|
Как лечить аллергию и астму психологическими методами?Автор статьи: Линде Николай Дмитриевич
Линде Н.Д. Как психологически лечить аллергию и астму?
Аллерги́я (др.-греч. ἄλλος — другой, иной, чужой + ἔργον — воздействие) — сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм (Википедия). Аллергия – это первый тип гиперчувствительности (есть еще 4 других) характеризуется чрезмерной активацией тучных клеток (мастоцитов) и базофилов иммуноглобулинами Е(IgE), переходящей в общий воспалительный ответ, который может привести к различным симптомам: от доброкачественных (насморк, зуд) до опасных для жизни (анафилактический шок, отёк Квинке). Аллергия — считается часто встречающейся болезнью. Однако причины возникновения аллергической реакции на безобидные воздействия внешней среды до сих пор не имеют своего убедительного объяснения. Одно из объяснений состоит в том, что сначала иммунная система дает слабую реакцию на чужеродный белок, но запоминает его и в следующие разы дает почему-то паталогически сильную реакцию. Но, почему? Такое ощущение, что иммунная система кричит: «Грабят! Убивают! Помогите!», хотя причин для этого в реальности нет. После этого она же выделяет «крутые спецназовские силы», которые начинают «ловить и подавлять честных граждан», ошибочно принимая их за преступников. Но почему иммунная система так себя ведет пока непонятно. Есть теория «заражения чистотой», которая подтверждается статистически. То есть дети, которые мало встречаются с грязью, не приучили свою иммунную систему спокойно реагировать на небольшие безвредные воздействия окружающей среды. Поэтому иммунная система начинает защищать организм от всего подряд. Действительно, дети в деревне меньше болеют аллергией, чем дети в городе. Есть еще теория о влиянии обилия домашней химии, а также теория постоянных стрессов, ослабляющая организм. В нашу задачу не входит обсуждение и критика этих теорий. Мы собираемся выдвинуть новую, психологическую, теорию возникновения аллергии, основанную на нашем большом опыте психологического исследования причин, порождающих аллергию. Более того, мы претендуем на создание методов анализа и психологического воздействия, которые позволяют со значительной степенью вероятности полностью избавить клиента от аллергии навсегда. Причем сделать это за сравнительно небольшое число терапевтических сеансов (часто за 1 сеанс). Я понимаю, что это заявление звучит сенсационно, но тем не менее, я считаю неправильным умалчивать об этих результатах, потому что они могут принести значительную пользу и могут стать основой многочисленных научных исследований. Суть теории состоит в том, что запускающим аллергию механизмом является хроническая тревога, а иногда другие неосознаваемые негативные эмоциональные состояния, пробуждаемые аллергеном, как психологическим стимулом, который был когда-то ассоциирован с ощущением опасности. Эмоции могут управлять и реально управляют психосоматическими реакциями организма. Автономная нервная система, которая управляет всей внутренней средой организма, не подчиняется сознательному контролю, но она подчиняется эмоциям, которые запускают процессы выделения адреналина или других химических медиаторов, процессы мобилизации обмена, расширения или сужения сосудов, учащения или сокращения дыхания, увеличение потоотделения, температуры и т.д. Автономная нервная система регулирует по сути весь гомеостаз организма. Поэтому мы считаем, что эмоции могут вызывать и сильные иммунные реакции. Как открыл еще З.Фрейд, эмоции могут сохраняться в бессознательном мире клиента по сути дела вечно. Когда какой-то стимул пробуждает спрятанную в бессознательном эмоцию, она возникает как бы заново в точно таком же виде, как это было когда-то в прошлом. Человек снова плачет или смеется, как будто он снова оказался в той же ситуации. Если эти хронические эмоции не будут «обезврежены» и по сути «стерты» внутри психического мира человека, то они будут вновь и вновь пробуждаться. Но они могут влиять на состояние здоровья, даже не пробуждаясь в полной степени, а только частично активизируясь по той или иной причине. Обнаружить эти эмоциональные причины в каждом конкретном случае аллергии можно, используя методы эмоционально-образной терапии. Найти эти причины с помощью чисто рациональных методов практически нереально. Но, если причина таится в бессознательном мире клиента, то и найти ее можно с помощью работы бессознательного. Мы научились опираться в этом случае на способность бессознательного создавать спонтанные образы, невольно выражающие те эмоции, которые порождают аллергические реакции. Для этого клиенту предлагается как можно яснее ощутить те симптомы аллергии, от которой он страдает. А потом представить образ этих чувств и ощущений, желательно на пустом стуле, перед собой. Когда клиент позволяет себе создавать образы спонтанно, бесконтрольно, они удивительно точно отражают суть эмоциональной проблемы, но их надо уметь интерпретировать. Иногда это получается очень легко и это делает сам клиент, а иногда информацию приходится добывать с помощью дополнительных аналитических приемов. С помощью специальных приемов воздействия на эмоциональные состояния (через работу с образами) можно изменить патогенное состояние на нейтральное или даже позитивное. Тогда аллергия просто исчезнет, и аллергический стимул не будет ее вызывать ни в каком случае. Этот эффект в свою очередь подтверждает, что анализ был верным и аллергия действительно вызывалась эмоциональным состоянием, а аллерген был только пробуждающим стимулом. А это подтверждает главную идею нашей теории, что аллергия имеет психосоматическую природу, причем психологический фактор является доминирующим. За долгие годы работы я проанализировал около 30 случаев аллергии и не меньше 20 аллергий полностью снял, используя чисто психологические средства, а именно эмоционально-образную терапию. Ни одного случая чисто «биологически заданной» аллергии я не встречал, всегда была найдена та или иная психологическая причина ее возникновения. Я допускаю, что подобные случаи аллергии могут быть найдены, но это будет скорее исключение, чем правило. Я приведу ряд примеров работы с аллергией, хотя некоторые детали работы уже стерлись из памяти, но канва работы сохранилась, что-то было записано сразу после сеанса. Пример 1. «Красный человек» Студент Женя (имя изменено) рассказал, что страдает от весенней аллергии на травы, от аллергии на ягоды и на грязных кошек и собак. Ягоды вызывают покраснение и зуд по всему телу. Образ этого состояния был похож на небольшого человека, но всего красного, который хотел причинить страдания Жене. Выяснилось также, что в детстве его родители и бабушка, у которой он бывал летом в деревне, строго предупреждали относительно ягод и грязных животных. Я предложил ему представить своих родителей и бабушку и заявить им, что ни ягоды, ни грязные животные не могут ему повредить. Мысленно делая это заявление, он ощутил, что сильно злится на своих родителей за те ограничения, которые они наложили на его жизнь. Поэтому я понял, что красный человек символизировал его гнев против родителей, который, будучи невысказанным, обращался против самого субъекта, вызывая у него аллергию. Поэтому последующая работа была направлена на прекращение гнева этого «человечка» и принятие его субъектом как своей части личности, что конечно соответствовало действительности. Женя не очень-то хотел принимать эту часть своей личности, но поддавшись моим уговорам, он убедился, что чем больше он принимает ее, тем более она становится спокойной и меняет свой цвет на приятный желтый. В итоге Женя установил доброжелательные отношения с этой частью личности, а она перестала гневаться и стала дружелюбной. В результате через неделю Женя доложил, что проверил результат на всех видах ягод, которые ранее вызывали аллергию - теперь аллергия отсутствовала.
