Психоанализ. Объектные отношения: доступно для родителей.

 Статья о том, какие этапы развития проходит ребёнок (ну, или не проходит, а застревает) на пути к взрослению. О роли мамы и папы  на этом пути.

Для начала краткая схемка, позволяющая обзорно увидеть процесс. Круги - это объекты взаимодействия.

Первый рисунок - это состояние беременности, симбиоз -  непосредственный физиологический процесс.

Последний рисунок - это завершающий этап взросления,  отделения, когда "Я это Я, а Ты, это Ты..." 

Психоанализ Объектные отношения доступно для родителей

Дальше в подробностях о том, как этот процесс происходит в психологическом плане.

    1.  Стадия «нормального аутизма» 0-2 мес.

На этой стадии для ребенка не существует объекта, нет чувства границы.  «Я и весь мир – одно целое». Все ощущения ребенка недефференцированны (боль, дискомфорт всеобщи). Контакт с внешним миром осуществляется через физиологические ощущения, через смену появления и удовлетворения потребностей. / Возникновение первого «зазора» - потребность – удовлетворение/

Главная задача мамы на этой стадии – «встроиться» в ритм потребностей ребенка, что позволяет установить контакт с миром.

     В норме ребенок и мама составляют одно целое, существуют в одном ритме (на основе условного рефлекса). В конце стадии возникает социальная улыбка.

    Проблемы могут возникнуть при «хаотичной» матери, когда не устанавливается единый ритм, следовательно формируется представление о невозможности соединения с объектом. В дальнейшем попытки объекта вступить в контакт будут восприниматься как угроза разрушения. Это стадия нормального симбиоза.

Симбиоз – сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу.

2.    Стадия «Начало диалога» 2 – 5-6 мес.

 Выраженная симбиотическая стадия.  На ней мать и ребенок составляют единый объект, существуют в общем режиме. У ребенка начинает формироваться способность к социальному контакту. Особую значимость приобретают невербальные игры с матерью (ладушки, Сорока - ворона ...).

Для ребенка очень важен взгляд, одобрение мамы, поддержание  его игр, вступление в контакт. Ребенок пробует первым вступить в контакт, он смотрит в лицо матери как в зеркало.

   + Если ребенку удается вызвать ответную реакцию матери, то к концу стадии он начинает контролировать игры, что закладывает способность к саморегуляции, к формированию «ЭГО».

   - если мама не гармонично «вписывается в отношения» (игры), то в будущем подрывается способность к саморегуляции, формируется базовая тревожность.

 На этой стадии закладываются основы идентификации самого себя. Все что ребенок видит в матери станет базовыми чертами на всю жизнь (закладывается память на невербальное поведение, формируется способность к эмпатии) Если они не заложены на этой стадии, то они не компенсируются в последующей жизни. (недостаток чувств может прикрываться рациональными рассуждениями, но не будут вызывать эмоционального отклика).

   При гиперстимуляции игр со стороны мамы у ребенка формируется «пассивная сдача» и возникает страх контакта.

         При недостаточной стимуляции появляется стремление привлечь внимание.

На этой стадии ребенок  начинает выделять части себя и части мамы, но еще нет представления о целостности объекта. Мама существует как расщепленный образ: «Мама хорошая» и «мама плохая».

3.    Стадия «Сепарация - индивидуализация»

Стадия диадных отношений. Фазы этой стадии:

  • 5-9 - 12 мес.фаза «вылупливания», «разрыв симбиотической скорлупы». Ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, начинает передвигаться. Формируется представление о постоянстве объекта. Его интерес смещается от собственных действий к тому эффекту, к которому  вызывает действие. Но интерес возникает  от того чувства безопасности, которое дает мать. Мама нужна для поддержки.  У ребенка начинает формироваться представление о переходности объекта. Ранее он не мог удерживать в памяти образ ушедшего объекта.  На этой стадии формируется потребность в предметах (игрушках) для переноса чувств от ушедшего объекта на предмет. На этой стадии ребенок понимает что:1. Он и мама не одно целое, 2. Мама и игрушки не один предмет. В этот момент мама становиться либидозным объектом, на котором концентрируется любовь

      + если отношения М-Р  удачны, ребенок легче переносит фрустрацию, формируется базовое положительное отношение к миру, которое переноситься на чужих (ребенок относится к чужим так же, как внутренне мама.) Тревога к чужому соответствует  индивидуализации.

