|
Фигура, фон и радость жизниАвтор статьи: Макшанцева Екатерина Алексеевна
У каждого из нас в жизни есть периоды наполненности, насыщенности событиями, яркими переживаниями, острыми моментами, во время которых можно «дышать полной грудью», четко ощущать себя, время, пространство. Я с грустью наблюдаю одну тенденцию: чем старше становятся люди, тем меньше таких периодов… Один мой хороший друг удивил меня фразой о том, что надо как можно ярче жить сейчас, потому что после сорока, скорее всего, все будет не интересно. И ведь такая мысль не редкость. Мы слишком часто видим это по сторонам. Дом-работа-дом-работа. Как, когда люди теряют краски своей жизни и перебираются в серые будни? Мне не верится, что все дело в изменении химического состава крови или снижения активности познавательных процессов. Потому что есть исключения, разных возрастов, кого-то мы знаем лично, про кого-то только слышали. Мне посчастливилось в жизни повстречать женщину, которая на восьмом десятке была активисткой движения «моржей», собирала дома клуб вязальщиц, пела в хоре и любила театр. А еще она улыбалась. Очень часто и очень искренне. А куда уходит улыбка других людей? Откуда берется столько «застывших» взрослых лиц, если у детей таких не бывает? Я, кажется, нашла ответ. Вот здесь: «Смена фигуры и фона – это основа изменений в жизни. (…) Ясность и полнота жизни зависят от размеров фона, который способен порождать фигуру. Только в полноценной фигуре могут существовать вместе свобода и витальность (…) Ясность и полнота жизни зависят от размеров фона, который способен порождать фигуру. (…) Когда человек плавает, путешествует, работает за станком, сажает цветы, ездит на мотоцикле, делает вино, пишет картину, прыгает с парашютом, он расширяет фон для развития новых фигур. Другими словами, когда фон переживаний становится более разнообразным, человек гармоничнее "вписывается" в самые разнообразные жизненные ситуации. Разнообразие личного опыта обеспечивает приемлемый фон для всего, что может с ним произойти». (Ирвин Польстер, Мириам Польстер «Интегрированная гештальт-терапия») Так в чем секрет? В идеале нормальное функционирование внутри человека выглядит так: Человек хочет пить – фигурой становится стакан с водой, хочет сесть – стул. Когда желание удовлетворяется, освобождается энергия для переживания удовольствия, если не удовлетворяется – возрастает энергия для поиска подходящего варианта с целью дальнейшего удовлетворения. И главное здесь – осознанность своего желания, четкость фигуры. Чем более четкая фигура (фокус), тем больше энергии. Но так происходит не всегда. Не все потребности становятся фигурами. Некоторые так и продолжают витать по фону мутными туманными сгустками. Причины могут быть разными, но чем насыщеннее фон, чем больше включает в себя элементов, тем проще желанию найти свою форму. А значит и получить шанс на реализацию. Как расширять фон? Необходимо расширять свой опыт. Вариантов множество – от путешествия в ЮАР до простого похода в кино с друзьями и чашки чая с соседкой. Даже не так – вариантов бесконечное множество. Энергия, краски жизни в увлеченности, в интересе, в открытом взгляде, готовности к новому… В этом процессе вообще много общего со зрением. Когда у меня начиналась близорукость, окулист посоветовал мне такое упражнение: нарисовать точку на окне и смотреть то нее, то в даль – постоянно менять фокус – фигура-фон и обратно. Он объяснял мне, что глазные мышцы привыкают быть в одном положении (перед экраном монитора, за книгой) и теряют тонус, очертания предметов размываются, мир покрывается дымкой. Острота зрения зависит от способности глаза фокусироваться на разных объектах, разной удаленности и размера. Так и с красками жизни, переставая «смотреть» в одном узком направлении «дом-работа-дом-работа», и как можно чаще смотря в самые разные стороны, тонус «внутреннего зрения» будет восстанавливаться, и давать все больше возможностей для дыхания полной грудью. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|