюнхильд молвила:
— Мудрее было бы не доверяться женщине, ибо всегда нарушают они обещания.

Активно завлекающая женщина (Б) -> Откликающийся ухажер (С)

Активно действующий  ухажер (С) -> Предостерегающая обеспокоенная женщина (Б)

Он молвил:
— Да сойдут на нас лучшие дни, чтоб мы могли насладиться счастьем.
Брюнхильд отвечает:
— Не судила судьба, чтоб мы жили вместе: я — поленица, и ношу я шлем с конунгами ратей; им прихожу я на помощь, и мне не наскучили битвы.

Надеющийся и Обнадеживающий (С) -> Заявляющая о своих интересах (Б)

Сигурд отвечает:
— Больше будет пользы от нас, если будем мы вместе, и тяжелее мне терпеть горе, которое ты мне сулишь, чем рану от острой стали.
Брюнхильд отвечает:
— Я буду водить дружины латников, а ты возьмешь в жены Гудрун Гьюкадоттир.

Уговаривающий сменить роль (С) -> Остающаяся в роли (Б)

Сигурд отвечает:
— Не обольстит меня ни одна королевна, и нет у меня двух мыслей в этом деле; и в том клянусь я богам, что на тебе я женюсь и ни на ком другом.
Она сказала то же. Сигурд поблагодарил ее за согласие и дал ей золотой перстень. И вновь обменялись они клятвами, и пошел он к своим людям и побыл он там некое время с великою честью. 

 

Настойчиво уговаривающий (С) -> Соглашающаяся (Б).

 

Итак, у нас есть следующая последовательность «шагов» в этом разговоре. 

 

(1) Влюбленный (C) -> Опасающаяся будущего (Б)

(2) Берущий нахрапом ухажер (С) -> Урезонивающая  (Б) -> (3) Отвергающий возражения, настойчивый ухажер (С) Напоминающий о договоре (С) -> (4) Подтверждающая договор (Б) Завлекающая женщина (Б) -> Откликающийся ухажер (С) Активно действующий  ухажер (С) -> (5) Предостерегающая обеспокоенная женщина (Б) -> Надеющийся и Обнадеживающий (С) -> (6)  Заявляющая о своих интересах (Б) -> Уговаривающий сменить роль (С)  -> (7) Отказывающася сменить роль (Б) -> Настойчиво уговаривающий (С) -> (8) Соглашающаяся (Б).

         Из этого «танца» влюбленных видно, что во внутреннем мире Брюнхильд развивается конфликт между Сильной Воительницей и Влюбленной Женщиной. Влюбленная Женщина берет верх в шагах 4 и 8, Сильная Воительница - в остальных.  

Конфликт между Сильной Воительницей и Влюбленной Женщиной существует потому, что между этими ролями есть «склейка» - любо уверенная воительница, либо влюбленная женщина, жена. Склейка навязана отцом (Одином), весь опыт Брюнхильд свидетельствует о том, что мирно сосуществовать эти роли не могут. Ресурсной здесь была бы роль Мудреца, способного отделить одну роль от другой. Желательно, чтобы эта была старшая по возрасту женщина, которая бы умела преодолевать этот конфликт, но в социальном атоме Брюнхильд такой фигуры нет.  Роль Мудрой Советчицы не может осуществить этой функции, потому что советовать валькирия может только другим. Роль Аналитика этой функции выполнять не может, потому что, как рождающаяся роль, она требует поддержки со стороны внешней реальности,  а внешняя реальность в лице Сигурда поддерживает Влюбленную Женщину и эта роль временно побеждает в конфликте, однако склейка никуда не исчезает. В результате рождаются две коупинговые роли, которые я назвал Опасающаяся Воительница и Сомневающаяся Влюбленная Женщина. (табл.3)




Воительница теряет уверенность в себе, в своем социальном статусе и силах и, как мы увидим в дальнейшем,  будет тянуть Брюнхильд от Сигурда. Сомневающаяся Влюбленная Женщина будет подталкивать ее к объекту влюбленности, но при этом Брюнхильд теряет спокойствие и уверенность, которые дает неомраченная сомнениями любовь.

Следующая сцена, которую я проанализирую – сцена разговора с отцом и выдвижение условий замужества. Между этими двумя сценами проходит долгое время, в течение которого Сигурд совершил свои подвиги, женился на Гудрун и забыл Брюнхильд. Брюнхильд все это время ждет Сигурда. Наконец, за Брюнхильд приезжают свататься, но это не Сигурд. Она предлагает отцу оказать сопротивление и хочет возглавить треть войска (остальные две трети должны возглавить отец и брат),  но Будли, как и в свое время и Один, отказывает ей в праве быть Воительницей. Она должна выйти замуж  или он лишит ее своего расположения и наследства. В отличие от первой сцены,  Брюнхильд  не впадает в стопор, она готова выйти замуж, но ставит условие: ее мужем будет лишь самый смелый из воинов, тот, кто проскачет сквозь огонь, окружающий ее палаты. Она полагает, что этот подвиг может совершить только Сигурд. 

По моему мнению,  Брюнхильд изобретает новый способ разрешения конфликта между ролями Сильной Воительницы и Послушной Жены:  она готова стать Счастливой-Послушной-Женой-при-Самом-Сильном-Муже, отказавшись от роли Сильной Воительницы. Функции Сильной Воительницы при этом как бы делегируются Самому Сильному Мужу. При этом варианте Брюнхильд пробует остаться Послушной Дочерью (выполнить волю отца и решение Одина) и при этом учесть пожелания Влюбленной Женщины.

Как мы увидим в дальнейшем, если роль Счастливой Послушной Жены при Самом Сильном Муже распадается на две, то опять возникает конфликт Послушной Жены и Сильной Воительницы. 

Это явно коупинговый вариант решения из группы «Движение к». К его положительным аспектам можно отнести то, что Брюнхильд выполняет  требования отца и получает, как ей кажется, того, кого она хочет. Отрицательным следствием является то, что Брюнхильд попадает в ею самой подготовленную западню: дав слово, она будет вынуждена выйти замуж.

В виду того, что Брюнхильд сама «склеивает» две роли – Сильного Мужа и Счастливой Послушной Жены, мы вводим роль Внутреннего Манипулятора, которая влияет как на конфликт Воительницы и Влюбленной Женщины, так и на конфликт Воительницы и Послушной Дочери. Эта роль обратно комплементарна Внутреннему Аналитику и однозначно дисфункциональна. Исторически, эта роль выросла из манипулятивного поведения Одина по отношению к Брюнхильд.

Как мы помним, Гуннар, по не зависящим от него причинам, не смог выполнить условие Брюнхильд, и сквозь пламя проскакал Сигурд в обличье Гуннара. В дальнейшем при анализе коммуникативных ролей я буду называть его Гуннаром, поскольку Брюнхильд видит именно Гуннара. (Обмен обличьями не так важен для ролевого анализа, как, например, для юнгианского).

Таблица 4. Разговор с отцом о сватовстве

 


Второй разговор Брюнхильд и Сигурда

А когда Сигурд проехал сквозь полымя, увидел он там некий прекрасный дом; а в доме сидела Брюнхильд. Она спросила, кто этот муж; а он назвался Гуннаром Гьюкасоном, «и назначена ты мне в жены (если я перескочу через твое полымя) с соизволения отца твоего и пестуна и с вашего согласия».
— Не знаю я, право, что мне на это ответить.
Заявляющий о своих правах (Г) -> Обескураженная (Б)
Сигурд стоял во весь рост в покое том и опирался на рукоять меча и молвил Брюнхильд:
— Дам я за тебя большое вено в золоте и славных сокровищах.
Она отвечает со своего престола, как лебедь с волны; и в руке у нее — меч, а на голове — шлем, и сама она — в броне.
— Гуннар, — говорит она, — не говори со мною так, если ты не сильнее всех людей; и должен бы убить тех, что ко мне сватались, если хватит у тебя духа. Сражалась я в битве вместе с русским конунгом и окрасились доспехи наши людской кровью, и этого жаждем мы вновь.

Подкупающий (Г) -> Заявляющая о своей воинственности. Требующая подтверждения мужественности (Б)

Он отвечает:
— Много подвигов вы совершили. Но вспомните теперь о своем обете, что если будет пройден этот огонь, пойдете вы за того человека, кому это удастся.
Видит она тут, что правилен его ответ и верен довод в этом деле, встает и принимает его радушно.
Признающий ее воинственность. Заявляющий о своих правах (Г) -> Внемлющая доводам (Б)
Оставался он там три ночи, и спали они на одной постели. Он берет меч Грам и кладет его обнаженным между собой и ею. Она спрашивает, почему он так поступает. Он отвечает, что так суждено ему справить свадьбу со своею женой или же принять смерть. В ту пору взял он у нее перстень тот, который подарил ей прежде, и дал ей другой из наследия Фафнира.

 

(1) Заявляющий о своих правах (Г) -> Обескураженная (Б) ->

(2) Подкупающий (Г) -> Заявляющая о своей воинственности. Требующая подтверждения мужественности (Б) -> (3) Признающий ее воинственность. Заявляющий о своих правах (Г) -> Внемлющая доводам (Б).

 Этот короткий разговор насыщен психологическим смыслом. Брюнхильд попадает в свою ловушку - вместо Сигурда пришел Гуннар и она вынуждена выйти за него замуж. Из разговора хорошо видно, как в него включены уже знакомые нам внутренние роли Брюнхильд: Опасающаяся Воительница (шаг 1, 2), Послушная Жена при Самом Сильном Муже (2, 3). Кроме них проявляется роль Внутреннего Манипулятора – как Гуннар, так и Брюнхильд пытаются манипулировать друг другом: Гуннар, используя замешательство Брюнхильд, пытается ее подкупить, а Брюнхильд ставит выполнение своего обещания в зависимость от дополнительных подтверждений мужественности Гуннара (табл.5).

Таблица 5. Разговор Брюнхильд с Гуннаром (Сигурдом).


В этом разговоре очень выпукло представлено формирование установки Брюнхильд. Она ожидает «самого-самого» мужчину, Сигурда, чтобы покориться ему так же, как она была покорна отцу. Приходит другой мужчина и требует сдержать слово. Брюнхильд обескуражена. Чтобы сойти со своего престола, ей требуются доказательства мужественности Гуннара. Он указывает на то, что только что совершенный им подвиг – достаточное тому доказательство. Брюнхильд с этим соглашается (появляется новая, очень сильная роль Верная Долгу). В результате, она добилась того, чего от нее требовала Сильная Воительница - Сильного Мужчину, она должна стать Послушной Женой, но не сможет стать Счастливой Женой, поскольку требования Влюбленной Женщины не учтены. (Влюбленная Женщина с этого момента вообще исчезает со сцены).

Следующая сцена – ссора двух королев. В течение некоторого времени Брюнхильд с Гуннаром и Гудрун с Сигурдом мирно уживаются под одной крышей в доме конунга Гьюки. Влюбленная Женщина надежно подавлена, Брюнхильд целиком отдалась исполнению роли Послушной Жены при Самом Сильном Муже.

Гудрун в этой сцене выступает как Открывающая Глаза. Эта роль – отголосок Внутреннего Аналитика. К коупиноговым она относится потому, что Гудрун действует не в интересах Брюнхильд, как в свое время Сигурд, а в своих собственных, стараясь навредить Брюнхильд. Положительным ее аспектом является возможность преодолеть обман, увидеть правду.

Гуннар перестает быть Самым Сильным Мужем, на эту роль вновь претендует Сигурд, но он ей недоступен. Отсюда возникает роль Обманутой Женщины.

Роль Послушной Жены при Самом Сильном Муже распадается на две: Обманутой Женщины и Бессильной воительницы. Вновь возникает роль воительницы, но на этот раз это Бессильная Воительница - сила уже отнята униженным положением Послушной Жены, опасения Опасающейся Воительницы оправдались.

Из роли Обманутой Женщины вырастает дисфункциональная роль Яростной Мстительницы, которая постепенно становится стабильной. Из мифа видно, как эволюционирует эта роль. Брюнхильд обращает свой бессильный гнев сначала на Гудрун, затем на Гримхильд, потом пытается убить Гуннара. Но поскольку возможностей для мести нет (воительница бессильна), Брюнхильд впадает в роль, которую я назвал Депрессивная Валькирия. Эта роль содержит в себе и бушующий гнев Яростной Мстительницы, и отчаяние Бессильной Воительницы.

