|
Психология: между природой и культурой. Психо-эко- туризм (ПЭТ)Автор статьи: Милютина Елена Валерьевна
Аннотация. Взаимодействие таких глобальных явлений как природа и культура оставляет много вопросов, но открывает качественно новые пространства, где психология - это особое связующее пространство, дающее возможность трансформировать и интегрироватьрасщепленность культуры и природы в человеке, в единое целостное пространство «внутреннего Мудреца», используя различные методы, одним из которых является психо- эко- туризм (ПЭТ). Ключевые слова: природа, культура, психология, пространство, личность, психо- эко- туризм (ПЭТ). Аbstract. The interaction of such global phenomena as nature and culture leaves a lot of questions, but opens a qualitatively new space where psychology - is a special relationship between the space, making it possible to transform and integrate the split of culture and nature in man, in a single coherent space "internal Sage", using different methods one of which is a psycho-eco tourism (PET). Keywords:nature, culture, psychology, space, personality, psycho-eco – tourism(PET).
Тема «психология: между природой и культурой» становится все более актуальной и даже основополагающей для современного понимания места, прояления человека и его реализации. Личность сегодня находится в достаточно сложных, если даже не сказать «стесненных» условиях, где «расщепленность» уже заложена в сам процесс развития, воспитания, проявления человека в социуме и окружающей действительности. Общество создало институты, где человека учат быть культурным, воспитывают и образовывают, культивируя «нужные» качества и поощряя «удобные» эмоции и это, безусловно, является важным эволюционным процессом самого общества и цивилизации в целом. Человек же в свою очередь становясь частью социума, «наученный» и «воспитанный», замотивированный по запросу того или иного исторического периода, часто теряет внутреннюю принадлежность себя. Слушая социум, стремясь соответствовать его требованиям, движимый извечным страхом стать изгоем, перестает слышать себя, свои желания и потребности, что делает бессмысленным само существование человека, обостряя все кризисные этапы и увеличивая риск душевных и физических расстройств. В экзистенциальной психологии существуют четыре основные проблемы обозначающие «конечные данности»: смерть, свобода, одиночество, бессмысленность. Для большинства людей быть выброшенным из социума означает смерть, бессмысленность же в данном случае, это страх потери всех смыслов.[2] Когда смерть неизбежна, возникает вопрос «для чего я все это делаю», свободен ли я в своем жизненном выборе, на своем пути или же изначально ограничен закономерностью конца. Именно этот выбор подчеркивает всю глубину одиночества личности. Но, если я не соответствую своей природе (желания, предназначение, потребности) есть ли смысл соответствовать социуму и его запросу. Безусловно, мы понимаем, что, невозможно и даже опасно отказываться от культуры социального, чтобы не быть выброшенным из него естественным образом и иметь возможность реализовывать свою внутреннюю природу, потенцию, создавая и актуализируя пространство деятельности человека, культуры, как способа организации человеческих отношений и их содержания. В связи с этим целесообразно изначально развести и попытаться определить такие понятия как природа и культура, рассмотреть вопрос их не простого взаимодействия, как в отношении внутреннего развития человека, его самоактуализации, так, и как внешних абсолютно самостоятельных субстанций и явлений. На первый взгляд, очевидна противоположность этих понятий, так как культура по определению внеприродное явление, но определенно то, что создано человеком. Взаимодействие человека с природой рождает культуру, соответственно культура возникает из природы, используя и трансформируя визуальный, аудиальный (звуки природы) и кинестетический (предметы, формы и т.д.) природный материал. Отношения между культурой и природой во многом зависят от культуры, ее характера и особенностей, которые, в свою очередь, обусловлены своеобразием религии. К.Г.Юнг достаточно детально описал различие в восприятии и взаимодействии с природой восточного и западного человека. Восточный человек (мусульманин, джайнист и т.д.) – интроверт, его сознание направлено внутрь себя, его спасение в совершенствовании своей духовности, для него характерно преклонение и обожествление природы, смирение перед ней. Западный человек – экстраверт, его разум направлен вовне. Стоит заметить, что он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром: «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». [4] В основном это зависит от того, что в христианстве именно труд, одна из главных ценностей. Хотя эпохи, отдельные исторические периоды, во многом, накладывали свой отпечаток на отношение к природе, оно не всегда было одинаковым. Говоря о взаимодействии природы и культуры, подчеркивая их безусловную взаимосвязь, культура, как мы и отмечали, остается внебиологичной и не сводится к природному началу, но культура человека есть не что иное, как преобразованное человеческой деятельностью природное начало. Так или иначе, проблема отношений природы и культуры может рассматриваться только относительно человека, где это вопрос соотношения в человеке врожденного, биологически передающегося по наследству и приобретенного, социо-культурного опыта. В разные времена приоритет в решении этого вопроса менялся. Рассмотрим воздействие природы на культуру. Человек – дитя природы, именно она определяет многие стороны жизнедеятельности человека, его потребности. Все необходимое для удовлетворения первейших физических потребностей (вода, еда, одежда, жилище) человек находит в природе, что в свою очередь требует от него развития множества способностей, активности и даже творчества, раскрытия собственного природного потенциала. Природная среда влияет на род занятий людей, образ жизни, тип хозяйства, на быт и духовное содержание. Природные условия формируют особенности национального характера, менталитета, ценности, правила поведения и нормы, разделение труда. Верования целых народов так же складывалось с учетом географических особенностей местности и природного ландшафта. Например, у жителей степи или пустыни отсутствуют такие персонажи как хозяин леса, болотный дух, леший и т.д., у них нет пантеона богов живущих высоко в горах. Природа и ее явления для человека являются фактором эстетического и нравственного удовлетворения, творческого вдохновения: интересные художественные образы, сырье для предметов искусства, сюжеты и мн.др Природа человека и природа в целом с ее явлениями и особенностями являют собой нечто родственное, это часто подчеркнуто в эпосе, сказах, легендах всех народов мира. И мы знаем такие сочетания как «мать – земля», «вода – сестрица» и т.д. Обычаи и обряды превращают природные объекты в элементы духовной культуры, характерная для природной среды цикличность отражается в регламенте и распорядке всего бытия той или иной народности (календарь, праздничные дни, последовательность каждодневных занятий). Обратной стороной взаимосвязи природы и культуры является воздействие культуры на природу, в результате чего мы имеем такое явление как культурный ландшафт, включающий в себя агро- и техно-сферы. Культурный ландшафт – это целостная, территориально локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате влияния природных процессов и художественно – творческой, интеллектуально – созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей, где одним из главных критериев является гармоничное сочетание культурного наследия, традиционной и современной культур. В результате влияния человека на почву, растительность и животных возникла агросфера. Большая часть «естественной природы», окружающей нас сегодня - это природа культивированная, результатом которой являются все домашние животные и продукты питания. Более того, если чуть ранее, до генной инженерии, продукты питания, животные отбирались и совершенствовались, селекционировались человеком путем естественного отбора (более плодоносящие, жизнеустойчивые и т.д.), то сейчас человечество научилось создавать и употреблять продукты, не встречающиеся в естественной природе. Говоря о техносфере, мы имеем ввиду некую совокупность предметов материальной культуры, включенную человеком в как в неживую, так и в естественную природу (дороги, здания, мосты, механизмы..). При уважительном и грамотном подходе, достаточно часто эти объекты, гармонично сочетаются с природным ландшафтом. Например, в русской культуре, для постройки храма находили самое живописное место, подчеркивающее красоту и силу, созданного Богом, чтобы человек мог отвлечься от тяжелых дум и страданий, укрепить дух и веру в высшее. Мусульмане были мастерами в строительстве арок: они любили их так же, как пальмы, воссоздавая изгибы изящных ветвей этих деревьев в своих конструкциях. Сферическая природа Вселенной тоже была источником вдохновения развития арочного конструирования. В мусульманском мире даже существует пословица «арки никогда не спят». Для более глубокого понимания темы «психология: между природой и культурой» нам так же необходимо увидеть еще один срез, где культура это не только то, что возникает в результате деятельности человека, но и то, что в самом человеке – как уровень или способность: воспринимать, оценивать, творить. Культура, как способ организации человеческих отношений и их регламентации – это внешняя культура (сложившиеся исторически и регионально национальные традиции). Внутренняя культура – это организация содержания и формы выражения отношений. Внешняя культура дает человеку возможность творческого выражения, внутренняя культура дает и выражает душу человека. Она представляет собой общие, единые для человеческой природы, вечные ценности, биологического, социального и духовного порядка. Это не «техника» отношений, а внутренняя способность различать добро и зло, сострадать, замечать «малые голоса». С одной стороны, мы видим, что культура обеспечивает равновесие и гармонию природного и духовного в человеке, содействует реализации физических и духовных сил человека в его творческом выражении, служит самопознанию и самоидентификации «кто я в этом мире», помогает понять свои возможности и ограничения. С другой стороны, культура предъявляет человеку требования соответствия общезначимым нормам, правилам и ценностям, тем самым ограничивая индивидуальное, нивелирует личностное, подгоняя под общие форматы и стандарты. В связи с этим задача культуры по отношению к человеку дать инструмент для самопознания и самоопределения, помочь найти место и способ для реализации внутренних потенций, индивидуальной самобытности, сформировать ценностное отношение к природе в целом, к природе человека и его деятельности созидающей культуру общечеловеческой значимости. К огромному сожалению, растущие потребности человечества в современном мире порождают варварское отношение к природе. Стоит отметить, что еще одно понятие стало составляющей теории культурного ландшафта – ноосфера, его предложил известный ученый и философ В.И. Вернадский. Ноосфера - качественно новый этап развития биосферы Земли, на котором решающим фактором ее динамики становится разумная человеческая деятельность.[3] Тем самым Вернадский подчеркнул взаимосвязь культуры и природы, необходимость ответственного отношения человека, как в пространстве культуры, так и в пространстве природы. Возможно именно поэтому все большую популярность сейчас набирают такие направления как умный дом, эко – поселения, эко – туризм, эко - продукция и пр,. В 1992 году на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, была принята Рио-де Жанейрская декларация с одноименным названием, где был предложен лозунг 21 века «от общества потребления, к обществу духа»[1], а так же изложены и провозглашены 27 принципов, отражающие значимость и необходимость бережного отношения и взаимодействия человека с природой, сохранение здоровой окружающей среды и культуры для будущих поколений. Нужно отметить, что в последнее время мы действительно наблюдаем появление множества направлений, так или иначе относящихся к вопросу взаимодействия природы, культуры и человека (экопсихология, психоэкология, экокультура, экология человека и мн.др.). Очевидно, что психология как наука обретает особую значимость связующего звена, обогащая и углубляя все три пространства проявления человека, более того дает мощнейший импульс к трансформации, либо же компенсации этих пространств, за счет взаимодействия друг с другом. На стыке природы, культуры и психологии мы предлагаем рассмотреть достаточно инновационное направление психо- эко- туризм (далее ПЭТ). Направление еще не имеет достаточной методологической базы, хотя и зарекомендовало свою эффективность в реабилитации и рессоциализации пациентов с неврологическими, психиатрическими симптомами, с психопатологиями, фобиями, в работе с людьми, Говоря о соединении природы и культуры как о соединении двух пространств, мы выделяем возникновение еще одного, терапевтического (психологического), по своей сути, пространства, интегрирующего расщепленность культуры и природы в человеке, в единое целостное пространство «внутреннего Мудреца», где возможно объединение «материального», «социального» и «духовного Я» личности, переосмысление ценностных ориентиров, смыслов и своего места в этой жизни. В.В. Козлов обозначает и описывает эти пространства как «Я», «не-Я» и пространство Равностности, смысл которого «объединить и гармонизировать противоположности как положительные, так и отрицательные, открывая за пределами «Я» и «не-Я» ту основу, которая превосходит и включает в себя обе полярности».[2] Самое главное, что из этого пространства можно входить и в «Я» и в «не-Я». При необходимости я могу быть человеком, реализующим свой социо-культурный потенциал и деятельность, хорошо адаптируюсь к предлагаемым обществом условиям, сохраняя или изменяя статус и позиции соответственно внутренним ориентирам, но я также оставляю за собой полное право на самобытность и проявление моей внутренней «природности», с моими эмоциями, реакциями и содержанием. А еще, я остаюсь при этом самим собой, мое содержание, ценности, сакральные смыслы, «я-образ», понимание, того каким образом я могу проявляться в этой жизни - едины. ПЭТ – это использование ресурсов культуры (сказы, легенды, предания и пр.) соответствующих определенному природному месту (например, сказ П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», и Азов – гора), для образования тематически - терапевтического пространства, в котором возможна трансформация и позитивная интеграция личности. Это технология восстановления и сохранения психологического здоровья современного человека, которая восстанавливает духовные силы, укрепляет волю, гармонизирует энергетическую структуру личности человека, создавая, тем самым, сильного, здорового, целеустремленного, умеющего благополучно справляться с различными обстоятельствами человека. Свежий и чистый воздух, атмосфера тур.базы или палаточного лагеря, лес, горы или море, просто красивое место, все это создает особое психологическое и физическое состояние, благоприятный фон для уже позитивных и необходимых изменений. В контексте ПЭТ, психология – это сочетание методов и техник, позволяющих приобрести полезные психологические навыки, избавиться от разрушающих конструктов и восстановиться. Экология имеет три содержательных слоя:1. путешествие в относительно нетронутые природные территории, с целью получения представления о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, с безусловной бережностью к целостности экосистемы, при создании таких экономических условий, в которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения». (всемирный фонд дикой природы); 2. благоприятное для физического состояния и восстановления, нахождение на чистом воздухе, рядом с природными объектами, гораздо «большими» (по объему, исторической, географической или культурной значимости), чем сам человек. Психологически, это также оправдано, так как дает человеку ощущение большего в самом себе. 3. групповая и личностная экология – создание безопасного психологического климата и динамики, как внутри группы, так и для отдельной личности; Туризм в данном случае трактуется как временное путешествие, с познавательной, развлекательной, оздоровительной и т.д. целью. В каждой местности есть свой культурный срез – это археологические данные, историко – культурное содержание местности, народный эпос, свои явления, условия и энергетика. Соответственно любая территория является для человека потенциальным целителем. ПЭТ начинается с определения места и его содержания, далее определяется терапевтическая тема, формируется программа тренинга и сам туристический маршрут. Подводя итоги, стоит отметить, что с древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и себя, открытия и освоения новых территорий, испытания своих способностей, поиска своего предназначения и счастья. На протяжении пути люди встречались или сопровождались знающими людьми, узнавали историю, предания и культуру, обычаи и уклад других народностей, открывали для себя другие уголки природы и ее явления, что, безусловно, способствовало внутренней и внешней трансформации человека, обогащало и расширяло потенциал личности. На наш взгляд метод психо-эко- туризма, отвечает как научным, так и личностным требованиям на пути к пониманию и единению природного и культурного в человеке, сохранению и актуализации общечеловеческих ценностей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|