Пример 2. «Аллергия на маму» Одна из моих учениц страдала ужасной аллергией на укусы ос. Она буквально распухала как шар (и как Пьер Ришар в фильме про неудачников) и могла задохнуться. Поэтому ей сразу же вызывали «скорую» и отвозили в больницу. Тем не менее, эта семья русских интеллигентов обожала летом отдыхать на своей даче под Москвой, где обязательно летало множество ос. Надо сказать, что эта ученица уже была замужем и имела сына 8-ми лет, но образы показали, что аллергия явно связана с тем, что ее мама до сих пор имеет слишком большое влияние на ее жизнь и эмоциональное состояние. Мама управляла всей семьей, в том числе своей взрослой дочерью, мамины контроль и тревоги порождали, как ни странно, катастрофическую аллергическую реакцию на укусы ос. Мы довольно успешно работали и образ того чувства, которое создавало зависимость, постепенно таял. Но к концу работы стало возрастать сопротивление клиентки, и она не могла никак справиться с остатками проблемы, хотя, по собственной ее оценке, осталось не больше 10%. «Я что-то устала. Я потом сама доделаю…» Я говорю: «Понимаешь, нельзя быть чуть-чуть беременной! Либо ты свободна, либо зависима. Давай дорабатывать до конца». «Нет, я уже не могу, в следующий раз продолжим». Я понимал, конечно, что она обманывает и почему-то не хочет дорабатывать, но нельзя насильно заставлять, и я согласился. Понятно, что к этому вопросу она не вернулась, мастер-класс закончился, и мы расстались на лето. А в сентябре мы встретились в буфете института, и она вдруг говорит: «Николай Дмитриевич, а я летом убедилась, что Вы были правы». - Это как? - А летом меня как всегда ужалила оса, и я ни капельки не опухла! Два часа прошло – никакой реакции! - Поздравляю, но я как раз не ожидал, мы же не доработали. - Так слушайте дальше. Я обрадовалась и решила рассказать маме. Я пошла в дом, а мама сидела на террасе… Только я ее увидела, как я моментально снова опухла, и меня опять отправили в больницу! - Так получается, у тебя аллергию не на ос, а на маму! Я очень смеялся, да и она тоже. Отсюда можно сделать вывод, что дорабатывать проблему надо на сто процентов, а аллергия действительно может быть спровоцирована влиянием авторитетного родителя, что я наблюдал неоднократно! Только два года назад эта ученица подтвердила, что теперь аллергии на ос нет, несмотря на маму.
Пример 3. «Аллергия на потерю» На семинаре для психологов из других городов ко мне обратилась молодая женщина по поводу аллергии на собак. Она жила в Москве у своих родственников (пока что один день), у которых была огромная собака, и у женщины уже началась аллергия. На ее лице легко было заметить сильное покраснение. Она была в ужасе от того, как ей прожить оставшиеся дни. Анализ через работу с образами выявил две ассоциативно сцепленные травмы: потерю в детстве щенка и разрыв с любимым человеком в 18 лет. Работа над этими травмами была успешной (не помню, к сожалению, какие были применены приемы, но направленные на прощание с потерями). На следующий день она приехала на семинар совершенно здоровой. Она заявила, что обнимается с собакой своих родственников, и никаких аллергических реакций у нее больше не возникает. Цвет лица действительно стал нормальным.
Пример 4. «Не трогай собачку!» На семинаре мужчина лет тридцати пожаловался на аллергию на собак. У него есть собственная собака, врач посоветовал от нее избавиться, но мужчина ее очень любит. У него постоянно заложен нос, а когда собака, играя, схватила его зубами за подбородок, все его лицо сильно покраснело и распухло. В ходе работы с образами выяснилось, что родители в детстве запрещали играть с собаками и другими животными, потому что они грязные, может быть, заразные. А он очень любил собак и переживал по этому поводу. В нем жила большая обида на родителей и в то же время противоречащий ей импульс избегания собак. Когда он представил своих родителей и высказал им контрпредписание: «Собаки и другие животные не опасны, с ними можно играть, ничего страшного в этом нет», высказал также им свой гнев, его нос сразу же свободно задышал. Через две недели он подтвердил, что больше у него не было проблем с аллергией, хотя он теперь постоянно играет со своей собакой.