         Заключительная сцена, которую мне хотелось бы проанализировать как с точки зрения внутренних, так и коммуникативных ролей – последний разговор Сигурда и Брюнхильд.

Таблица 6. Ссора двух королев

 

Последний разговор Брюнхильд и Сигурда

Сигурд вышел и нашел покой незапертым.
Он думал, что она спит, и стянул с нее покрывало и молвил:
— Проснись же, Брюнхильд. Солнце сияет по всему дому, и довольно спать. Отбрось печаль и предайся радости.
Она молвила:
— Что это за дерзость, что ты являешься ко мне? Никто не обошелся со мной хуже, чем ты, при этом обмане.

Оптимистичный инициатор радости -> Агрессивный обвинитель

Сигурд спрашивает:
— Почему не говоришь ты с людьми, и что тебя огорчает?
Брюнхильд отвечает:
— Тебе я поведаю свой гнев.

Заботливо спрашивающий  -> Пассивный обвинитель

Сигурд молвил:
— Околдована ты, если думаешь, что я мыслю на тебя зло. А Гуннар — твой муж, которого ты избрала.
— Нет! — говорит она. — Не проехал Гуннар к нам сквозь огонь и не принес он мне на вено убитых бойцов. Дивилась я тому человеку, что пришел ко мне в палату, и казалось мне, будто я узнаю ваши глаза, но не могла я ясно распознать из-за дымки, которая застилала мою хамингью.

Защищающийся с перекладыванием ответственности -> Отказывающаяся принять ответственность

Сигурд говорит:
—    Не лучшие мы люди, чем сыны Гьюки.
Брюнхильд отвечает:
—Ты, Сигурд, победил змея и проехал сквозь огонь ради меня, а не сыны Гьюки-конунга.

Убеждающий, что все нормально ->à Отазывающаяся верить

Сигурд отвечает:
— Не был я твоим мужем, ни ты — моей женой, и заплатил за тебя вено славный конунг.
Брюнхильд отвечает:
— Никогда не смотрела я на Гуннара так, что сердце во мне веселилось, и злобствую я на него, хоть и скрываю пред другими.

Убеждающий, что все нормально -> Отазывающаяся верить

— Это бесчеловечно, — сказал Сигурд, — не любить такого конунга. Но что всего больше тебя печалит? Кажется мне, что любовь для тебя дороже золота.
Брюнхильд отвечает;
— Это — самое злое мое горе, что не могу я добиться, чтобы острый меч обагрился твоею кровью.

Журящий обвинитель -> Бессильный агрессор

Сигурд отвечает:
— Не говори так! Недолго осталось ждать, пока острый меч вонзится мне в сердце, и не проси ты себе худшей участи, ибо ты меня не переживешь, да и мало дней жизни осталось нам обоим.
Брюнхильд отвечает:
— Ни малой беды не сулят мне твои слова, ибо всякой радости лишили вы меня своим обманом, и не дорожу я жизнью.

Напоминающий о смерти ->à Безнадежно смелая фаталистка

Сигурд отвечает:
— Живи и люби Гуннара-конунга и меня, и все свое богатство готов я отдать, чтобы ты не умерла.
Брюнхильд отвечает:
— Не знаешь ты моего нрава. Ты выше всех людей, но ни одна женщина не так ненавистна тебе, как я.

Утешающий -> Обвиняющая

Сигурд отвечает:
— Обратное — вернее: я люблю тебя больше себя самого, хоть я и помогал им в обмане, и теперь этого не изменишь. Но всегда с тех пор, как я опомнился, жалел я о том, что ты не стала моей женой; но я сносил это, как мог, когда бывал в королевской палате, и все же было мне любо, когда мы все сидели вместе. Может также случиться, что исполнится то, что предсказано, и незачем о том горевать.
Брюнхильд отвечает:
—   Слишком поздно вздумал ты говорить, что печалит тебя мое горе; а теперь нет нам исцеления.

Оправдывающийся фаталист ->  Опустившая руки фаталистка

Сигурд отвечает:
— Охотно бы я хотел, чтоб взошли мы с тобой на одно ложе, и ты стала моей женой.
Брюнхильд отвечает:
— Непристойные твои речи, и не буду я любить двух конунгов в одной палате, и прежде расстанусь я с жизнью, чем обману Гуннара-конунга. Но ты вспомни о том, как мы встретились на горе той и обменялись клятвами; а теперь они все нарушены, и не мила мне жизнь.

