|
Дважды Два символаАвтор статьи: Габелев Евгений Павлович
Добро пожаловать в четырехмерное символическое пространство глубины… Глубина подсознания и звездного неба задана четырьмя ортогональными векторами его символических осей.
Две из них – вертикальные, мощно проникающие в суть бытия и осознание чувств, пульсирующие резко и несущие угрозу. Это - Мужские начала бытия в его символическом отображении. Две другие – горизонтальные, покоряющие тайной, поглощающие и втягивающие их без следа. Расширяющие и сдавливающие осознанием, недостижимым словом союзом пространства и радости. Они – Женские начала в интуитивном образе своем. Крест пересечения их – не христианский крест жертвы, где они приносят себя в вечную муку друг другу, пригвоздив жизнь плоти к древу острием железа. Он есть – крест умножения. С него непрестанно сходя пульсирующим потоком размножается мириад образов и душ вещей и существ. Отсюда – заполоняет Бытие сонм Разнообразия. Вот их имена, Вот их тайно сокрытое в повседневном бытие место и маска. Не обманемся явленной видимостью – и узреем ключи тайной Власти… СТРЕЛА Стрела – древнее оружие воинов и охотников с незапамятных времен обладала как минимум четырьмя значениями. Во-первых, она в силу своей направленности в цель, символизировала точность и целеустремленность, достижение и развитие. Во-вторых, легкая и летучая, являлась воплощением мечты человека о полете, выходе за пределы повседневных дел и забот, устремлении в заоблачную высь к далеким вершинам. В-третьих, благодаря скорости, обозначала стремительность, неожиданность и быстроту изменений. В-четвертых, как проникающее в цель и снабженное острым наконечником грозное орудие, символизировало источник боли и страдания. Если человек ранен стрелой – спрашивал древний мудрец – стоит ли ему погружаться в философские рассуждения о причинах полета стрел и остроты наконечника, или сначала вытащить стрелу и обработать рану? – подразумевая бесплодность пустых рассуждений о природе вещей и необходимость практических действий перед лицом человеческих страданий в этом мире. Первый же, мирный и лишь указывающий на цель аспект стрелы, используется в наше время повсюду – от дорожных знаков и указателей до эмблематики торговых и промышленных компаний. Вам сюда – говорит она с рекламных щитов и плакатов. То, что вам надо – здесь, призывно манит ее изображенье. Возможно, всякий раз, когда мы видим этот указующий знак, у нас появляется хороший повод всмотреться повнимательней и спросить себя: мне действительно сюда? В чем, собственно, моя цель, и не отклонился ли я от нее слишком далеко? Не пора ли что-то поменять в своей жизни, сменить направление, внимательней приглядеться… Причем сделать это можно легко и свободно, как легок и высок полет стрелы, о чем напоминает нам ее второй аспект. Воспарить над суетой, поставить себе далекую и по настоящему возвышенную цель, сделать наконец то, о чем мечтал годами. Стрела своим высоким полетом подает нам пример, символизирует наши скрытые возможности и потенциал развития, готовый в любой момент вырваться наружу. Вырваться стремительно, молниеносно изменив всю нашу жизнь – на возможность и быстроту изменений указывает третий ее аспект. Подобно тому, как изготовление стрелы – долгий и кропотливый процесс, а прицеливанье требует от стрелка времени и предельного внимания, полет же длится мгновения – так и планы и мечты наши, вынашиваемые годами, могут воплотиться в жизнь быстрей чем мы себе представляли в самых смелых фантазиях. Важно лишь, подобно опытному лучнику, сконцентрироваться и тщательно прицелиться. Естественно, полезно не забывать здесь и про четвертый, разрушительный аспект стрелы, и позаботиться о том, чтоб стремительное, как ее полет, исполнение наших замыслов не принесло ненужных страданий ни другим людям, ни нам самим. Ведь наконечник ее остр, и не зря то, что легко и быстро достигается, или нежданно застигает нас врасплох словно выстрел – частенько заставляет нас испытывать отнюдь не только радость и счастье. Именно по этому люди с древнейших времен сравнивали любовь со стрелой, пущенной богами. Однако, если мы будем внимательны и смелы, то сможем, преодолев негативный аспект стрелы и связанные с ним испытания и страдания, взять себе ее лучшие качества, и, наполнив ими свою жизнь, превратить ее в долгий, прекрасный и стремительный полет. КОЛЬЦО Используя кольца в качестве одного из любимых и традиционных наших украшений, редко задумываемся мы над подлинным значением этого древнего символа. С того момента, когда человек впервые научился добывать и обрабатывать металл, кольцо, надетое на палец, не просто украшало и выделяло, но и служило символической заменой цепи, оковы, будучи знаком связи, соединения его владельца с чем-то иным, а как частный случай - власти, владения и обладания. Таково дошедшие до наших дней значение колец обручальных, указывающих не только на связь двух людей, но и на их особые права, и даже некую власть друг над другом. Отсюда и лишь недавно ушедший в прошлое обычай ношения печатки как символа высокого статуса ее обладателя. Печатка – кольцо с нанесенной на него монограммой – личной печатью владельца, в старину действительно использовалось для запечатывания писем, документов и высоких указов, и соответственно вид ее прямо намекал на власть и положение носящего ее. Часто в кольца вправлялись камни, при этом считалось, что качества, приписываемые камню, благодаря свойству кольца соединять, переходят и к его владельцу. Так, алмаз сообщал твердость, блеск ума и ясность во взоре, рубин – темперамент, страстность и очарование и т.д. Первый случай создания Перстня – кольца с камнем, зафиксирован в античной легенде о Прометее. Как известно, этот отважный герой был по воле мстительных богов прикован навеки к скале. Освободил его лишь Геракл, который был не только могуч, но и хитроумен, и, разбив сковывающие узника цепи, посоветовал ему сделать из их звена кольцо, вправить в него обломок скалы, и носить постоянно на пальце. Таким образом, герой обрел долгожданную свободу, не нарушив при этом формально, божественного повеления оставаться навсегда прикованным к камню… Иногда на кольца наносились надписи. В древнем Риме, раб, передвигаясь по городу, носил на пальце кольцо с именем владельца, которое не только указывало всем на его положение, но и символизировало нерушимую связь с хозяином, являясь очевидной заменой цепи или ошейника. В средние века появились особые кольца епископов, кардиналов и пап, обозначавшие не только власть, но и ту самую связь его носителя со своим Небесным Господином. Не отставали от них и маги, колдуны и волшебники всех времен и народов, украшавшие себя кольцами с таинственными письменами, заклинаниями и мантрами, устанавливающими связь с могущественными тайными силами и дающими над ними неземную, внушающую трепет власть. В наши дни немало занимающих высокие руководящие посты достойных и уважаемых людей во многих странах мира гордо носят на пальце кольцо с символикой законченного ими престижного университета или академии, являющееся как знаком статуса, так и пропуском в некий закрытый элитарный клуб избранных. Одним из них может оказаться и каждый из нас – независимо от образования и внешних атрибутов, достаточно лишь осознать символизируемое кольцом подлинное единство всего сущего, а значит и нашу связь со всеми мощнейшими силами, качествами и ресурсами этого безграничного и полного благоприятных возможностей мира. Ну, и разумеется, приложить немного усилий… ВОДА Вода – символ самой жизни и ее таинственной, следующей своим нечеловеческим законам мудрости. Мудрец следует воде – говорили древние китайцы – избегает возвышаться над другими, стремясь находиться ниже всех, и тогда каждый приходит к нему напиться. Подобно воде, утоляет он жажду всякого, не различая ни властелина ни раба, ни праведника ни злодея, равнодушен и спокоен, не за кем не бегает, но ни от кого и не убегает. Когда приходит время, подобно разлившейся реке, затопившей долину, грозен, свиреп и безжалостен, несет смерть без гнева и страха, не из мести или обиды, а лишь следуя порядку вещей – когда же буря проходит, возвращается в свои берега не зная ни стыда ни раскаянья за совершенное. Неотвратимо и легко несет себя к великому морю, чтоб навсегда раствориться в нем, не обращая внимания ни на хулу ни на похвалы людей… Такова дикая природа – а становиться ли нам, по совету древних, столь мудрыми и безжалостными, и чем придется за подобную мудрость заплатить – каждый решает для себя сам. Не случайно, у многих древних народов, вода была не просто одной из стихий – но считалась живой и одушевленной богиней-матерью, породившей в начале времен из своих глубин весь этот мир. Возможно, это проявление некой генетической памяти о зарождении жизни, а может и наоборот – современные наши научные теории о выходе жизни из воды на сушу миллиарды лет назад – лишь новая форма тех древних мифов, кто знает… Согласно представлениям древних шумеров, новым молодым богам, порожденным матерью-водой и создавших впоследствии этот твердый населенный мир, пришлось сначала выдержать трудную борьбу со своей грозной и непредсказуемой породительницей. Здесь вода предстает как символ изменчивости и хаоса, каким-то загадочным образом вечно порождающего из себя символизируемый новыми богами порядок, устойчивость и постоянство, и снова и снова вступающий в борьбу с собственным порождением. Так и в современной глубинной психологии и толковании сновидений со