Мама на этом этапе - вспомогательное  Я.

  • Фаза практики, всемогущества.9-12  - 15-18 мес.  К этому периоду совершенствуются моторные навыки. Мир становится доступным. Оптимальные условия воспитания- в «мягкой комнате » для формирования ощущения что мир доступен, управляем. Ребенок учится через  повторения, для него важно повторение действия с одним и тем же эффектом.

            В благоприятных условиях формируется ощущение «Я могу все». В этот период очень важна поддержка мамы, одобрение и помощь, но в нужный момент.   

 Внутренний объект еще не сформирован, если мамы долго нет, то внутренний объект исчезает. Все другие – чужаки. В этот период даже + чужой не заменит маму. На этой стадии  в идеале недопустимы запреты.

  • Конфликт восстановлений  16-18 – 2 года. Стадия первых амбивалентных конфликтов. Аффективные колебания между любовью и ненавистью. Ребенок сталкивается с тем, что он зависит от мамы, это для него печально. Ребенок видит что не всегда его желания совпадают с желаниями мамы, и он не всегда может заставить маму исполнять его желания.

    У ребенка появляется представления о реальном мире, ему хочется одновременно и вернуться к слиянию и большей автономии. Из этих желаний появляются негативные чувства- стыд за желание слияния и вина за разрыв. Ребенок в этот период капризный и злой. Задача мамы- «выжить» и контролировать эти чувства (позволять проявлять чувства без последствий для ребенка)

На этой стадии наблюдается чередование прогресса и регресса. Мать перестает выполнять функцию «ЭГО», что вызывает сильную тревогу и ощущение того, что мама бросила, появляется желание вернуться.

 При устойчивой матери ребенок может справиться с этой тревогой. На этой стадии должна произойти интеграция хорошей и плохой мамы.

  • На пути к постоянству объекта 2-3года. Она характеризуется повторением несколько раз конфликта «востановлений». При нормальном развитии конфликт угасает. В этот период «Эго » ребенка становиться сильнее его аффектов и способно их синтезировать – ребенок может связывать ощущения, желания со словами.
  •  Если мама помогла интегрироваться ребенку (мама и плохая и хорошая любит меня и плохого и  хорошего) то появляется ощущения постоянства «Эго»  и мамы. Но помощь мамы не должна быть навязчивой. Все черты характера вытекают из самых сильных конфликтов этой стадии.

   На этих стадиях для ребенка существует только мама, все детские учреждения вредны.

4.    Стадия «Триадных отношений» 3-6 лет.

На этой стадии «появляется» отец как отдельный объект от мамы. Ребенок обнаруживает:

  • Папа и Мама не одно целое
  • Папа и Мама разные.
  • Ребенок имеет такой же пол, как один из родителей.

На этой стадии начинается идентификация  с родителем своего пола. Для ребенка очень важно идеализировать  объект своего пола и получить поддержку своей половой роли. Для ребенка очень важно чувствовать любовь между родителями, но он должен видеть что любовь к нему отличается от родительской. Ребенок учится относится к людям на основе отношений родителей. Ребенок стремится быть похожим на одного из родителей.

 Если этого нет, то нет стимула становиться взрослым.

         Возникает конкуренция с родителем своего пола. Появляется стремление победить, но это стремление наталкивается на страх победы (ведь полная победа – устранение соперника) Появляется страх потери части себя. Оптимальный выход – конкуренция со сверстниками (догонялки), т.е появляется перенос желаний в символическое проявление.

– А нельзя ли мне будет жениться на тебе? – спросил Малыш.

– Пожалуй, это невозможно, – ответила мама. – Ведь я уже замужем за папой.

Да, это было так.

– Какое неудачное совпадение, что и я и папа любим тебя! – недовольно произнёс Малыш.

Тут мама рассмеялась и сказала:

– Раз вы оба меня любите, значит, я хорошая

– Ну, тогда я женюсь на Гунилле, – вздохнул Малыш. – Ведь надо же мне будет на ком-нибудь жениться!

Малыш и Карлсон А. Линдгрен

На этой стадии  ребенок переживает 2-ой конфликт амбивалентности – проявляющийся в стремлении ребенка идентифицироваться с родителем своего пола и одновременной конкуренции с ним, появляются либидозные желания и запрет на них. На этой стадии ребенок может откладывать исполнение желаний  и может контролировать себя. Он уже видит разницу между провинностью и нарушением. Родители на этой стадии могут ставить запреты, но важна последовательность. Засчет появления запретов у ребенка формируется «Супер эго» и ребенок учится находить баланс между  желаниями «оно» и требованиями «Сверх я». Очень важен баланс между потребностями  и запретами на них. Понимание недостижимости удовлетворения потребностей ведет к прогрессивному развитию, к формированию реального ощущения себя, самоуважению и принятию своей социальной незрелости. На этой стадии сексуальные желания откладываются.

5.    Латентная стадия 6-12 лет.

На этой стадии сексуальные желания утихомириваются, силы тратятся на когнитивное развитие. Для ребенка значима реальная социальная активность. Важно научиться делать самому. Появляются фантазии на тему сверхъестественного появления  - двух близнецов (принц и нищий, малыш и карлсон), семейного романа – удочерение, гадкий утенок.

6.    Стадия «Пубертата» 12- 16-18 лет.

На этой стадии происходит:

  • Физиологические формирование пола (возрождение либидозных чувств).
  • Формирование интеллекта. Возрождаются 2 амбивалентных конфликта. Главный соблазн  - реализовать все отложенные чувства , но есть и страх реализации. Появляется  процесс ради процесса (планирование без исполнения ) . Попытки найти себя в социуме. Происходит преодоление семейных канонов. Для ребенка важно почувствовать что требования родителей не такие жесткие. Привязанность к компании превалирует.
  • Здесь родители получают то, что заложили в своих детей на ранних стадиях. Эту стадию нужно тоже "пережить", т.к. подросток не всегда говорит то, что думает, и не всегда думает, прежде чем говорить.

 Очень часто  в нашей жизни мы встречаем инфантильных взрослых, которые психологически так и не выросли, одна из основных причин, на мой взгляд  http://www.psyoffice.ru/article/ne_lubov_k_sebe/. И тогда нужно определить место "остановки" и планомерно, последовательно, проходя все стадии личностно расти. 

Словарик:

Ид  или «оно» по Фрейду, означает ис­ключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые на­полняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биоло­гическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохра­няет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений.

Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответ­ственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить жела­ния ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго  подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда. будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. 

Суперэго. Суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения.

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической само­оценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-эго — это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, ес­ли цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. 

 



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии алкоголизма. Как формируется зависимость?
  • Стадии женственности, а на какой стадии ты?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • «Мама, мам, мааам…»- 5 признаков того, что ваш ребенок избалован
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Один ребенок против двух "Ребенков" мамы и папы
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Когда мама как ребенок
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Как найти себя в этой жизни?
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • мама+ребенок = тревога?
  • Ребенок плюется — мама смеется. Как родители воспитывают в детях жестокость
  • «Меня раздражает мой ребенок!» Мама, остановись!
  • Мама сорвалась или мой ребенок меня раздражает.
  • Делай всё в этой жизни для себя.
  • Коротко и по делу: "Мама, вот тебе ребенок! Отстань!"
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь