|
Маленькие испытанияАвтор статьи: Афанасьев Алексей Владимирович
– Нельзя этого делать! Тебе же мама говорила: никогда без нее этого не делай. Она все знает, все умеет, а ты нет… Очень хотелось мороженого. – Но я тоже знаю, как это делать! Мама мне сама рассказывала! – Да ты что?! Это очень опасно. Там можно легко погибнуть, или, что еще хуже, остаться инвалидом на всю жизнь. – Но я же сам видел, как другие это делают сами, без мамы! – То другие. Они взрослые, а ты маленький еще. – А как же другие дети? Они тоже это делали без мам. Я видел. – Это потому что они глупые и непослушные! И поэтому, когда вырастут, по тюрьмам пойдут. Ярко светило солнце. Тополиный пух тихо и как-то ласково плавал над горячими, цветущими улицами южного города. Время от времени прилетали порывы свежего ветра, то ли морского, то ли горного, и немного разбавляли свежестью сухую городскую жару. Мороженого хотелось все сильнее. В кармане лежала найденная во дворе сотня. И еще отчаянно хотелось купить мороженое самому – почувствовать, каково это – быть взрослым, самому тратить деньги… – Но скажи мне: взрослые, которые это делают без мам, – они же когда-то тоже были детьми? – Ну, да, – ответил внутренний голос неуверенно. – И как тогда они начинали делать это сами? – Подросли, наверное… – На это у внутреннего голоса тоже не было точного ответа. – Вот! Вчера мама сказала мне, что я очень подрос за последнее время. – Ваня твердо встал и направился к пешеходному переходу. Вожделенное мороженое продавалось в магазинчике через дорогу. Движение на этой улице было не очень оживленным, но светофор все же стоял – кажется, больше для приличия. – Красный – стою, зеленый – иду. Красный – стою, зеленый – иду, – Ваня повторял эти слова, как молитву, и шел вперед. Он присоединился к нескольким пешеходам, которые тоже ждали у «зебры», когда загорится зеленый свет. – Я смогу, просто нужно быть внимательным и идти со всеми. Сердце Ванино стучало часто, и он жался поближе к другим, неотрывно глядя на светофор. Видя, что остальные люди совершенно спокойны и расслаблены, он начал сомневаться, что не справится, и потихонечку убеждаться в том, что все у него сейчас получится. – Нет! Нет! Не ходи туда! Ты не сможешь без мамы! Нельзя! Тебя задавит машина! Ты обязательно ошибешься! – причитал перепуганный внутренний голос. – Я смогу! Точно смогу. Пойду вместе со всеми. Они взрослые, они умеют. Загорелся долгожданный зеленый свет, машины остановились, пешеходы двинулись вперед. Ваня перешел дорогу, остановился и оглянулся. – Как просто! – подумал он. – Нужно только внимательно смотреть по сторонам, дождаться, когда машины остановятся, а потом идти. Во второй раз ему было проще, в третий – почти совсем легко, а потом он вырос и вообще забыл, что когда-то не мог перейти дорогу самостоятельно.
Да-да, дорогие читатели, речь в этой главе пойдет о самых маленьких инициациях и естественной способности нашей психики исторгать, перерабатывать устаревшие или неподдерживающие убеждения. Поговорим о небольших, но таких важных для нас откровениях и подвигах. Они не настолько «величественны», как первый секс, или драка, или поступление в институт… Но без маленьких, почти незаметных инициаций нам было бы весьма сложно продвинуться в жизни, а порой – так и просто невозможно. На страницах наших книг мы много говорили об убеждениях, в частности о том, что неподдерживающие убеждения нужно заменять на более эффективные, позитивные. Даже рассказывали, как это делать при помощи специальных психологических техник. Но мы еще не рассказывали вам, дорогие читатели, о том, что человек делает это множество раз в течении жизни, следуя принципу развития и повышения эффективности, которому подчинена вся наша психическая деятельность. Ну, вот, к примеру, ядерные ракеты бесповоротно заменили каменные топоры, а счеты уступили место компьютерам – это всем ясно. И наша психика – тоже за прогресс, она постоянно совершенствуется. Человек отбрасывает устаревшие убеждения, как отбросил он когда-то идею о том, что солнце вращается вокруг земли, а не наоборот. И делает он это весьма искусно и успешно. Как обычно, все начинается с дефицита. Чего-то очень хочется, но нельзя или невозможно. Или наоборот – не хочется, но почему-то обязательно надо. Мини-инициации (условно назовем их так) происходят постоянно, и суть их заключается в замене сменой убеждений менее эффективных на более эффективные. Сначала человек под «давлением» проблемы начинает ищет «лазейки» в старом убеждении, начинает понемногу сомневаться в нем. Потом он приблизительно конструирует ту модель поведения, которая ему требуется, чтобы эту проблему разрешить (чаще всего – моделируя кого-то, кто это уже сделал, кто справился с этой проблемой более успешно, чем мог бы сейчас он). На следующем этапе возникает готовность поверить, это такое светлое чувство: неужели я тоже смогу... Человек решает свою задачу, достигает успеха – и убеждается полностью. Разубедить его «обратно» почти невозможно. Но если он найдет для себя еще более эффективное убеждение, то примет его на вооружение. Психическая травма, и только она, может помешать этому естественному процессу смены убеждений. Родителям очень важно знать об этом механизме и стараться поддерживать его работу у ребенка, а не совать палки в колеса, чтобы как-то приостановить движение. Например, если маленький ребенок спрашивает, почему ему нельзя переходить дорогу без взрослых, лучше подробно объяснить, не прибегая к обобщениям и искривлениям, а тем более – запугиванию. «Запомни, улицу переходить можно только со мной, за ручку!» или «Никогда не выходи из дома один! А не то…» Дело в том, что нашему бессознательному свойственен буквализм. Это подтверждают различные эксперименты в области гипноза. Оно все воспринимает «как есть». И для бессознательного фраза «никогда не выходи из дома один» будет жесткой программой, из-за которой впоследствии человек рискует превратиться в реального домоседа. Как минимум, чтобы выбраться на улицу, ему обязательно нужна будет компания. Поэтому чтобы ребенок развивался полноценным и самостоятельным, ему нужно давать объяснения и выполнимые рекомендации:
– Пока ты маленький, без взрослых из дома можно выходить только в крайних случаях. – А что это за крайние случаи? – Например, пожар. Если начнется пожар, тебе нужно, наоборот, как можно скорее выбежать из дома. – А когда я подрасту, можно будет ходить одному? – Да, старшим детям и подросткам выходить из дома в одиночку уже можно.
Любой человек имеет механизмы очищения и исцеления психики, разрушить которые достаточно сложно. В основном это под силу только так называемым референтным лицам – очень авторитетным людям. Самые главные референтные лица – это, конечно, родители, мы уже об этом писали. Их рекомендации и наставления легко проникают в бессознательное и очень быстро присваиваются. Поэтому родителям очень важно, отвечая на детские вопросы и давая наставления, быть особенно осмотрительными. Нужно строить свои советы так, чтобы ребенку потом с этими советами жить было легко и приятно. Чтобы он вырос свободным и гибким, чтобы быстро обучался и твердо знал, что нет таких правил, которые нельзя было бы нарушить в том или ином контексте. Любой опытный пожарник вам сможет рассказать прелюбопытную вещь. Оказывается, далеко не все дети бегут из дома, в котором начался пожар. Большинство, напротив, прячется в доме, да еще и ищет уголки поукромнее. Более того, они не откликаются, когда их зовут спасатели, что, как вы понимаете, поисков не облегчает. Это строгие, жесткие запреты без исключений – «никогда не выходи из дома один» и «никогда не разговаривай с незнакомыми» – делают свое дело. Поэтому, строго запрещая ребенку что-либо, с вашей точки зрения, опасное, подумайте, не подвергаете ли вы его своим запретом другой опасности, гораздо серьезнее первой? Это похоже на то, как люди ставят решетки на все окна в квартире, а потом при пожаре или наводнении не могут из-за этих самых решеток выбраться и спастись. Многие недальновидные родители, решив поместить своего ребенка в клетку из ограничений и запретов, забывают оставить там дверцу, хотя бы на самый крайний случай – и платят за это жестоко. И это еще полбеды, настоящая беда в том, что больше всего из-за этого страдают, так или иначе, их собственные дети.
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|