Пример 5. «Красные ручки, поднятые вверх» Мама обратилась по поводу девочки 7 лет. У нее была сильнейшая аллергия на собак, но девочка их просто обожала. Она обожала любых животных, но аллергия возникала только на собак. Это была достаточно обеспеченная семья, у них жило несколько собак, но девочке не позволяли с ними общаться, потому что после контакта с собакой у нее краснело лицо, текли слезы, распухал нос и т.д. Если собака лизала ей руку, то на коже возникало покраснение и даже волдыри! Девочка по моей просьбе нарисовала рисунок человека. Она изобразила девочку с тонкими ручками и ножками. Ручки были подняты над головой, и кисти были разрисованы красными пятнами. Оказалось, что все няньки, которые занимались девочкой, всегда ее предупреждали, что собачки могут быть грязными и заразными, не позволяли ей прикасаться к собакам. Отец девочки был настоящим «чистюлей», он всегда стремился к чистоте и порядку в доме, предупреждал детей о бактериях и заразе. Я предположил, что аллергия у девочки происходит не из-за контакта с собаками, а от запрета на эти контакты. Я договорился с ее мамой, что она проведет эксперимент, позволит девочки 20 минут общаться с собакой и посмотрит, когда возникнет аллергия. Мама сделала это. За 20 минут общения девочки с собакой никакой аллергии не было. Но!.. как только она рассталась с собакой, у девочки произошел такой жуткий приступ аллергии, что мама даже собралась вызывать скорую помощь. Однако все обошлось, и мама поняла, что аллергия действительно была эмоциональной реакцией на запрет и разлуку с собакой! После этого я откровенно объяснил всю проблему самой девочке и опроверг страхи, которыми ее «заразили» близкие люди. Мама продолжала все больше и больше разрешать дочери общаться с собаками. Аллергия исчезла вовсе, и собачке даже разрешили спать в одной кроватке с девочкой, что я, конечно, не планировал и не мог одобрить, но меня уже не спрашивали…
Пример 6. «Черный ньюфаундленд» На обучающем семинаре женщина восторженно рассказала: «Пока вы работали с этой клиенткой, я решила сама разобраться со своей аллергией. У меня жуткая аллергия на собак. Стоит собаке подойти ко мне близко, как у меня все лицо краснеет, (пардон) сопли из носа текут и слезы из глаз. Я представила образ того, что вызывает эти симптомы. Почему-то я увидела огромного черного ньюфаундленда, и тут я поняла! Мне было 4 годика, когда на улице ко мне подошел огромный черный ньюфаундленд, видимо, познакомиться, а я страшно испугалась и побежала от него. У меня были именно эти самые симптомы: лицо покраснело, слезы и сопли… Да, еще все надо мной смеялись! После этого я подумала, а что мне этот образ ньюфаундленда сейчас говорит? А он говорит: «Да улыбнись ты!» И я улыбнулась ему и поняла, что моя аллергия теперь полностью прошла!»
Пример 7. «Два рыжих кота» Одна женщина-врач очень возмущалась моей теорией о том, что аллергия возникает по психологическим причинам. Она всячески старалась ее опровергнуть. - А вот у моего сына в три года внезапно возникла жуткая аллергия на кошек и кошачью шерсть. Достаточно маленькой шерстинке попасть ему на кожу, он даже ее не увидит, как не только это место, но и все лицо сразу краснеет, глаза сразу слезятся, сопли текут. Как Вы это объясните? - А до трех лет аллергии не было? Откуда Вы это знаете? - А у нас было два больших рыжих кота, он с ними обнимался, очень их любил, и никакой аллергии не было совершенно. - А что же случилось, когда ему исполнилось три года? Куда коты подевались? - А у него родилась сестричка. Коты прыгали к ней в постель, садились ей на лицо, и я уговорила сына ради любимой сестры отдать котов. Он согласился, но с тех пор у него началась ужасная аллергия на кошек. - А Вы сами-то понимаете, что Вы наделали? Мало того, что сестричка забрала много маминой любви, так еще и любимых котов пришлось отдать! Это сильная травма. Понятно, что при малейшем контакте с кошками или кошачьей шерстью слезы текут и лицо краснеет. Вот и весь секрет его аллергии! - Но он же должен любить свою сестренку! - Боюсь, что он теперь будет ее бессознательно ненавидеть. Вы заставили его подавить эти чувства, но они все равно есть. Он может вообще всех девочек возненавидеть. Никто не любит конкурентов. Увы… Так она и ушла, очень на меня злая. Ничего не могу поделать.
