Страшные сказки. Психоаналитическое заметки о кино.

«Страшные сказки» Маттео Гарроне, психоаналитические заметки о кино. История блохи.


Для младенца мир –рассказанная история начинается с колыбельной, для ребенка – с рассказанной истории- сказки. С окончанием детства мир сказок никуда не уходит, сказки продолжают жить. 

В «Толковании сновидений» Фрейд пишет: «Мы уже знаем, что мифы и сказки, пословицы и песни, язык воображения используют одни и те же символы» (Фрейд, 1916). Сказки близки к нам по содержанию, процессам, субьективным образам. Как миф или легенда, сказка обращается к примитивным, самым ранним слоям психики и имеет скрытое содержание.


Сначала Джамбаттиста Базиле написал свои «Сказка Сказок или забава для малых ребят» в 1636 году.  А в 2015 году эти «Страшные сказки» для взрослых (16+) в довольно свободной интерпретации оживают с помощью режиссера Маттео Гарроне .

В страшных сказках Гарроне все по-взрослому, он предлагает пережить всю гамму невообразимых чувств и страстей, чтобы в финале достичь равновесия под куполом неба.
В фильме есть три сюжетные линии, про королеву, блоху и двух старух. Начнем с самого малого. С истории про блоху.


Итак, жила –была маленькая принцесса Виолетта, рано потерявшая мать, воспитанная в окружении инфантильного отца и доброжелательных фрейлин.


В следующих кадрах уже выросшая принцесса демонстрирует привлекательное пение сирены и
внезапно сталкивается с холодностью и равнодушием короля. Не все взрослые бывают готовы к тому, что дети растут.
В его намерения не входит, чтобы дочь выросла, устроила свою жизнь с кем-то еще и покинула отца. Слишком сильная любовь отца, его ревность к избранникам, может стать препятствием для дочери.


Привыкший видеть в дочери малышку, инфантильный король сопротивляется реальности, регрессирует и придумывает себе воображаемого друга-блоху..
Вместо того чтобы обратиться к психотерапевту и обсудить назойливо беспокоящие и мельтешащие прямо перед глазами вопросы, король отвлекается от задач первостепенной важности (внезапно повзрослевшая дочь) и дрессирует насекомое, смещая на него всю нерастраченную любовь и нежность.
Кстати во Франции, например, обращение «моя блошка» - это ласковое название для близкого человека. 


Наблюдая за этими в буквальными смысле кровными узами король-блоха, мы видим, как
метафорически воспринимается дочь.

В качестве малышки-блохи она забавна, ее можно класть в колыбельку и играть с каретой, но выросшее чудовище, вылезающее из-под кровати уже пугает, оно отвратительно … как что? Как мысли о подросшей дочери? Которые шевелятся в голове? 

Заигравшийся отец, не умея обращаться с подросшим поколением, случайно убивает своего питомца. И вот на стене уже висит шкура огромной блохи, принцессе подарены платья (какое совпадение!) , скоро на районе будут конкурсы и танцы и интересно, что же ждет принцессу (мы помним про судьбу блохи).


Король демонстрирует попытку выдать дочь замуж, создавая ложную готовность к сепарации с дочерью. Он уверен, достойных претендентов нет и не будет. но как он ошибается! 
А перед дочерью встает выбор: остановиться в своем развитии (прыгнуть со стен дворца и не достаться никому) или выполнить требование отца и почувствовать эту жизнь как она есть (согласиться хоть на такого мужа).


Так отец передает дочь на ответственное хранение неандертальцу с лицом убийцы, телосложением Кинг-Конга и способностями Супермена: нюх как у собаки, а глаз как у орла, в огне не горит и в пропасти не разбивается.  
 
В брутальном великане, простом как 5 копеек, скрывается обиженный и покинутый, даже где-то
наивный ребенок, который на самом деле шел мимо и выиграл ценный приз- красивую куклу, чтобы утащить ее в свою нору и поиграть с ней.

Кстати о куклах. Например во Франции есть специальная кукла для малышей, она называется дуду «doudou» (или doux-doux, дословно – нежный-нежный) - мягкая небольшая игрушка. Ее аналог в Англии – “comforter” (утешитель), в Америке – “security blanket” (гарантия безопасности).

 А в психоанализе это называется «переходный обьект» (Д. Винникотт).  Эта мягкая, плюшевая игрушка, которая со временем пропитывается знакомыми для малыша запахами (и неслучайно, кстати, огр обладает прекрасным нюхом) и является своеобразным заменителем матери. Сначала ребенок ей просто одержим, везде с собой таскает, игрушка становится истерзанной, помятой, грязной, покрытой «шрамами», ведь это первый обьект привязанности ребенка, с ним он Проживает жизнь И даже утирает ею слезы. Со временем ребенок теряет к ней интерес .

Потерять такую куклу несвоевременно - это ,без преувеличений, драма и трагедия, что мы, собственно, видим в фильме. Фактически уход куклы-принцессы для горного огра - это убийственная потеря.


Но и ее можно понять. Униженной, низведенной до вещи, принцессе надоело заниматься хозяйством и перемещаться по окрестностям в образе закинутого за чужими плечами мешка с картошкой. Она ведь не малышка, а вполне себе подросток. За лакированной поверхностью правильной, целомудренной, послушной девочки проступает осознание себя, протест, и выходит на поверхность подавленная агрессия, выглядящая в итоге неадекватно. В принцессе просыпается библейская Юдифь – как говорится, «сказала, как отрезала».

Надо отметить, что в своем развитии Виолетта– канатоходец, балансирующий между детством и
взрослостью, между добром и злом, между психическим и телесным. Психика едва поспевает за стремительно развивающимся телом, а девочку буквально преследует этот символический гормональный бессознательный монстр – дикое , безумное, громадное, которое захватывает ее, тащит на приключения.

Ее отец, сильно регрессировавший, вероятно, и сам имеющий трудности в своем подростковом периоде, не может защитить ребенка от этих переживаний, он не может быть понимающим взрослым и погружен в своё горе. Он не смог потерять маленькую дочь символически, и встретиться с рождением взрослой женщины вследствие, вероятно, непрожитых прошлых потерь. А уж буквально потерять еще и дочь после потери жены – пожалуй, совсем травматично. В последних сценах, перед приходом Виолетты, мы видим его депрессивное состояние. 


Попробуем теперь отойти от детских и подростковых проблем наших героев и посмотреть на отношения в паре, и на ситуацию этого неравного брака метафорически.
Подумалось , как сложно бывает расставаться со своими иллюзиями и разочаровываться, погружаясь в реальность. «Любовная лодка разбилась о быт», раскиданные кости и общий жизненный уклад горца.    
С другой стороны, «пара, - как пишет психоаналитик Эрик Смаджа, - это сцена и место осуществления бессознательных желаний, которые субъекты не могли исполнить одни».
Так что бойтесь своих неосознанных желаний, вот они как могут развернуться в отсутствии
понимания себя.


Если же затронуть совсем тяжелое и отнюдь не метафорическое в этой истории, можно усмотреть в этих отношениях и тему домашнего насилия, о которой говорить следует очень осторожно, ибо в двух словах не скажешь. Ценой невероятных усилий, мужества и здравого смысла, проходя круги ада, жертва-принцесса, оказавшаяся в изоляции, выходит из деструктивных отношений с
неуравновешенным партнером-психопатом и возвращается в нормальную жизнь.

Говоря о реальности, надо отметить, что в данном случае необходима профессиональная помощь психологов для долговременной и неторопливой работы с детством, с травмой, с раненой психикой. Быстрые способы решения, и сложная акробатика над пропастью тут не сработают.


(продолжение следует)


Автор статьи - Елена Караванова, психолог психоаналитического направления,


ведущая онлайн проекта «Психоаналитический «Кинокадр»
в рамках Психологической Мастерской Лилии Лукаш.

 



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Страшные сказки»: взгляд психолога на фильм Маттео Гарроне
  • Дочь и отец, принцесса по жизни
  • Если хочешь, чтобы дочь была счастлива – лечи свою голову
  • Влияние отца на жизнь дочери. Отец как внутренняя опора.
  • Дочь - любимая женщиная отца, сын, победивший отца или что мы делаем с детьми
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Поздравляю, у вас дочь! Роль отца в судьбе женщины
  • Сказко-инсайт. Почему отец не взял Золушку свою родную дочь на бал?
  • Травма отношений. Отец и дочь.
  • Мать и дочь. Отношения на всю жизнь.
  • Моя дочь любит отца, которому на нее наплевать
  • Как взрослая дочь покинувшего отца за любовью ходила
  • Женские истории. Она: мать и дочь. Поток любви
  • 6 вещей, которым мама может научить свою дочь
  • Отец и дочь.
  • Отец и дочь
  • Дочь мамы, мама дочери
  • Как детская обида на отца отравляет жизнь взрослой дочери
  • Мать и дочь. Противоречивый диалог длиною в жизнь
  • Дочь мужа - ребенок или соперница?
  • Послушная дочь. Семейные истории.
  • Как понять, что перед вами лохотрон (чтобы не потерять там свои деньги)
  • Моя дочь нервничает перед экзаменами…
  • Сказки для взрослых или жила была девушка...
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Средние дочери, неправильные сказки
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Мать и сын. Сказки реальности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь