|
Растим ли мы "настоящих" Женщин и Мужчин?Автор статьи: Калараш Марина Ильинична
В последние годы очень настойчиво из всех источников печатной и «экранной» продукции нам предлагают возможности «стать настоящей Женщиной» или «настоящим Мужчиной». То есть кто-то «знающий» призывает нас научиться тому, как превратиться из «фальшивок» в «настоящих». И вот уже многих родителей серьезно беспокоит вопрос: как же вырастить и воспитать из своего ребенка определенного пола не «подделку», а самого что ни на есть истинного мужчину или женщину. Потому как иначе быть ему несчастным. В этой статье предлагаю свой взгляд на этот вопрос. Начну с того, что в настоящее время существует два основных подхода в воспитании и образовании. Полоролевой подход – это традиционная система взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно традиционным нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку. Девочку следует воспитывать женственной, фемининной, а мальчика мужественным, маскулинным. То есть девочку нужно готовить к роли жены, матери, домохозяйки, а мальчика к роли добытчика, защитника. И сейчас ещё во многих школах уроки труда проходят раздельно: девочки шьют, вышивают, готовят, а мальчики пилят, строгают, сколачивают. Так всех детей готовят к традиционным в обществе профессиональным и семейным ролям. Родители, придерживающиеся данного подхода, считают наиважнейшей в воспитании подготовку детей к выполнению традиционных ролей мужчины и женщины, независимо от желаний, интересов, способностей и склонностей. Гендерный подход (от слова «gender», что можно перевести как «социальные и культурные нормы, которые в обществе предписывается выполнять людям в зависимости от их пола») предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько влиянием социума и его культурными особенностями. В воспитании ребенка акцент делается на его индивидуальные особенности, склонности, интересы, способности, его личность, а не биологический пол. Те, кто воспитывают детей в этом подходе, не говорят мальчикам, что они не должны плакать, потому что «мужчины не плачут», а девочку не стыдят за порванное на дереве платье, потому что «девочки по деревьям не лазают». Потому что проявление чувств важно в жизни как женщины, так и мужчины, а ловкость всегда пригодится и тем и другим. Выбор в воспитании гендерного подхода дает возможность родителям развивать в своем ребенка разные качества, которые будут способствовать лучшей адаптивности, что очень важно. Дело в том, что, как я уже писала в предыдущих публикациях, на данном этапе развития общества от мужчин уже ожидают не только проявления традиционно маскулинных (активность, напористость, решительность, уверенность, стремление к лидерству и т.п.) качеств, но и эмоциональной включенности, умения сопереживать, утешать. Эти качества важны будущему мужу и отцу для создания доверительных, теплых отношений с женой и детьми. Точно так же и в женщине сегодня ценятся качества, ведущие к успеху в обществе, а не только традиционно фемининные (скромность, застенчивость, пассивность, уступчивость), ведь опираясь только на них, невозможно выиграть в конкурентной борьбе, которую часто приходится вести вне пределов семьи (поступление в вуз, продвижение по карьерной лестнице и т.д.). Но здесь женщину поджидает конфликт: считается, что за удачную карьеру женщине придется жертвовать своей личной жизнью, семьей, детьми. А если она выберет уход за детьми и мужем, а потом и внуками, то пожертвует своими интересами и талантами, то есть ей все равно придется расплачиваться. Если следовать традиционному пониманию мужественности, то мужчина должен быть эмоционально подавлен, отчужден от своего тела, мучиться страхом поражения, бояться просить о помощи… только и знать, что свою работу. Неудивительны, в таком случае, демографические данные, указывающие на низкую продолжительность жизни мужчин, на их большую заболеваемость, на более частые случаи самоубийства, на плохое отношение к своему здоровью, отсутствие заботы о своем здоровье, на разного рода типы рискованного поведения. За то, чтобы быть маскулинным, мужчинам в современном мире также приходится платить очень высокую цену. И это тоже конфликт, потому что стереотипы о традиционной мужественности негативно влияют на мужчину и его окружение. Получается, во-первых, что современному человеку важно иметь у себя как женские, так и мужские качества, что обеспечивает не только адаптивность, но и гибкость, высокое самоуважение, мотивацию к достижениям, хорошее исполнение супружеской и родительской роли. Во-вторых, невозможно стать полностью «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной». Это просто шаблон, рамка. Нам не нужны гуру, помогающие нам стать теми, кто мы есть от рождения. Мы все появились на свет уже Женщинами или Мужчинами. Настоящими. Не поддельными. И, чтобы быть счастливыми, нам не нужно подгонять себя под какие бы то ни было шаблоны. Нам важнее следовать за своим интересом, делать в жизни то, что важно и ценно, развивать в себе те качества и навыки, которые повысят наше качество жизни и удовлетворённость ею. Будьте счастливы!
Если вам откликнулась статья, буду благодарна за выражение одобрения этой публикации или обратной связи. Уважаемые читатели, вы можете также обратиться ко мне за консультацией очно в городе Липецк или по Skype/WhatsApp Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|