|
Психоанализ. Объектные отношения: доступно для родителей.Автор статьи: Иванова (Страхова) Виктория Викторовна
Статья о том, какие этапы развития проходит ребёнок (ну, или не проходит, а застревает) на пути к взрослению. О роли мамы и папы на этом пути. Для начала краткая схемка, позволяющая обзорно увидеть процесс. Круги - это объекты взаимодействия. Первый рисунок - это состояние беременности, симбиоз - непосредственный физиологический процесс. Последний рисунок - это завершающий этап взросления, отделения, когда "Я это Я, а Ты, это Ты..." Дальше в подробностях о том, как этот процесс происходит в психологическом плане. 1. Стадия «нормального аутизма» 0-2 мес. На этой стадии для ребенка не существует объекта, нет чувства границы. «Я и весь мир – одно целое». Все ощущения ребенка недефференцированны (боль, дискомфорт всеобщи). Контакт с внешним миром осуществляется через физиологические ощущения, через смену появления и удовлетворения потребностей. / Возникновение первого «зазора» - потребность – удовлетворение/ Главная задача мамы на этой стадии – «встроиться» в ритм потребностей ребенка, что позволяет установить контакт с миром. В норме ребенок и мама составляют одно целое, существуют в одном ритме (на основе условного рефлекса). В конце стадии возникает социальная улыбка. Проблемы могут возникнуть при «хаотичной» матери, когда не устанавливается единый ритм, следовательно формируется представление о невозможности соединения с объектом. В дальнейшем попытки объекта вступить в контакт будут восприниматься как угроза разрушения. Это стадия нормального симбиоза. Симбиоз – сожительство двух организмов разных видов, обычно приносящее им взаимную пользу. 2. Стадия «Начало диалога» 2 – 5-6 мес. Выраженная симбиотическая стадия. На ней мать и ребенок составляют единый объект, существуют в общем режиме. У ребенка начинает формироваться способность к социальному контакту. Особую значимость приобретают невербальные игры с матерью (ладушки, Сорока - ворона ...). Для ребенка очень важен взгляд, одобрение мамы, поддержание его игр, вступление в контакт. Ребенок пробует первым вступить в контакт, он смотрит в лицо матери как в зеркало. + Если ребенку удается вызвать ответную реакцию матери, то к концу стадии он начинает контролировать игры, что закладывает способность к саморегуляции, к формированию «ЭГО». - если мама не гармонично «вписывается в отношения» (игры), то в будущем подрывается способность к саморегуляции, формируется базовая тревожность. На этой стадии закладываются основы идентификации самого себя. Все что ребенок видит в матери станет базовыми чертами на всю жизнь (закладывается память на невербальное поведение, формируется способность к эмпатии) Если они не заложены на этой стадии, то они не компенсируются в последующей жизни. (недостаток чувств может прикрываться рациональными рассуждениями, но не будут вызывать эмоционального отклика). При гиперстимуляции игр со стороны мамы у ребенка формируется «пассивная сдача» и возникает страх контакта. При недостаточной стимуляции появляется стремление привлечь внимание. На этой стадии ребенок начинает выделять части себя и части мамы, но еще нет представления о целостности объекта. Мама существует как расщепленный образ: «Мама хорошая» и «мама плохая». 3. Стадия «Сепарация - индивидуализация» Стадия диадных отношений. Фазы этой стадии:
+ если отношения М-Р удачны, ребенок легче переносит фрустрацию, формируется базовое положительное отношение к миру, которое переноситься на чужих (ребенок относится к чужим так же, как внутренне мама.) Тревога к чужому соответствует индивидуализации. Мама на этом этапе - вспомогательное Я.
В благоприятных условиях формируется ощущение «Я могу все». В этот период очень важна поддержка мамы, одобрение и помощь, но в нужный момент. Внутренний объект еще не сформирован, если мамы долго нет, то внутренний объект исчезает. Все другие – чужаки. В этот период даже + чужой не заменит маму. На этой стадии в идеале недопустимы запреты.
У ребенка появляется представления о реальном мире, ему хочется одновременно и вернуться к слиянию и большей автономии. Из этих желаний появляются негативные чувства- стыд за желание слияния и вина за разрыв. Ребенок в этот период капризный и злой. Задача мамы- «выжить» и контролировать эти чувства (позволять проявлять чувства без последствий для ребенка) На этой стадии наблюдается чередование прогресса и регресса. Мать перестает выполнять функцию «ЭГО», что вызывает сильную тревогу и ощущение того, что мама бросила, появляется желание вернуться. При устойчивой матери ребенок может справиться с этой тревогой. На этой стадии должна произойти интеграция хорошей и плохой мамы.
На этих стадиях для ребенка существует только мама, все детские учреждения вредны. 4. Стадия «Триадных отношений» 3-6 лет. На этой стадии «появляется» отец как отдельный объект от мамы. Ребенок обнаруживает:
На этой стадии начинается идентификация с родителем своего пола. Для ребенка очень важно идеализировать объект своего пола и получить поддержку своей половой роли. Для ребенка очень важно чувствовать любовь между родителями, но он должен видеть что любовь к нему отличается от родительской. Ребенок учится относится к людям на основе отношений родителей. Ребенок стремится быть похожим на одного из родителей. Если этого нет, то нет стимула становиться взрослым. Возникает конкуренция с родителем своего пола. Появляется стремление победить, но это стремление наталкивается на страх победы (ведь полная победа – устранение соперника) Появляется страх потери части себя. Оптимальный выход – конкуренция со сверстниками (догонялки), т.е появляется перенос желаний в символическое проявление.
На этой стадии ребенок переживает 2-ой конфликт амбивалентности – проявляющийся в стремлении ребенка идентифицироваться с родителем своего пола и одновременной конкуренции с ним, появляются либидозные желания и запрет на них. На этой стадии ребенок может откладывать исполнение желаний и может контролировать себя. Он уже видит разницу между провинностью и нарушением. Родители на этой стадии могут ставить запреты, но важна последовательность. Засчет появления запретов у ребенка формируется «Супер эго» и ребенок учится находить баланс между желаниями «оно» и требованиями «Сверх я». Очень важен баланс между потребностями и запретами на них. Понимание недостижимости удовлетворения потребностей ведет к прогрессивному развитию, к формированию реального ощущения себя, самоуважению и принятию своей социальной незрелости. На этой стадии сексуальные желания откладываются. 5. Латентная стадия 6-12 лет. На этой стадии сексуальные желания утихомириваются, силы тратятся на когнитивное развитие. Для ребенка значима реальная социальная активность. Важно научиться делать самому. Появляются фантазии на тему сверхъестественного появления - двух близнецов (принц и нищий, малыш и карлсон), семейного романа – удочерение, гадкий утенок. 6. Стадия «Пубертата» 12- 16-18 лет. На этой стадии происходит:
Очень часто в нашей жизни мы встречаем инфантильных взрослых, которые психологически так и не выросли, одна из основных причин, на мой взгляд http://www.psyoffice.ru/article/ne_lubov_k_sebe/. И тогда нужно определить место "остановки" и планомерно, последовательно, проходя все стадии личностно расти. Словарик: Ид или «оно» по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда. будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Суперэго. Суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-эго — это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|