|
Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя…Автор статьи: Алексеенко Лилия Александровна
Избитая фраза, не так ли?! Все мы знаем ее смысл и понимаем, но, к сожалению, когда доходит дело до практики, все наступают на одни и те же грабли – начинают воспитывать детей, при этом ничего не меняя в себе. Когда я говорю о том, что ребенок такой, каким его сделали родители, то многие сопротивляются такому мнению. Может потому, что так проще снять с себя ответственность за содеянное, т.е. внесенный вклад, а точнее, не внесенный вклад, в должное воспитание своего ребенка. А может действительно свято верят в то, что они, родители, не такие: не такие безответственные, не такие глупые, не такие хамоватые, не такие грубые, не такие брехливые, в общем, не такие. Помню один случай из практики… Пришла на консультацию мама с сыном, 9 лет. Практически весь час женщина жаловалась на сына, какой он безответственный, несамостоятельный, врет на каждом шагу, ворует у мамы вещи, плохо учится. Никуда не хочет ходить и ничем не хочет заниматься. Помню рисунок, который нарисовал мальчик на первой консультации. Это было окно на весь лист, из которого виднелось дерево без листьев, т.е. одни ветки. Когда я попросила рассказать о своем рисунке, то мальчик сказал: - «Одиночество». Маму кроме первой встречи я больше не видела, мы общались в телефонном режиме. Мальчик приезжал ко мне сам на троллейбусе, мама ему давала только на две поездки, туда и обратно. Он вставал на остановке, которая находилась от моего кабинета в 30 минутах ходьбы и шел пешком. Однажды, мальчик был записан поздно и, помню, как он боялся идти на остановку, где не было света, я его провожала. Я советовала маме быть внимательнее к своему сыну, разговаривать с ним, гордиться им, хвалить, восхищаться, потому что единственное общение было у мамы с сыном, это оскорбления и унижения. В какой-то момент мама меня услышала, и действительно появились результаты, но через неделю снова все вернулось. Мама решила, что теперь ответственность за сына несу я. Потому могла звонить мне в 6 часов утра, чтобы рассказать, как сын стащил у нее деньги (что она хотела от меня услышать в столь раннее время, это для меня до сих пор вопрос, т.к. тогда я была не в лучшем состоянии, чтобы блеснуть своими умственными способностями). И даже после таких случаев, мама ни разу ко мне не пришла. Помню, как мальчик рассказывал, что ему грустно и одиноко, как ему хочется увидеть папу, а мама не разрешает, как ему хотелось бы больше проводить время с мамой, а мама всегда занята и всегда кричит, как он устал от такой жизни. Помню, как позвонила мне мама и сказала, что больше не будет вестись на эти «сопли». Это она имела ввиду, что хвалить и гордиться сыном – это сопли. Маме это не нужно было, она хотела, чтобы я сделала послушного и исполнительного сына, чтобы он делал то, что она говорит, в общем, робота, так я услышала. Несколько раз я настоятельно приглашала маму на консультацию и мама не приходила. А в последний раз, она позвонила за пять минут до встречи и сказала, что сын заболел и не сможет прийти. А почему она только сейчас позвонила, потому что потеряла мою визитку и только вот нашла (а как же звонки в 6 часов утра? Наверное, в стрессовой ситуации мой номер вспоминался как молитва). Больше я их не видела. С одной стороны у меня было чувство облегчения, что я не увижу и не услышу эту маму. А с другой стороны, очень хотелось помочь мальчику. На последней встрече, уже чувствуя задней пятой, что мы больше не увидимся, я работала с мальчиком на принятие мамы. Мы говорили о том, что мама, скорее всего не изменится, но что может сделать мальчик, чтобы облегчить свое душевное состояние. Как он может приспособиться к маме и к ее характеру. Я заметила, что мальчик во многом копирует маму, говорит как она, копирует ее голос, даже мимика была похожа на нее. Тогда я увидела улыбку на лице мальчика. Ему было приятно понимать, что у него много общего с мамой, потому что на самом деле он очень ее любил, хоть и говорил обратное. Следует вывод: мальчик врал, потому что врала мама; брал у нее деньги, потому что хотел внимания от мамы, а другого способа найти не мог; плохо учился, потому что мама его постоянно недооценивала, требовала многого, при этом ни разу не похвалив; не хотел ничем заниматься, потому что для кого вообще заниматься, для кого награды, для кого хорошие результаты, если мама все равно не похвалит. А ведь дети все делают для родителей. Им остро нужна их поддержка, внимание, забота, оценка. Если мама не говорит своему сыну, что она им гордится, то он будет постоянно себя недооценивать, сомневаться в своих способностях и умениях. Критиковать себя - это вообще будет его ежедневное занятие. А если же ребенка ежедневно обзывать, унижать, называть безответственным, не серьезным, ленивым, поверьте, он таким и будет. А как иначе! Мама же сказала, что я такой, а она лучше знает, значит, буду таким. И он изо всех сил старается ей угодить, а она еще больше не довольна. И тут ребенок уже кричит: «Ну, скажи мне мама, кем мне стать, я стану!» И становится… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|