Предлагающий компромисс -> Агрессивно отказывающаяся от компромисса

— Не помнил я твоего имени, — сказал Сигурд, — и не узнал тебя раньше, чем ты вышла замуж, — ив этом великое горе.
Тогда молвила Брюнхильд:
— Я поклялась выйти за того, кто проскачет сквозь полымя, и эту клятву я хотела сдержать или умереть.

Оправдывающийся -> Нажимающая

— Лучше женюсь я на тебе и покину Гудрун, лишь бы ты не умерла, — молвил Сигурд, и так вздымалась его грудь, что лопнули кольца брони.
— Не хочу я тебя, — сказала Брюнхильд, — и никого другого.

Сдающийся -> Отказывающаяся принять капитуляцию

 

Итак, в целом, коммуникативные роли выглядят так: 

(1) Оптимистичный инициатор радости (С) -> Агрессивный обвинитель (Б) -> (2) Заботливо спрашивающий (С)  -> Пассивный обвинитель (Б) -> (3) Защищающийся с перекладыванием ответственности (С) -> Отказывающаяся принять ответственность (Б) -> (4а) Убеждающий, что все нормально (С) -> Отазывающаяся верить (Б) -> (4б) Убеждающий, что все нормально (С) -> Отазывающаяся верить (Б) -> (5) Журящий обвинитель (С) -> Бессильный агрессор (Б) -> (6) Напоминающий о смерти (С) -> Безнадежно смелая фаталистка (Б) -> (7) Утешающий (С) -> Обвиняющая (Б) -> (8) Оправдывающийся фаталист (С) ->  Опустившая руки фаталистка (Б) -> (9) Предлагающий компромисс (С) -> Агрессивно отказывающаяся от компромисса  (Б) -> (10) Оправдывающийся (С) -> Нажимающая (Б) -> (11) Сдающийся (С) -> Отказывающаяся принять капитуляцию (Б).

Сигурд в различных, преимущественно манипулятивных формах пытается убедить Брюнхильд в том, что ничего страшного не произошло, возродить роль Послушной Жены при Самом Сильном Муже. Особенно отчетливо это проявляется в его попытках показать (шаги 4а, 4б), что Гуннар – ничем не худший конунг, чем он сам. Но вместо того, чтобы активизировать желаемую роль, действия Сигурда усиливают сопротивление«Депрессивной Валькирии (реакции Брюнхильд с 1 по 5).

В шагах 6 и 8 проявляется фатализм обоих героев. Дело в том, что как Сигурд, так и Брюнхильд изначально знают свою судьбу – Сигурд в юности ее предсказал его дядя, а Брюнхильд знает будущее как валькирия. Психологическая интерпретация всеведения Сигурда остается за рамками этой статьи. Что касается Брюнхильд, то ее фатализм вызван тем, что она все-таки нарушила волю Одина – вышла замуж не за Самого Сильного Мужа, и наказание теперь неизбежно.

Здесь во внутренней ролевой картине Брюнхильд вновь проявляется теперь уже дисфункциональная роль Верной Долгу. Дисфункциональной она стала потому, что Брюнхильд понимает долг не как выполнение принятых на себя обязательств, а как безусловное долженствование Одину. Она продолжает искупать свою «вину» перед ним.

Начиная с 9 шага Сигурд меняет тактику и пытается теперь воззвать к роли Влюбленной Женщины, но эта роль уже растворена в других, дисфункциональных ролях. В этой сцене Брюнхильд нигде не говорит о своей любви, лишь упоминает, что Сигурд «выше всех» (Самый Сильный Муж). Вместо Влюбленной Женщины Сигурд встречается с Верной Долгу, и, начиная с этого момента Яростная Мстительница освобождается от сковывающего ее бессилия. Брюнхильд принимает решение погубить Сигурда, обретает цель. Яростная Мстительница становится Целенаправленной Мстительницей.  (Напомню читателю, что ярость, в отличие от агрессии, нецеленаправлена).

