|
Сказка и миф в работе психолога с детьмиАвтор статьи: Евгения Куликова
Я в детстве, как и многие, любила сказки, да и сейчас люблю волшебные истории, мифы и легенды. Сказка, а точнее, сказкотерапия, стала одним из моих любимых методов работы, и в общем я обязана сказке многим. Работая в центре для реабилитации для детей с ОВЗ я, как и многие начинающие психологи, занималась в основном коррекцией и развитием когнитивных функций у детей, но были случаи, когда родители, обращались за помощью в исправлении проблем в поведении ребёнка. Одним из таких клиентов стал мальчик по имени Вячеслав, 5 лет. Проблема с которой обращалась мама, заключалась в том, что Славик до сих пор спал в одной кровати с мамой и папой и ни в какую не хотел спать отдельно в своей кровати. Благополучная во всех отношениях семья, ситуация в семье стабильная, безконфликтная. Тогда я решила попробовать написать сказку, главный герой которой тоже должен быть маленьким, и тоже ни в какую не желающим спать в своей постели. Так появилась первая сказка - Сказка о мышонке В пространстве сказки проблема становится иногда более понятной, чем в реальной действительности, и легко находится правильное решение. Маме Вячеслава я вручила сказку с рекомендациями Как приучить ребёнка спать отдельно и с надеждой, что у нас всё получится. Сказка помогла. Уж не знаю, на кого она больше подействовала - на мальчика или на его родителей, но через пару дней счастливая мама пришла со словами: "Я впервые за пять лет хорошо выспалась!" Было приятно, что сказку удалась, но написание сказки помогло и мне утвердиться в том, что могу помогать людям. Еще одна сказка была написана также для мальчика, но уже второклассника, Данила, у которого были проблемы с проявлением агрессии. Имели место немотивированные или маломотивированные вспышки ярости, почти аффекта. Хотя в остальное время это был довольно спокойный, вполне разумный ребёнок, с хорошими творческими способностями - в лепке, конструировании. Эти его ресурсные стороны также были задействованы в коррекции поведения. В целом это был довольно долгий процесс, в который была вовлечена мама и другие специалисты, и в результате которого у ребенка начались положительные изменения. Одной из составляющих этой работы была сказка "Сказка о пяти слугах" (речь шла о пяти эмоциях: злости, радости, удивлении, страхе и печали) которую я сначала прочитала ребёнку, а потом мальчик лепил заглавных персонажей сказки, и мы вместе с ним трансформировали их. Эмоции и пластилин Правильно написанная и интепретированная сказка, действительно, очень эффективный и экологичный метод решения проблем. Сказка помогает нормализовать эмоциональное состояние, скорректировать поведение, решить конкретную проблему. В дальнейшем, когда я работала со взрослыми людьми, я увидела, что сказка помогает взрослому человеку понять и осознать важные для него смыслы происходящих с ним вещей. Преимущества сказки или мифической истории заключается и в том, что в отличие от простого описания своих мыслей, чувств, переживаемых событий, в сказке и мифе есть сюжет, который ведёт клиента к преодолению в мифическо-сказочном пространстве жизненной трудности, открывает новые пути решения, и в конце концов, в сказке или мифе всегда должен быть счастливый конец, (или катарсис) который выводит клиента из невротического "пережёвывания" сложной ситуации. Польза повествования в терапии доказана экспериментами. Терапия письмом Однако не всякая сказка терапевтична. Иногда, мне и самой лично, и в консультировании в сказке - придуманной ли, заимствованной ли из фольклора, чего-то не хватало. По ощущениям, интуитивно. Не хватало иногда глубины и ресурсности. После знакомства с дианализом, я открыла для себя новые формы работы, такие, как нахождение и конструирование персонального мифа и - амплификация (терапия творческим расширением). Сказка, которая имеет под собой более глубокую - архетипическую - мифологическую основу может быть более ресурсной, дающей клиенту более мощную базу для жизни. Правда, для этого консультанту требуется бОльшая осведомленность в мифологии, знание хотя бы основных мифологических, архетипических персонажей и сюжетов. Но зато это даёт бОльший простор у консультанта для интерпретаций тех образов и сказочных сценариев, что рождаются у клиента в процессе консультирования и терапии. Это даёт возможность обогатить придуманный "из головы" персонаж клиента и придать ему новую силу и творческий потенциал. В качестве примера хочу привести опыт консультирования клиентки из другой возрастной категории. Продолжение здесь ***************************** Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|