|
Использование в психоконсультировании образов художественных шедевровАвтор статьи: Майсак Надежда Васильевна
Сессия №1: Работа с открытками "Шедевры Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина". За помощью обратилась девушка (назовём ее N), живет с мамой и бабушкой. Отца своего не знает. Пришла с насморком, извинилась и попросила салфетки. (Но в процессе работы проявления насморка пропали!). Рассказ N: Так как я сейчас живу, так и будет, ничего не произойдет. Всё, что я делала в жизни, все было неправильно. Жизни нет, осталось только прозябать… Подруги замужем, у них разговоры только про деньги и бизнес… Они меня не понимают. Вопрос психолога: Какая картина похожа на Вашу жизненную ситуацию, и какие Ваши сегодняшние чувства и переживания она отражает? N выбирает из набора открыток картину В. Д. Поленова «Зима» (1890) (эту картину можно посмотреть, посетив Астраханскую картинную галерею имени П.М. Догадина): я как бы иду по этой дороге, которая ведет неизвестно куда… Вокруг эти спящие темные деревья… И все это - не понятно зачем, это не имеет никакого смысла… Жизни нет, осталось только прозябать… Нет смысла жить, хочется умереть...
N продолжает рассказ: Мама плохо говорила о мужчинах. Бабушка и мам внушили мне, что я никогда не выйду замуж… N боится, что ситуация к лучшему не изменится, так же все и будет… Хотя понимает, что хуже уже вряд ли будет... N испытывает страх развода, поскольку уже была в отношениях с молодым человеком, однако расстались, так как он выпивал, и они конфликтовали. Вернулась к матери, которая не дает N жить, вмешивается в ее жизнь… Проблема уже долго не решается. N конфликтует с подругами и коллегами по работе... Даже с хорошей работы N ушла, поскольку "перфекционистка и не умеет приспосабливаться". Разбираем символику картины, актуализируем значимые потребности, обсуждаем возможные решения и пути их достижения. Развенчиваем негативные установки - «мифы» - и формируем адекватные установки:
Вопрос психолога: А какая картина отражает желаемое психоэмоциональное состояние? N выбирает картину К. А. Коровина «Натюрморт с цветами и фруктами» (эту картину также можно посмотреть, посетив Астраханскую картинную галерею имени П.М. Догадина).
N подчеркивает, что в картине для нее важен виноград и фрукты на тарелке, а также вино в графинчике: «Хочется почувствовать аромат клубники, вкусить радость жизни … Нравятся белые розы в синей вазе, хочется взять из сахарницы кусочек сахара… Да, это как радость и вкус к жизни!». Отмечаем доминирование на картине коричнево-красного цвета (+6+3 по тесту Люшера). Это сочетание символически отражает повышенную нервозность, неуверенность в себе, напряженность физиологических потребностей, потребность в расслаблении и успокоении. «Выбивает из колеи» сдерживание самоактуализации. Имеют место психосоматические проблемы… N говорит, что ей хочется посидеть с друзьями где-нибудь в кафе. Но уже 3 недели спазмы в горле, что не может пить из чашки, пьет только холодную воду из пластиковой бутылочки с «поильничком»… Мама эту проблему даже не замечает… В конце беседы предлагаю выпить вместе кофе. И... у нее получается пить кофе маленькими глотками! Удивляется: «Надо же, а я думала, что не смогу пить из чашки…». Еще раз проговариваем вслух и записываем ее решения. N улыбается красивой улыбкой с ямочками на щеках...
Другие публикации автора вы сможете прочитать также на моем сайте: Психолог-консультант в Астрахани Я в скайпе: n-maysak Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|