Дальнейшее становится делом техники Внутреннего (а теперь уже и внешнего) Манипулятора. После смерти Сигурда для Брюнхильд не остается надежды встретиться с Самым Сильным Мужем (Лишенная Надежды Фаталистка) и роль Верной Долгу принуждает ее к самоубийству (второй укол сонным шипом оказывается смертельным).     

Таблица 7. Последний разговор Брюнхильд с Сигурдом

 

Я закончил ролевой анализ мифа. Теперь мне кажется целесообразным рассмотреть социальный атом Брюнхильд – это поможет нам понять специфику и ограничения ее ролевого репертуара.

Социальный атом Брюнхильд

Напомню, что классический социальный атом Морено делится на три зоны, в зависимости от эмоциональной близости к людям, в него входящим. Текст мифа не дает возможности точно определить степень эмоциональной близости. Можно догадываться, что Один, Будли, Хеймир, (положительное отношение), Гримхильд (отрицательное отношение), Сигурд, Гуннар и Гудрун (амбивалентное отношение) находятся ближе к ядру социального атома, чем остальные персонажи, но это только догадки. Поэтому я не стал делить социальный атом Брюнхильд на зоны, а просто охарактеризовал входящих в него людей и те роли, которые они играют. Брюнхильд, соответственно, остается либо идентифицироваться с этими ролями, либо «пристраиваться» к ним, продуцируя комплиментарные роли.

Один. Верховный бог скандинавского пантеона, покровитель валькирий. Отношения с ним носят характер «Отец - Дочь», предполагая либо безусловное подчинение, либо наказание за непослушание. Роли: «Сильный покровительствующий отец», «Сильный наказывающий отец».

Будли.  «Земной» отец Брюнхильд, во многом дублирующий действия Одина. Можно охарактеризовать как властного отца. Так же требует безусловного послушания, также грозит лишением своего расположения за непослушание. Роли – те же.

Атли. Брат. Историки считают, что имеется в виду гуннский вождь Атилла, известный своей жестокостью (само имя «Атли» означает «грубый»). Психологические характеристики – те же, что и у отца.

Бекхильд. Сестра. Прямо противопоставляется Брюнхильд как образец женственности. Она «звалась Бекхильд, потому что оставалась дома и училась рукоделию, а Брюнхильд носила шлем и броню и ходила в бой, и поэтому прозвали ее Брюнхильд». («Бекхильд» означает «скамья битвы», «Брюнхильд» – «шлем битвы»). Потенциально может порождать роль «Счастливой жены» в противовес «Послушной жене». Но в саге ничего не говорится об отношениях между сестрами.

Хеймир. Муж Бекхильд, воспитатель Брюнхильд. У скандинавов было принято отдавать детей на воспитание знатным людям, видимо, так поступили и с Брюнхильд. У Брюнхильд с Хеймиром близкий эмоциональный контакт, именно к нему она идет советоваться по поводу замужества, ему оставляет на воспитание свою дочь. Хеймир расположен по отношению к Брюнхильд, но бессилен оказать ей действенную помощь. На мой взгляд, олицетворяет любящего, но бессильного отца. Советует сдержать данное Гуннару слово, несмотря на ее сомнения. Роли: «Благорасположенный советчик», «Бессильный друг», «Манифестатор долга».

Гуннар. Муж Брюнхильд. Сигурд не раз указывает, что Гуннар – достойный муж для Брюнхильд, но она отказывается этому верить. Пока она видит в нем «самого-самого» героя, она может быть при нем «Счастливой женой». Когда его героизм развенчан, он становится презираемым и ненавидимым «не конунгом» и «не витязем», и Брюнхильд вынуждена вновь стать валькирией. Хотя является побратимом  Роли: «Любящий муж», «Муж - герой», «Развенчанный герой», «Соучастник убийства».

Гудрун. Сестра Гуннара, соперница Брюнхильд в борьбе за Сигурда. В истории Брюнхильд играет важную роль: во-первых, она жена Сигурда; во-вторых, она открывает Брюнхильд глаза на обман; в-третьих она пытается примирить всех, именно она отправляет Сигурда на последний разговор с Брюнхильд. По ходу действия отношения с Брюнхильд меняются: сначала она отправляется к Брюнхильд за советом, потом они дружат, потом соперничают, потом открытая вражда переходит в скрытую. Роли: «Удачливая соперница», «Открывающая глаза», «Миротворец».

Хёгни. Брат Гуннара, побратим Сигурда. В течение всей истории сохраняет нейтралитет, но в целом действует в интересах Гуннара. Уговаривает Гуннара согласиться на то, чтобы Готторм убил Сигурда. Главная роль: «Убийца советом».

Готторм. Единственное деяние – убийство Сигурда. Роль: «Убийца рукой».

Гьюки. Отец трех братьев и Гудрун. Участия в действии не принимает.

Гримхильд. Жена Гьюки. Характеризуется как волшебница. Подает дурманный мед Сигурду, помогает им с Гуннаром поменяться обличьями. Действует в интересах детей. Для Брюнхильд могла бы стать образцом женской мудрости, но Брюнхильд воспринимает ее как «свекровь-ведьму» и в конце проклинает. Роли: «Заботливая мать», «Коварная волшебница», «Мудрая женщина».

Агнар. Первая любовь Брюнхильд, ради которого она идет против воли Одина. Похищая одежду, вынуждает Брюнхильд взять его под покровительства. Роль: «Нуждающийся в помощи», «Шантажист».

Сигурд.  Отношение Брюнхильд к Сигурду меняется от восхищения и любви до ненависти. Столь же разнообразен и его ролевой репертуар: «Самый храбрый герой», «Аналитик», «Восхищенный ученик», «Влюбленный», «Ретивый ухажер», «Любовник», «Жених»,  «Клятвопреступник по неведению», «Незадачливый миротворец», «Жертва мести».

Давайте рассмотрим, как развивались внутренние роли Брюнхильд.

При взгляде на таблицу видно, как роли из категории функциональных перемещаются в область коупинговых и дисфункциональных. В последней сцене все роли дисфункциональны.

Сильная воительница после конфликтов с Послушной Женой и Влюбленной Женщиной растворяется в роли Послушной Жены при Самом Сильном Муже, затем превращается в Бессильную Воительницу и Яростную Мстительницу, затем – в Яростную Мстительницу, и как результат – в Мертвую Валькирию.

Влюбленная Женщина после конфликта с Сильной Воительницей начинает сомневаться в своем  решении, потом, после коупингового решения становится Счастливой Женой при Самом Сильном Муже, а когда такое решение оказывается иллюзорным, растворяется в Послушной Жене, чтобы больше не возвращаться («Не хочу я тебя и никого больше»).

Роль Жены проходит следующие метаморфозы: сначала Послушная Жена, как возможная коупинговая роль (в ситуации, когда нужно согласовать требования Влюбленной Девушки и Наказывающего отца) конфликтует с Сильной Воительницей. Затем они изобретают собственный коупинг в виде Счастливой Жены при Самом Сильном Муже. После того, как вместо Сигурда (объекта влюбленности и, соответственно, условия счастья) появляется Гуннар, Счастливая Жена становится Послушной Женой. Когда распадается связка Послушная Жена и Самый Сильный Муж, Брюнхильд отказывается от роли Жены и мстит за то, что была вынуждена ее исполнять («...теперь не хочу я иметь двух мужей в одной палате. И должен теперь умереть или Сигурд, или ты (Гуннар. - ЛО), или я...»).

Послушная Дочь как функциональная роль сначала становится коупинговой (в разговоре с Будли о замужестве), а затем превращается в роль Верной Долгу, которая, в свою очередь, становится дисфункциональной.

Дисфункциональная роль Внутреннего Манипулятора рождается из отношений с Сильным Покровительствующим Отцом, Одином.   Один манипулирует, склеивая «Послушание» и «Силу» - «если будешь послушной, будешь сильной»; «если не будешь послушной, будешь слабой».  В дальнейшем уже Внутренний Манипулятор Брюнхильд требует, чтобы ее избранник уподобился Одину (стал Самым Сильным),сделал Жену послушной и обеспечивал ее силой , отказывая ей в возможности обладать собственной силой. Кроме того, Внутренний манипулятор перекрывает Брюнхильд возможность получать силы из таких мощных источников, как женственность и любовь (Влюбленная Женщина), ассоциируя их со слабостью и подчиненностью.  

Жизненные ситуации женщин с «комплексом валькирии» могут быть разными в зависимости от обстоятельств и степени развития процесса. Обязательным условием наличия «комплекса валькирии» является фиксация на фигуре отца.

Женщина с этим комплексом привязана к отцу. Даже если клиентка не считает отца сильным в момент обращения к терапевту, в ее воспоминаниях можно найти то время, когда он был героем. Часто такие отцы удерживают своих взрослых дочерей в психологической зависимости, манипулируя собственной беспомощностью и заставляя их тем самым самим принимать роль «Покровительствующего отца».

Вторым важным элементом «комплекса валькирии» является отсутствие фигуры матери как модели женского поведения (напомню, что в социальном атоме Брюнхильд нет фигуры матери). Разумеется, это условие не предполагает физического отсутствия матери, реальная мать может быть властной, покорной или манипулятивной – важно, что она отвергается как модель для полоролевой идентификации. Более того, по моим наблюдениям, реальная мать, как правило, усиливает роль Внутреннего Манипулятора.

Если «валькирии» успешны в социальной жизни (Сильная Воительница), то имеют проблемы в отношениях с сексуальными партнерами и партнерами по браку, поскольку подавляют в себе влияние Влюбленной Женщины. В крайних случаях дело доходит до отказа от секса (Послушная Дочь). Одна из моих клиенток, преуспевающая бизнес-леди, к 35 годам имела опыт лишь нескольких случайных половых связей. Несмотря на то, что либидо не было снижено (ей снились эротические сны, она хорошо «разогревалась» на секс, то есть роль Женщины была доступна), при половом акте возникали непроизвольные сокращения влагалища и половой акт доставлял ей болезненные ощущения. Есть взять метафору из мифа, она так и оставалась в мышечной «броне». Действительно, трудно заниматься сексом в полном боевом вооружении.   

Брак в этом случае рассматривается как зависимость. Если «валькирия» вступает в брак, то либо отказывается от социальной активности (Послушная Жена при Сильном Муже), либо игнорирует мужа, целиком отдаваясь профессиональной деятельности (то есть не принимает на себя внутреннюю роль Жены).

Психотерапевтические стратегии работы с «комплексом валькирии» можно свести к трем направлениям. Во-первых, нужно сепарировать клиентку от отца; во-вторых, - налаживать контакт с материнской фигурой (не обязательно с реальной матерью, хотя опыт показывает, что после успешной работы в этом направлении отношения с реальной материю улучшаются); в-третьих, нужно вводить и усиливать роль Внутреннего Аналитика в противовес Внутреннему Манипулятору. Задача Внутреннего Аналитика, как мы помним, отделить Женщину от доспехов. Девиз такой работы выразила на группе одна из моих клиенток: «Женщина может быть успешной, оставаясь при этом женщиной».

 

Литература:

Беофульф. Старшая Эдда. М.: Художественная литература, 1975.

Морено Я. Психодрама. М., 2001.

Мировое Древо Иггдрасиль. Сага о Вёльсунгах. М., 2002

Стурлуссон Снорри. Младшая Эдда. М., 1994.

 




Просмотров: 305
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Поздравляю, у вас дочь! Роль отца в судьбе женщины
  • Ребёнок болеет. Роль семьи, роль питания.
  • Женщина в роли «Правильной жены».
  • Роль ролей
  • Образ и роль отца для женщины ( для мужчин у которых дочери)
  • Какая роль значимее в вас: мать, жена или женщина?
  • Как роли женщины, жены и матери убили в тебе уникальную личность!
  • Роль «спасателя» vs. роль «психотерапевта»
  • Особая роль отца в судьбе своих детей
  • Как стать отцом: принять на себя новую роль и ответственность?
  • Успех мужчины и роль его женщины в этом успехе.
  • Роль отца в жизни дочери ч.2
  • Роль отца в жизни дочери
  • Роль отца в воспитании дочери
  • Роль отца в жизни детей
  • О женской инициации: 4 роли, в которых должна побывать каждая женщина
  • Роль отца в жизни девочки..
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в формировании женской депрессии
  • Роль отца
  • Роль отца
  • Воспитание «принцесс». Какова роль отца?
  • Признание. Или роль отца в жизни сына.
  • Если от нас скрывают правду – мы тут сыграли главную роль
  • Роль отца в психическом развитии
  • Роль отца в воспитании



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь