Они пришли ко мне вдвоем очень встревоженные и обеспокоенные: супружеская пара, трое детей, у старшей дочери Насти (8 лет) начались серьезные проблемы в школе и дома. Девочка вдруг стала замкнутой, перестала отвечать на вопросы, обращения учителей и родителей.
- Мы её спрашиваем: "Настя, в чем дело?", - а она только плачет и молчит.
Запрос родителей: наладить контакт с дочерью.
На встречу со мной Настю привела мама и очень боялась оставить ее одну со мной в кабинете. Девочка и правда была очень замкнута, не проявляла активности, послушно отвечала на вопросы и очень неестественно улыбалась.
Мы немножко порисовали и я обратила внимание, как старательно, будто на оценку, она рисовала, постоянно поправляя листы и кладя фломастеры точно на место.
В следующий раз мы начали разговор о чувствах. Я попросила Настю нарисовать кастрюльку и наполнить ее тем, что она чувствует в последнее время.
Помимо стандартных обиды, радости, злости и страха, в Настиной кастрюльке обнаружились тревога (боюсь делать что-то, вдруг плохо получится) и жалость.
Я, конечно, заинтересовалась, что же это за чувство и как оно попало в кастрюльку. Оказалось, Насте очень жаль своего котика Тишу, который сейчас лежит в ветлечебнице.
А дальше девочка рассказала мне о том, как у нее жил котенок, который однажды проглотил пробочку от зеленки. Ему стало плохо и его отвезли к ветеринару, оперировали в ветклинике и затем выписали домой всего перебинтованного.. Девочка рассказывала, что он не мог лежать в коробочке, постоянно пытался вылезти к ней и будто плакал.
Утром Настя проснулась, а котика в коробочке уже не было...
Родители сказали ей, что ночью Тишке стало хуже и его пришлось опять увезти в больницу.
Так прошло два года. Иногда, когда они едут на машине мимо ветклиники и Настя просит родителей навестить ее маленького друга, родители отвечают, что Тишка все еще очень слаб и к нему не пускают..
Настя до сих пор ждет, когда котенок поправится, скучает по нему.
Ну что тут скажешь: "Настя, твой котик умер еще в ту ночь, а твои родители тебя обманывают, боясь причинить боль". Нет, об этом Насте должны сказать мама и папа...
А потом была встреча с Настиными родителями. Мне с огромным трудом удалось убедить их сказать дочке правду:
- Но ведь она еще маленькая! А если она будет плакать???
Как страшно иногда расстроить ребенка, но ведь ещё страшнее годами держать его в неопределенности.
- Вы только представьте, если бы ваш близкий человек два года лежал в больнице и вам нельзя было его навещать? Как бы вы себя чувствовали?
В следующий раз Настя пришла ко мне и выдохнула с порога: "У меня умер котик..". И в этом выдохе было столько облегчения... А потом мы рисовали рисунок печали и говорили о том, что печаль бывает темная и светлая. Настя: "У меня больше светлой!".
На последней встрече мы рисовали сердце и раскрашивали его любовью. Настя говорила, что ее сердце большое и теплое, и в нём живет любовь к маме и папе, сестренке и братику.
А мне запомнились последние слова ее мамы перед тем, как мы попрощались, ведь эта история наконец-то завершилась: "Спасибо Вам большое, а то мы уж было отчаялись.."
Иногда больнее не знать, чем наконец-то узнать правду.
И я благодарна Настиным родителям за смелость, ведь признать свою ошибку бывает очень непросто. Они большие молодцы.
(Все имена изменены)