Сказка и миф в работе психолога с детьми

Автор статьи: Евгения Куликова

Я в детстве, как и многие, любила сказки, да и сейчас люблю волшебные истории, мифы и легенды. 

Сказка, а точнее, сказкотерапия, стала одним из моих любимых методов работы, и в общем я обязана сказке многим. 

Работая в центре для реабилитации для детей с ОВЗ я, как  и многие начинающие психологи, занималась в основном коррекцией и развитием когнитивных функций у детей, но были случаи, когда родители, обращались за помощью в исправлении проблем в поведении ребёнка.

Одним из таких клиентов стал мальчик по имени Вячеслав, 5 лет. Проблема с которой обращалась мама, заключалась в том, что Славик до сих пор спал в одной кровати с мамой и папой и ни в какую не хотел спать отдельно в своей кровати. Благополучная во всех отношениях семья, ситуация в семье стабильная, безконфликтная. 

Тогда я решила попробовать написать сказку, главный герой которой тоже должен быть маленьким, и тоже ни в какую не желающим спать в своей постели.

Так появилась первая сказка -  Сказка о мышонке

В пространстве сказки проблема становится иногда более понятной, чем в реальной действительности, и легко находится правильное решение.

Маме Вячеслава я вручила сказку с рекомендациями Как приучить ребёнка спать отдельно  и с надеждой, что у нас всё получится. 

Сказка помогла.

Уж не знаю, на кого она больше подействовала - на мальчика или на его родителей, но через пару дней счастливая мама пришла со словами: "Я впервые за пять лет хорошо выспалась!"

Было приятно, что сказку удалась, но написание сказки помогло и мне утвердиться в  том, что могу помогать людям. 

Еще одна сказка была написана также для мальчика, но уже второклассника, Данила, у которого были проблемы с проявлением агрессии. Имели место немотивированные или маломотивированные вспышки ярости, почти аффекта. Хотя в остальное время это был довольно спокойный, вполне разумный ребёнок, с хорошими творческими способностями - в лепке, конструировании. Эти его ресурсные стороны также были задействованы в коррекции поведения. В целом это был довольно долгий процесс, в который была вовлечена мама и другие специалисты, и в результате которого у ребенка начались положительные изменения.

Одной из составляющих этой работы была сказка "Сказка о пяти слугах" (речь шла о пяти эмоциях: злости, радости, удивлении, страхе и печали) которую я сначала прочитала ребёнку, а потом мальчик лепил заглавных персонажей сказки, и мы вместе с ним трансформировали их.  Эмоции и пластилин

Сказка и миф в работе психолога с детьми 

Правильно написанная и интепретированная сказка, действительно, очень эффективный и экологичный метод решения проблем.

Сказка помогает нормализовать эмоциональное состояние, скорректировать поведение, решить конкретную проблему.

В дальнейшем, когда я работала со взрослыми людьми, я увидела, что сказка помогает взрослому человеку понять и осознать важные для него смыслы происходящих с ним вещей.

Преимущества сказки или мифической истории заключается и в том, что в отличие от простого описания своих мыслей, чувств, переживаемых событий, в сказке и мифе есть сюжет, который ведёт клиента к преодолению в мифическо-сказочном пространстве жизненной трудности, открывает новые пути решения, и в конце концов, в сказке или мифе всегда должен быть счастливый конец, (или катарсис) который выводит клиента из невротического "пережёвывания" сложной ситуации.



Польза повествования в терапии доказана экспериментами. Терапия письмом

Однако не всякая сказка терапевтична. Иногда, мне и самой лично, и в консультировании в сказке - придуманной ли, заимствованной ли из фольклора, чего-то не хватало. По ощущениям, интуитивно. Не хватало иногда глубины и ресурсности. 

После знакомства с дианализом, я открыла для себя новые формы работы, такие, как нахождение и конструирование персонального мифа и - амплификация (терапия творческим расширением). 

Сказка, которая имеет под собой более глубокую - архетипическую - мифологическую основу может быть более ресурсной, дающей клиенту более мощную базу для жизни. 

Правда, для этого консультанту требуется бОльшая осведомленность в мифологии, знание хотя бы основных мифологических, архетипических персонажей и сюжетов.

Но зато это даёт бОльший простор у консультанта для интерпретаций тех образов и сказочных сценариев, что рождаются у клиента в процессе консультирования и терапии. Это даёт возможность обогатить придуманный "из головы" персонаж клиента и придать ему новую силу и творческий потенциал. 

В качестве примера хочу привести опыт консультирования клиентки из другой возрастной категории.

Продолжение здесь

 *****************************



Просмотров: 291
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Авторская терапевтическая сказка для мальчика 3-х лет, который не хотел спать днем
  • Терапевтическая сказка для приемных детей "Сказка о Славном Мальчике"
  • Сказка о мышонке, который не хотел спать в своей кроватке
  • Сказка о взаимоотношениях и крылатых мечтах "Сказка о маленькой бабочке и ее крылатой мечте"
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • Сказка о Малыше, который не хотел спать без родителей.
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Психологическая сказка - "Сказка о фарфоровом чайнике"
  • Сказка к завтраку "Сказка волшебного леса"
  • "Невидимая сеть". Сказка и упражнение, которое открывает новые возможности.
  • "Жила-была девочка"... Авторская сказка на заданную тему
  • Сказка про Молнию МакКуин, который стал взрослым и научился спать один
  • Сказка про мальчика. О том, как важно попасть в свою сказку. Сказкотерапия.
  • "Подавление" психолога, или сказка про девочку, которая мечтала помогать.
  • Сказка про слоненка, который научился говорить "нет".
  • Сказка "Гномик, который боялся темноты"
  • Сказка для мальчика, который не хотел разговаривать
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Мама, не грусти, я не лентяй, я - прокрастинатор..." или сказка о потерянном времени
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • "Новый год - это сказка, в которой мы - главные герои. "
  • Сказкотерапия в консультировании беременных. Сказка "2 звезды".
  • Хочу здесь и сейчас! Сказка про ребенка, который не повзрослел.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына» Сказка о милом Ежике.
  • Психологическая сказка - "История одной нотки"
  • Сказка для всех, кто сталкивается с ложью в отношениях "Он ВРЕТ или Сила ПРАВДЫ "
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • "Сказка про девочку, которая искала Веру в себя!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь