|
Лень… А надо ли с ней бороться?!Автор статьи: Татьяна Афонькина
ЛЕНЬ… А НАДО ЛИ С НЕЙ БОРОТЬСЯ?! «Мне лень!» - периодически слышим мы от друзей или ловим себя на мысли о своем нынешнем состоянии. И эта фраза, в большинстве случаев, сопровождается либо чувством безысходности в интонации говорящего, что-то вроде: «Вот так. Ничего с этим не могу поделать»; либо же чувством стыда: «Очень стыдно, нельзя ленится, а тут такое произошло, и мне лень. Как взять себя в руки»? Так уж сложилось в нашей культуре: испытывать лень или, проще говоря, лениться – стыдно и если мы попадаем в это состояние, с ним обязательно нужно что-то делать. Например, побороть лень, ведь это наш враг. А так ли это на самом деле? Будем разбираться… Одна из причин лени, именно с неё я хочу начать, является нехватка жизненных ресурсов. Проще говоря, это один из способов нашего организма нам сказать: «Что я устал (-а), в результате переутомления или болезни. Больше не могу. Мне нужен отдых!» Это послание не стоит игнорировать. Процесс обучения требует от ребёнка затрат очень большого количества энергии для запоминания, анализа и воспроизведения новой информации. При этом деятельность сопровождается стрессом от возможной неудачи или оценки. Организму нужно достаточно времени на отдых и сон, т.е. на восстановление потраченной энергии, и он должен это получить. Очень часто обвиняют себя в лени как раз те люди, которые выполняют очень много работы, а отдыхать себе либо не позволяют, либо забывают так как, по их мнению, «и так очень много работы, которую нужно ещё выполнить превосходно и безошибочно» (а такое состояние само по себе является сверхмобилизационным для организма и требует двойной энергии). Если в моём описании вы узнаете себя – отдыхайте! Это полезно! И не ставьте перед собой сверхзадач! Ваша «псевдолень» - это не что иное, как способ организма восстановить затраченные силы. Ещё одной причиной, вытекающей из вышеописанной, часто бывает страх того, что я не справлюсь /это очень трудно для меня /ошибусь /у меня нет способностей к этому предмету, мне же это все (или кто-то, обычно значимый человек) говорят об этом. Как вариант, бывает и такое «я отлично помню, как в прошлый раз не получилось, меня ругали или смеялись. И тогда зачем же вообще начинать». В данных случаях следует себе напомнить, что прошло время и ситуация уже изменилась, даже если это было вчера. Сегодня вы уже другой человек, и перед вами новая возможность справиться с поставленной задачей, стоит попробовать ей воспользоваться. Да и потом, хотя бы немножко, пусть на один маленький шажочек, но вы обязательно продвинетесь в выполнение этого задания. Помните любое обучение-это процесс проб и ошибок и ни без одного, ни без другого он невозможен. Поддерживайте себя и хвалите за маленькие успехи! «Если очень нравится, лень часто испаряется» - и тут речь пойдёт о мотивации. «Ну не хочется это делать! И кажется это совершенно не нужным. Голова тут же предлагает пару тройку идей альтернативных дел, очень важных и очень нужных. Помню, когда я училась в школе, и нужно было садиться делать домашнее задание по предмету, который мне не нравился, в комнате становилось как-то особенно пыльно, нужно было срочно вытереть пыль, без этого преступать к выполнению домашнего задания было никак нельзя. У многих есть какие-то свои милые и очень важные приоритетные делаJ В такой ситуации сядьте и потратьте время на выявление сильных сторон деятельности, которую вам не хочется делать Подумайте какой положительный результат принесёт выполнение этого дела. Давайте потренируемся: Слева пишем то, что делать ну очень не хочется Справа, какую пользу принесёт выполнение этого дела
Бывает, что предстоящее дело очень сложное. Тут можно либо договориться с собой о том, что будете делать его последовательно, четко ограничивая по времени перерывы между этапами его выполнения. Например, сначала заполню контурную карту, потом 15 минут отдохну и ровно во столько (здесь важно засечь время и четко его придерживаться) например в 16:25 сяду учить параграф. А можно договориться о том, что сначала вы плодотворно в течение нескольких часов делаете весь проект полностью, а затем в качестве бонуса за такую упорную работу будете, например, гулять дольше. Здесь важно понимать, какой способ вам подходит больше. Например, мне поэтапное выполнение сложных дел, никогда не удавалось. Короткие перерывы по каким-то, ну очень объективным причинам затягивались дольше положенного Важно знать: у некоторых людей долгое обдумывание решения предстоящей задачи –это их личный способ выполнения любой деятельности, часто он похож внешне на лень. Т.е. Вы можете наблюдать за человеком, а он, на ваш взгляд, просто сидит или гуляет и,вроде бы с виду ничего не делает. А на самом деле, он (она) обдумывает всю последовательность событий, планирует в уме и без этой предварительной процедуры просто не может преступить к выполнению дела. Понаблюдайте за собой или за другом /подругой и не спешите осуждать себя или другого: «Вот, опять ленится!». Обычно такие люди после подробного детального обдумывания очень быстро и качественно справляются с поставленной задачей. На сегодня всё! А в следующий раз мы с вами поговорим о том, как повысить мотивацию к выполнению домашнего задания. Ленитесь с удовольствием! Психолог Татьяна Афонькина Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|