|
Интересные истории о моих предках: Род ТырышкиныхАвтор статьи: Кондратенко Юлия Александровна
О прапрадеде моем (по маминой линии) – Тырышкине Степане Леонтьевиче (1875-1949).
Мой прапрадед Степан Леонтьевич на первой фотографии, в центре, ему здесь около 40 лет. Справа его жена Тырышкина (Зырянова) Прасковья Васильевна (1878-1945). У нее в роду были цыгане. Прапрадед был русским, но очень их любил. На второй фотографии – его сын и мой прадед Павел Степанович Тырышкин (1898-1944). Принял революцию, читал газеты и в числе первых вступил в колхоз. Прошел Гражданскую войну, воевал в рядах Красной Армии. Погиб в Великую Отечественную войну, в боях за освобождение Прибалтики. КАЗАЧЬИ КОРНИ Семья Степана Леонтьевича жила в селе Ново-Тырышкино, Смоленского района, Алтайского края. По одной из версии, один из Тырышкиных дал название этому селу. В наших краях, род Тырышкиных, очевидно, мог быть казачьим. До конца, это правда, не выяснено. В 17 веке казаков в большом количестве отправляли на Алтай, охранять границу с Монголией. Чуть позже им разрешили здесь осесть и перевезти семьи. Казаки строили дома, закладывали основание для образования сел и городов. В названиях некоторых мест Алтайского края можно проследить «казачий след». Название «Смоленский район» возникло тоже не случайно. Казаки, селившиеся в этом месте, были, очевидно, из города Смоленска, и, чтобы как-то скрасить первые годы на чужбине, назвали это место в честь родных мест – село Смоленское. Позднее, в честь этого села, был назван большой район Алтайского края. Еще одно доказательство причастности к казачьему роду можно наблюдать на фотографиях предков. Одетые набекрень папахи и солдатские фуражки - типично казачья манера носить головные уборы. ОСОБОЕ ДОВЕРИЕ Прапрадед работал торговым представителем у крупнейшего купца-скотопромышленника Стародубова, перегонял скот из Монголии на Алтай. До него на этой должности работал отец Степана – Леонтий Тырышкин (1850-1930). По всем селам искал себе Стародубов трудолюбивого, надежного и опытного партнера и нашел моего прапрапрадеда Леонтия Тырышкина. Когда Леонтий не смог справляться со своими обязанностями, работу эту перепоручил своему сыну Степану, очевидно заранее обученному всем премудростям этого дела. Работа, действительно, оказалась не такой простой. Нужно было перегнать скот через границу, оказать врачебную помощь по необходимости и довезти всех животных до нужного адресата. «МЫ НЕ КУЛАКИ!» В семье было 7 детей. Был 2-х этажный дом, 3 коровы, много лошадей, своя молотилка, шорное производство (изготавливали сбруи, седла и т.д.). Жили в одном доме с братом Василием и его семьей. Жили хорошо. Предки все были очень трудолюбивы и гордились тем, что все хозяйство вели сами, без помощи наемных рабочих. Многими годами позже, одна из внучек Степана Леонтьевича (Валентина Павловна Тырышкина) напишет в своем письме к родственнице, что «никто из наших родичей не был кулаком и никого не эксплуатировал, а каждый жил своим трудом». Революция с ее раскулачиванием докатилась до Алтая лишь к 1930-му году. До этого все сыновья Степана уже поучаствовали в Гражданской войне под красными знаменами. Пришлось, конечно, Степану отказаться от дома, в пользу совхоза, да и от других ценных производств. Но, к счастью, все прошло без кровопролития. Прапрадед, очевидно, понимал, что лучше смириться с новыми порядками. Чуть позже семья прапрадеда переехала в город Бийск, где с помощью зятя и детей построили небольшой домик, где старики и прожили до старости. ЦЫГАНСКАЯ КРОВЬ «Он был очень красивый дед! При выходе всегда одет в костюм–тройку, при шляпе и с тростью в руке. Все бабки на скамейке вздыхали»- вспоминает мой двоюродный дед Анатолий Иванович Казанцев. В 20 лет, как и положено, прапрадед Степан Леонтьевич женился. Жену привезли из соседнего села Каменка, Зырянову Прасковью Васильевну (1878-1945). В роду у нее были цыгане. Как и почему случился сговор между родителями молодых, доподлинно не известно. Можно предположить, что между семьями налаживались деловые отношения, связанные с лошадьми. Между тем, цыгане часто заезжали к прапрадеду в гости, пользовались услугами его шорни и заодно проведывали родственницу. Степан Леонтьевич любил цыган, был родным им по духу, темпераменту и широте души. С женой они жили хорошо. Прасковья Васильевна была доброй и покладистой женщиной, очень любила детей. Занималась ковровым ткачеством. С тех пор в нашем роду, из поколения в поколение, стали рождаться дети с черными волосами и карими глазами, обладающие тонкой интуицией, хорошим слухом и голосом, стремящиеся получать особые навыки в лечении и научении людей. В роду много психологов, врачей, воспитателей, учителей. Очевидно, помощь людям является одной из главных профессиональных направленностей рода, и передается она до сих пор. БЛАГОДАРНОСТЬ ВНУКОВ
Став дедушкой и бабушкой, Степан и Прасковья уделяли много времени своим внукам. Не случайно и фотографировались с каждым в отдельности, не смотря на дороговизну фотографий. Важен был факт рождения каждого. Из воспоминаний одной из внучек - Валентины Павловны Тырышкиной: «Я такая слабенькая родилась, родители уже и не верили, что я выживу. А бабушка Прасковья нет. Заботилась обо мне, каждый день на солнышко выносила. Так и выходила меня». «Мой дед, Степан Леонтьевич, был моим любимым дедушкой, – вспоминает еще один внук Анатолий Иванович Казанцев. - а я его любимым внуком и мне было с ним хорошо. Каждый день он провожал меня в школу. В один из таких дней утром он проводил меня, а когда я вернулся, он уже лежал обмытым на столе. Умер он, когда ему было 75 лет…».
О бабушке моей (по маминой линии) – Филипповой (Тырышкиной) Зое Павловне (1926-1978). Такое бывает, когда вроде не знал человека, а любишь его, будто прожил с ним всю жизнь. Вот так у меня случилось с бабушкой Зоей. Она умерла, когда мне было около 2-х лет. Я совсем ее не помню, но в детстве мама часто говорила, что есть во мне что-то общее с ней – «и разрез глаз, и твердость характера»… Мне нужно было приблизиться к зрелому возрасту, чтобы понять и принять ее по-настоящему, чтобы услышать ее послание к нам, потомкам, чтобы по-настоящему оценить то, что она передавала своим дочерям. Спасибо тебе, моя близкая, и, одновременно, такая далекая для меня, бабушка…
ВОЕННОЕ ДЕТСТВО Времена для всех, в годы Великой Отечественной войны, были нелегкие, а для старших детей в многодетных семьях особенно. Бабушка была вторым по счету ребенком, но старшая сестра Валентина быстро покинула отчий дом. За «старшую» осталась моя бабушка Зоя. Когда наступила война, ей исполнилось 15 лет. К тому времени она успела закончить 7 классов сельской школы. Отца забрали на фронт, в семье остались только мама, младшие братья и сестры. Всем тогда приходилось нелегко. Моя мама рассказывала, что бабушка вспахивала колхозные поля на корове. Корова тянуть плуг не хотела, приходилось тянуть и то, и другое. Еды хронически не хватало, не смотря на то, что жили в селе. Все отдавали на фронт. Нужно было помогать матери по хозяйству, нянчить младших сестер и братьев, работать на ферме и в поле. НЕ ПРОСТОЙ ВЫБОР Когда война закончилась, в село стали возвращаться мужчины. Отец бабы Зои и его братья не вернулись с войны. Молодых парней в селе совсем не осталось – старики, дети и женатые мужчины. Может поэтому самой яркой влюбленностью моей бабушки стал мой дед - Сергей Иванович Филиппов, женатый на тот момент человек. Сама бабушка печально говорила: «Выбирать-то было не из кого». Деду непросто было принять окончательное решение и уйти из первой семьи, но после того, как бабушка Зоя родила дочку, он остался жить с ней. Думаю, что им обоим непросто было в этой ситуации. Бабушка Зоя, уже в зрелом возрасте, давала только один наказ своим дочерям: «Только с женатыми мужиками не связывайтесь».
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В их семье родилось 5 детей. Жили бедно, подчас не хватало нужных вещей, но, по словам детей, «было главное – любовь и уважение родителей друг к другу». Не смотря на разницу в 15 лет, дед называл бабушку по имени и отчеству, а она – старалась не причинять ему боли случайными поводами для ревности. Дети не помнят случаев, когда их родители ругались или дрались. Все решалось мирно. И это при том, что дед периодически запивал, и его зарплаты совсем не хватало, чтобы содержать детей. Только сейчас могу оценить, каких сил ей это стоило.
«ОСОБЫЙ ДАР» Бабушка умела заговаривать сибирскую язву. И, наверное, не только ее. Брала воду, читала долго-долго на нее молитвы и отдавала воду людям. Людям помогало, они благодарили. По слухам лечила она не только людей, но и животных – таким же способом. Еще бабушка умела гадать на бобах. Этот вид гадания считался исконно цыганским. Вот так бывало, ждет кого-то бабушка, волнуется. Развернет платок, бросит бобы: «А, гость уже при пороге». И, действительно, человек скоро появлялся. Где и как она этому научилась, никто сказать не может. Может быть, этому научила ее бабушка Прасковья Васильевна, имеющая цыганские корни, а может заезжая цыганка с кучей ребятишек, которая часто бывала у бабушки Зои в гостях, когда табор проезжал через ее село. Бабушка особо выделяла эту цыганку, заранее собирала для нее куриные яйца и прятала их в подполе, в ведре с золой. У них были теплые, дружеские отношения. Как-то раз пришли к моей маме в гости одноклассники, было им лет по 15. Все были на тот момент комсомольцами, в Бога не верили. А на стене у бабушки висела небольшая икона Божьей Матери. Мама потянулась к ней и собиралась ее снять и спрятать «с глаз долой». Бабушка заметила это и решительно сказала: «Никогда больше так не делай!» Вера помогала ей не только выживать в тяжелое время, но и сохранять надежду и бодрость духа. А её человеколюбие и сила характера, видимо, внушало людям уверенность в том, что они смогут избавиться от недуга.
ВНУКИ
Когда моя мама забеременела мной, а случилось это через несколько месяцев, после ее свадьбы с папой, бабушка расстроилась: «Ну что так скоро! Поживи еще в свое удовольствие. Родить еще успеешь». Но мама не последовала совету и очень скоро родила меня. И тут, бабушка, включившись в новую роль, как-то по-особенному расцвела. По словам мамы, «к тебе относились как к принцессе, налюбоваться не могли». Очевидно все жизненные тяготы, детские травмы, физический непосильный труд, полное отрицание собственного желания иметь детей: «Да по мне, так лучше бы их вообще не было» - все это куда-то отодвинулось, перед лицом нового опыта - рождением внучки. Теперь не нужно было работать, засучив рукава, и не спать ночами. Теперь можно было нянчиться в свое удовольствие. Просто любить ребенка. Бабушка была счастлива! ТЯЖЕЛОЕ РАССТАВАНИЕ В 1978 году у дедушки случился инсульт и его частично парализовало. Он постоянно стонал и кричал от боли. По словам мамы, бабушке было тяжело переживать его боль, она будто мучилась вместе с ним. Когда дедушка умер, через две недели умерла и бабушка, навсегда стирая разницу между ними в 15 лет. (Продолжение следует) www.ykondr.com. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|