|
Я САМ!!! Можно? Нужно!Автор статьи: Светлана Викторовна Староверова
Многие мамочки говорят: «Не знаю, что делать… Он у меня такой не самостоятельный!» Очень часто такие утверждения беспочвенны. Каждой маме хочется, чтоб малыш быстрее вырос и стал самостоятельным. В том и ошибка, что станОвится он самостоятельным не тогда, когда вырастет, а уже сейчас, в эту самую минуту! Малыш даже самый маленький ГОТОВ быть самостоятельным, как только сделал первый вдох САМ!!! Самостоятельность – что это такое? САМО-СТОЯТЕЛЬНОСТЬ – САМ-стоит, САМ-решает, САМ-делает выбор! А вы дали ему возможность, дали право выбора? Обычная ситуация: ваш малыш сыт и сух, здоров и весел, вы только что с ним занимались зарядкой, умывались, играли погремушками. А теперь вы положили его в кроватку к игрушкам и занялись своими делами. Он не хочет быть один и начинает плакать. Что вы делаете? Вы прервете работу и начнете его утешать? Вы всегда так делаете, если он плачет? Что усваивает ваш ребенок при этом? Малыш фиксирует у себя в головушке: «Ух, ты! Мамуля отвечает за мое настроение. Если я в плохом настроении, это ее задача его изменить». И всё, ребенок не имеет шанса САМОСТОЯТЕЛЬНО решить для себя: «Я могу заплакать, когда захочу. Но я могу и перестать, если мне придет в голову что-нибудь получше». Мама ЗАБИРАЕТ у него САМО-РЕШЕНИЕ «плакать или не плакать». Начинается замкнутый круг – так называемая невротическая игра «борьба за внимание», а потом постарше и «борьба за власть». Я не говорю, что надо «оставить плакать пока ему не надоест». Многие мамы и папы знают, когда их малышу действительно нужны помощь и утешение, и понимают это с первых недель его жизни по звукам и интонациям. ВАЖНО, если он плачет от скуки, злости, упрямства или для получения желаемого, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОМУ научиться успокаиваться. Родители при этом находятся в непосредственной близости, каждые несколько минут спрашивая: «Хочешь дальше поплакать или хочешь теперь поиграть?» Спокойно переносить плач своего ребенка – если у него нет действительно серьезной проблемы – очень и очень полезная способность каждого родителя. Дальше, больше!.. Например, вы можете и должны устанавливать, когда и что вы предложите ребенку на обед. Но никто другой, кроме ребенка не должен решать, сколько он съест! Как только он больше не хочет, еда должна быть окончена. Он быстро научиться ориентироваться в количествах и своих желаниях. Доверяйте вашему ребенку, он действительно может это решать САМ. Кто бегает с ложкой в руке за ребенком, чтобы впихнуть еще кусочек, уже двумя ногами увяз в круговороте игры «борьба за внимание». Малыш чувствует, что эта область самая уязвимая у мамочки и подходит как нельзя лучше для игры в «борьбу за внимание». Наша дочь младшая Катерина, когда наелась, просто отодвигает тарелку и ложку и кивает головой: «Спасибо!». Сборы по утрам в сад! Ежедневные копания по утрам. На самом деле, задача родителей – вовремя привести ребенка в сад. Но аккуратно ли ребенок причесан, или аккуратно одет, или было ли у него время на завтрак – это МОЖЕТ решить малыш САМ. Если он приучен делать выбор, если ему дали право на самостоятельность, вряд ли он будет устраивать каждое утро «цирк» с одеванием. И Даша, и Арина (старшие дочки) были приучены вставать в одно и то же время по одному слову: «Подъём! Утро доброе!!!». Следующие 30 минут каждый занимался своим делом: умыться, заправить кроватки, одеться, приготовить игрушку, с которой сегодня пойти в сад (такая была традиция), выйти к завтраку… Я готовила завтрак и собиралась сама. И дружный выход из дома! Самая мучительная тема у родителей детей школьного возраста – домашние задания. Да, как это ни странно, именно родителей! Хотя свою школу они уже закончили. ))) Вопрос: кто в вашей семье чувствует себя ответственным за правильное и полное их выполнение? Вы или ребенок? Отдайте право решать САМОМУ ребенку. Вы можете установить ему границы – когда и как долго он их выполняет. Но об их аккуратности, правильности и полноте решает САМ. Лишь в этом случае он может чувствовать себя ответственным за последствия. Как бы ни советовали учителя черновики, я своим дочкам сказала: «Забудьте про черновики! Жизнь набело не перепишешь!!! Учитесь с первого раза сегодня делать лучше, чем вчера!» Вы, конечно, будете в курсе дел, предложите свою помощь, проверить, возможно, указать на ошибки и будете поддерживать контакт с учительницей. В итоге, теряет смысл «борьба за власть» в доме, и игра «за внимание». Если вы без пауз развлекаете дитя, он никогда не поймет собственные потребности и не сможет проявить способности. Если вы уже возите ребенка с одного занятия на другое, не упускайте из виду его право на свободное развитие личности. Чем меньше времени распланировано, тем чаще будет возникать вопрос: «Мама, мне скучно! Что мне делать?» Ваш ребенок ДОЛЖЕН и МОЖЕТ нести ответственность за свою скуку САМ. Он САМ решит: «Хочу я болтаться по дому и ничего не делать или я придумаю, что-нибудь поинтереснее?» А иногда из скуки возникают лучшие идеи креативного проведения времени! Именно от скуки появились на свет все коллективные игры: прятки, игра в мяч, скакалки и салочки)))) Многие мамочки задают вопросы: «Как я могу быть уверена, что ребенок не будет целый день плакать? Что он действительно достаточно съест? Что он не будет каждый день приходить в детсад в пижаме? Что он домашние задания и без моего нажима сделает? Что он не будет шататься по дому без дела целый день?» Вы не верите, что ребенок может это решить сам? Рассчитываете всегда на самое плохое? Значит, с большой вероятностью, именно это и случится. Дети чувствуют недоверие и теряют мужество и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Держите в голове: «Я знаю, что ты сможешь это сам решить. Я уверена, что ты сделаешь все правильно». Ребенок, ДАЖЕ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ, чувствует вашу внутреннюю установку. Ваше доверие очень поможет вашим детям принимать самостоятельные решения и отвечать за последствия. Мамочки, ваши детки уже САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ!!! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|