времен Фрейда вода олицетворяет силы подсознания. Именно оно порождает сознание с его логикой и здравым смыслом, которым мы так гордимся, и именно в его темных глубинах обитают наши тайные страхи и желания, готовые в любой момент выплеснуться наружу, разрушив привычный и предсказуемый порядок повседневной жизни. В этом смысле, наш разум представляется чем-то наподобие мира, как он виделся древним - этаким расположившимся на спине гигантской черепахи плавающим обитаемым островом, каждую ночь погружающимся вместе со своей носительницей в пучину снов и таинственных образов и теней, чтоб утром, посвежевшим и умытым загадочными водами их образов вернуться вновь к дневной, наполненной разумом, жизни. Вода не только таинственна – и символизирует загадку, непознанное, кроющееся в ее глубинах – она еще и несет забвение, смывает следы наших мыслей и дел. Ведь забвение – часто не только наказание, но и благо. Повелитель водной стихии у древних греков – Посейдон, не только могучий, но и самый пожалуй таинственный из всех античных богов. В то время как об остальных, обитающих у всех на виду, сложено множество мифов и легенд, о величественном обитателе глубин неизвестно почти ничего. Так и подлинный современный лидер и руководитель невидим и недоступен, а жизнь и планы его покрыты тайной. Подобно воде, непрерывно порождает и разрушает он новые проекты, оставаясь недосягаем для домыслов и влияний. Однако, вода не только серьезна и могуча, но еще и игрива и легка – так и мы можем, следуя ей, на время оставить всю свою серьезность, и просто насладиться игрой сверкающих на солнце красок этого мира. БАШНЯ С древнейших времен люди строили башни. В ее символизме можно проследить два основных аспекта: стремление подняться над землей, доминировать и властвовать, оторваться от повседневности и устремиться в недоступную высь, а также прочность и надежность, недоступность и уединение. Башни были как важнейшим элементом культово-религиозных сооружений, так и основой и центром крепостных укреплений, придававшим стенам устойчивость и прочность, улучшавших обзор и возможности защиты обитателей крепости. На вершинах древних, имеющих форму башни храмов – зиккуратов, совершались таинства и приносились жертвы, и люди верили, что сами боги нисходили туда с небес, чтоб совершив ритуальное соединение с миром людей, передать им свои откровения и повеления. Современные тянущиеся ввысь минареты и колокольни, многоярусные пагоды – наследники тех башен, выражающие высший, духовный, аспект ее символизма. Согласно легенде, первым сооружением подобного рода была знаменитая Вавилонская башня, ставшая выражением как неодолимого стремления людей к небесам, так и их излишней самонадеянности и гордыни, и как следствие – конфликтов и непонимания, того самого «смешении языков», что так часто сопутствуют амбициозным проектам. Однако, если мы сможем преодолеть возникающие в ходе развития естественные трудности роста, проявляя внимательность, терпение и настойчивость – то, несомненно, достигнем самых высоких целей, несмотря на их кажущуюся заоблачную недостижимость. Кроме того, эта легенда напоминает нам о том, что подлинные небеса, к которым по-настоящему стоит стремиться, находятся не где-то у нас над головами, а в непознанных пока глубинах собственной души. Падение этой башни – знак невозможности и бессмысленности попыток достичь их с помощью массовых коллективных действ, создания общественных иерархий и гигантских культовых зданий – ведь, похоже, достижение это – дело сугубо индивидуальное и суеты не терпящее. Второй аспект – выражение мощи, силы и защиты, образ надежного укрепления и прибежища среди моря житейских волнений и забот – неразрывно связан с первым, духовным ее аспектом, ведь только стремление ввысь, может, пожалуй, вырвать нас из плена этого мира и надежно защитить уверенностью и высшим смыслом всей нашей жизни. В более мирском же качестве, башня – как главное сооружение, а также как площадка для наблюдателя, явно указывает на связь власти, превосходства, с способностью видеть дальше других. Находящийся на вершине замечает то, что скрыто от глаз обитающих внизу. Такова роль лидера и руководителя – возвышаясь, подобно башне над обычными людьми, служить им защитой и опорой, определять далекие, находящиеся за горизонтом цели и предупреждать о возможных опасностях, а также, находясь на вершине иерархии, быть источником высших ценностей, смыслов и идеалов. При этом полезно не забывать и о том, что в старину башни часто не только защищали, но и использовались как места заточения высокопоставленных узников – и, вознесясь на вершину власти, постараться не стать пленником собственного успеха и положения... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|