Аллергологи очень часто рассматривают и бронхиальную астму в одном «пуле» вместе с аллергиями. Действительно очень часто аллергия перерастает в астму, а у астматиков часто есть аллергические реакции. Поэтому для полноты мы должны рассмотреть и возможности психологической коррекции астмы. На западе достаточно известна концепция о том, что психологическая причина бронхиальной астмы состоит в холодном отношении матери к своему ребенку, хотя нельзя утверждать с уверенностью, что это единственная возможная причина. Не помню даже, в какой книге я прочел про эту точку зрения и не могу сослаться на автора этой концепции. На Западе она тоже не слишком признана. Тем не менее, я лично наблюдал, по крайней мере, двенадцать случаев, когда бронхиальная астма явно была связана с этим психологическим фактором. Например, неожиданно я узнал, что мой приятель (за 50 лет), который жаловался мне на то, что мама его никогда не любила, страдает от аллергии и астмы. Или… когда я гулял со своим сыном в парке, рядом с нами гуляла бабушка с внуком, который жил с ней. Мама этого мальчика жила рядом, но ей «было трудно» воспитывать двух детей, поэтому младшего она отдала бабушке. У этого парня наблюдалось ожирение, задержка речи и бронхиальная астма. Астма прошла, когда перед школой мама забрала сына к себе, а к логопеду им пришлось еще долго ходить… Приведу пример, когда мне удалось избавить мальчика от астмы через работу с его мамой. Тогда я впервые получил экспериментальное подтверждение вышеприведенной концепции. А в целом мне удалось добиться исчезновения астмы в семи случаях.
Пример 8. «Мама – Снежная Королева» На одном из семинаров, посвященном психосоматическим проблемам, женщина (психолог-практик) обратилась с просьбой о помощи. Ее восьмилетний сын страдал бронхиальной астмой, находился под постоянным контролем врачей и не мог обходиться без специального ингалятора. Я решил попробовать разобраться, проведя терапию матери. Я предложил ей пересесть на стул, где в ее воображении сидел сын, представить себя в его роли. «А теперь Вова посмотри на свою маму, - я указал рукой на пустой стул, где она сначала сидела, - Как она выглядит?» Женщина «обомлела», говоря от имени сына: «Почему-то я вижу, что моя мама – Снежная Королева!» После этого открытия мы стали выяснять, почему она так холодна к своему сыну. Оказалось, что она не принимала его сердцем, поскольку не принимала его отца, с которым развелась. Во многом она развелась оттого, что не принимала мужчин вообще, потому что хранила в душе сильную обиду на своего отца, который обижал мать. Эта же обида помешала ей развить свою женственность, она склонна была вести себя во многих ситуациях по-мужски. В ходе работы мы сосредоточили усилия на том, чтобы помочь ей простить отца, то есть высвободить свой гнев, направленный на него, восстановить женственность и принять сына. Подробности этой сессии рассказать невозможно, это заняло бы слишком много времени. Работа прошла удачно и была продолжена на следующий день, итого она продолжалась примерно 2 часа. Но в итоге вместо Снежной Королевы получилась любящая и заботливая мама. Через полгода эта женщина пришла учиться в мой мастер-класс и рассказала, что она еще долго продолжала работать над собой, но с тех пор ее сын ни разу не кашлял, и они выбросили ингалятор. С ним ничего не было даже в период задымления Москвы при пожаре на торфяных болотах. Через пятнадцать лет она еще раз подтвердила, что проявлений астмы у ребенка больше никогда не было.
Однако, холодность матери не единственная причина. Может быть другого рода зависимость, но все-таки, как правило, от матери.
