|
Некоторые аспекты проявления юношеской любвиАвтор статьи: Мельник Наталья Юрьевна
В ранней юношеской любви много той романтики, которая делает чувства приподнятыми, окрашивает их в соответствии со своей мечтой, придает любви некоторую дымку загадочности. Юношеская любовь идеализирована, в ней много мечтательности и фантазирования, хотя именно в это время происходит большая дифференциация половой любви от других видов эмоциональных отношений, формируется индивидуально своеобразное личностно значимое представление о любви, вместе с тем несущее в себе черты общечеловеческих представлений, обнаруживается стремление к осмыслению сущности внутреннего содержания любви (исследование А.В. Погодиной).
Юношеская любовь выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости и характеризуется антимоничностью, что выражается в стремлении к общению с предметом любви и одновременно - склонности к избеганию, уединению. Можно выделить следующие формы любви в ранней юности: Первая форма условно может быть названа «сокрытие»: многие юноши и девушки скрывают свое отношение от других , часто юношеская любовь является неразделенной: предмет любви о ней не догадывается. Вторая и третья формы любви связаны с общением с любимым человеком. Отношения с представителями противоположного пола с целью установить партнерские отношения в духе дружбы и любви наиболее часто наблюдаются в 14 - 16 лет, при этом ведущую роль играет психологическая сторона отношений: «страстная дружба», «дружба с переживаниями», причем, близкие дружеские отношения с противоположным полом у девушек завязываются раньше, чем у юношей . Третью форму юношеской любви условно можно назвать «символической»: отношения имеют форму свиданий. Наряду с подлинными взаимоотношениями в отношениях девушек и юношей много надуманного, отношения с противоположным полом представляют определенные социальные символы, знаки повзросления. В процессе формирования взаимоотношений, основанных на чувствах, партнеры обязательно проходят стадию диадической замкнутости. Изучение особенностей романтических отношений в паре показывает, что девушки чаще оценивают отношения как симпатию, юноши - как любовь. У юношей в отличие от девушек менее развернуты и проработаны описания ситуации знакомства и разрыва отношений . В исследовании В.И. Слепковой выявлено, что любовь в ранней юности имеет половую специфику. Для юношей составляющими любви являются: понимание, эмоциональное притяжение и референтность партнера; чувство любви формируется при наличии субъективной адекватности восприятия личности любимой, умении интерпретировать ее мысли, настроения, прогнозировать поведение, чувствовать внутреннее состояние, не менее важны эмоциональная привлекательность, привязанность, ощущение психотерапевтического эффекта при общении с ней. Для девушек, любовь - прежде всего, эмоциональное отношение, включающее притяжение партнера, стремление быть рядом с ним, получать удовольствие от интимного общения с ним; для девушек менее значимы уважение и понимание по отношению к любимому; это является отражением особой значимости, престижности романтических отношений. В динамическом аспекте юношеская любовь характеризуется следующими особенностями: непродолжительнсть и формирование по механизму запечатления (любовь с первого взгляда), когда конечная цель чувства еще не осознается и остается в отдаленной перспективе, вследствие чего юношеская любовь становится сходной с гипнозом. Различается два вида любви в ранней юности по характеру протекания: влюбленность и дружба - любовь. Влюбленность как «острое» и «напряженное» переживание носит «скоропреходящий» характер: оно не является устойчивым, легко переходит с одного объекта на другой. Любовь - дружба носит спокойный характер и отличается большой устойчивостью. По данным социологических и психологических исследований, одной из тенденций развития ценностного мира молодежи является усиление ценности «любовь» : в ценностно - ориентационном портрете старшеклассника «любовь» входит в группу основных ценностей. В литературе отмечается, что юношеская любовь является переломным событием, «предвестием» того, что центром внимания становится другая личность. Это позволяет считать юность периодом возрастающей роли отдачи, в отличие от предшествующего этапа жизни - периода потребления. Так, согласно Ш. Бюлер, в юности появляется неудовлетворенность своей замкнутостью: любовь дает выход тяжелому напряжению - «я» должно быть раскрыто для встречи с «ты», что дает возможность в дальнейшем пережить подлинную любовь. Иенно в отношениях любви отчетливо осознается направленность на другого, происходит ускорение процесса принятия альтруистических ценностей. С другой стороны, для юношей и девушек характерна центрированность на самом переживании любви в большей степени, чем на объекте любви. В исследованиях Т.В. Снегиревой показано, что благодаря формированию психологической близости с человеком противоположного пола, происходит отторжение детского «Я» . Начальной формой развития избирательных отношений в ранней юности является дружба, именно поэтому дружбу называют «школой любви». Таким образом, сущностью любви является субъективно-личностное отношение к другому человеку, проявляющееся во взаимоотношениях с ним; любовь как отношение может рассматриваться в контексте эмоционального, познавательного, поведенческого содержания.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|