Пример 9. «Мама – лягушка» Небольшая группа психологов-практиков учились у меня методу ЭОТ. Для лучшего обучения они захотели, чтобы я показал, как можно работать не с психологами, а «простыми» людьми, не подготовленными к пониманию психологических методов. Я говорю: «Ну пригласите кого-нибудь, кто согласен будет лечиться на ваших глазах». Одна говорит: «А у моей дочери есть ухажер молодой человек, у него астма. Он точно придет». «Пожалуйста», - говорю. Молодой человек пришел. Покашлял, образ того, что заставляет кашлять – лягушка! Ну, мы уже знаем, что лягушка – это совершенно точно женщина, также как ежик – точно мужчина. Но что за женщина? Несколько вопросов, и выяснилось, что это мама. Ясно, что нужно. Чтобы лягушка ушла, чтобы кашель исчез, но лягушка не уходит! Парень не понимает, в чем дело! Ну я объясняю, что лягушка не уходит, потому что это все-таки он ее держит! Невидимыми «лапками»… Но нужно понять, зачем он ее держит? А потому что папа – плохой! Потому что только он может сделать маму счастливой! (Ух ты!!!) После этого еще три сеанса мы с молодым человеком боролись за то, чтобы он отпустил лягушку. Никак!!! Он все понял и все признал, что он не должен отвечать за счастье матери, но лягушка возникает вновь и вновь и кашель полностью не проходит! Только на четвертом сеансе я сумел поставить вопрос ребром. Я предложил молодому человеку представить, что он собрался жениться, и приводит молодую жену в дом…Вопрос: «А как реагирует лягушка на эту жену?!» Оказалось, что лягушка очень недовольна! Она не принимает эту новую женщину, они не совместимы! Тут молодой человек понял, что: либо он женится и тогда отпускает лягушку, либо он остается с лягушкой, но без жены! Тут парень понял и действительно отпустил маму, и лягушка тут же куда-то ускакала! Кашель как-то совершенно исчез. Парень пришел еще на одну-две встречи группы, но уже без работы с его проблемами, потом исчез с занятий… Через пару месяцев женщина, которая его пригласила, передала мне от него привет. Типа: «Респект и «уважуха», но все же ай-яй-яй!» Я попросил разъяснений. Оказалось, что молодому человеку пришлось пойти в военкомат, проходить медкомиссию… Он вроде бы уже студент, но так или иначе, но в военкомат он пошел. Принес с собой справку, что он астматик, а это гарантированный белый билет. Спокойненько так показал справку, а врач ему и говорит: «Послушаем все-таки Вас…» Потом: «Молодой человек, какой же Вы астматик, нет у Вас никаких хрипов. Проходите всех остальных врачей…» Парень говорит: «Ну вот же справка!» Врач: «Молодой человек, знаем мы эти справки. Скажите лучше, где купили?!» Парень тут совсем побледнел, но вызвал папу и маму по мобильному. Папа с мамой прибежали и принесли карточку из поликлиники, где сто раз написано, что он действительно астматик с детства! Врачи военкомата посмотрели, полистали и назначили дополнительный анализ крови. В крови нашли какой-то показатель на астму, и парня…отмазали от армии. Можно сказать, что раз что-то нашли, то астма не прошла. Может быть…Но ни кашля, ни хрипов не нашли, а что же это за астма? Одно название…Исчезнувшие хрипы, он и поставил мне в вину, потому что был такой разговор в конце последнего сеанса. Дескать, я же просил хрипы немного оставить…Но дело было сделано, и я все равно не мог «отмотать» терапию назад. Главное, что «пронесло» и в тоже время не кашляет… Таким образом астма по нашим данным, я не буду приводить еще несколько случаев, тоже вызывается эмоциональными причинами, связанными прежде всего, с отношениями с матерью, но возможны и другие варианты. Эти эмоции характеризуются амбивалентностью, то есть стремлением к матери и силой, отталкивающей от матери. В одном случае – это ее холодность, в другом случае – это ощущение какой-то неправильности и неадекватности подобных отношений (скрытый инцест или потеря независимости). Поэтому пусковым фактором астмы может быть, как холодность матери, так и гиперопека с ее стороны, так и избыточная опека сына по отношению к матери. Амбивалентные чувства создают противоречия между вдохом и выдохом, сдерживание чувств и недостаточный выдох, что приводит к кашлю и задыханию. Недостаточное дыхание и подавление чувств приводит к сужению бронхов и хроническому раздражению бронхов при попытке дышать полной грудью. Это создает хрипы и приступы удушья, которые по сути являются приступами страха, что запретные чувства будут выражены. Как указывал еще В.Райх, подавление дыхания является самым простым и «естественным» методом подавления нежелательных эмоций. Поэтому метод уменьшения объема дыхания по Бутейко может действительно эффективно противостоять астме. Поскольку хроническое ограничение дыхания подавляет чувства, которые теперь не беспокоят клиента. Правда создается мощнейший мышечный панцирь и хроническое напряжение, позволяющие сдерживать дыхание. Но рассмотрение метода Бутейко не входит в наши задачи. Но мы хотели показать, что преодоление паталогической эмоциональной амбивалентности, позволяет полностью избавиться от астмы, не прибегая к препаратам или утомительным тренировкам и подавлению естественного дыхания. Таким образом, и аллергия и астма имеют в качестве пусковых механизмов некоторые хронические эмоциональные состояния, неосознаваемые самим «больным».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|