Эмпирические исследования любви

Любовь как особая, исключительная форма взаимоотношений, привлекала внимание людей всегда, однако долгое время оставалась предметом исследования не науки, а литературы  и искусства.  

В конце 50-х годов ХХ в. начался период, связанный с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции. В социальной психологии понятие «межличностной аттракции» имеет несколько значений. Его определяют как когнитивный компонент эмоционального отношения к другому человеку, как некоторую социальную установку, или как эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Психологические исследования аттракции разнообразны. Из 403 эмпирических ее исследований, опубликованных в 1972 – 1976 гг. в американских научных журналах, 147,5 были посвящены формированию у людей впечатлений друг о друге, 128,5 – процессам словесного и поведенческого взаимодействия, встречам и контактам,  127 – более или менее длительным дружеским (33) или любовным (94) отношениям [3].

Теории аттракции  многообразны. Одни из них описывают преимущественно ее внутренние предпосылки, другие – механизмы общения, третьи – стадии развития общения, четвертые – конечные результаты.

Самая простая, поведенческая модель аттракции, характерная для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли), – теория «вознаграждений – издержек». Она была сформулирована в результате хорошо контролируемого лабораторного эксперимента, который показал, что «нам нравятся те, чье поведение обеспечивает нам максимум вознаграждений при минимуме издержек» [1]. Так, нам больше нравятся те, кто соглашается с нами, чем те, кто не соглашается; те, кому мы нравимся больше, чем те, кому не нравимся; те, кто с нами сотрудничает, больше чем те, кто с нами конкурирует; и те, кто нас хвалит, больше, чем те, кто критикует. Эта теория хорошо объясняет многие факты, но не все. Не ясно, например, почему любят тех, кто причиняет страдания, и что является вознаграждением – это снижает ценность теории. В то же время, похвала и оказанная услуга не являются трансситуативными вознаграждениями, все зависит от того, в какой именно ситуации это происходит.

О. Дж. Харви исследовал, особенности восприятия положительных и отрицательных оценок знакомых и незнакомых людей. Проведенный эксперимент позволил выдвинуть так называемую теорию «приобретений – потерь». Она хорошо объясняет причины постепенного охлаждения отношений. С позиций этой теории является совершенно справедливым выражение: «Ты всегда причиняешь боль тому, кого любишь». Дело в том, что приобретение новой симпатии – более сильное вознаграждение, чем постоянный уровень симпатии, а так как любящий человек находится на высшем уровне благоприятствования, то новых приобретений он дать не может, зато становится значительным источником потенциального наказания.

Пионер в области изучения любви Зик Рубин разработал две отдельные шкалы — любви и расположения. Шкала любви включает пункты, измеряющие степень привязанности и интимности. Шкала расположения измеряет, насколько благоприятно испытуемый оценивает данного человека по ряду качеств (зрелость, приспособленность интеллект, здравомыслие) и насколько он склонен считать это­го человека похожим на себя. Чтобы охарактеризовать каждый компонент, он составил следующую анкету позволяющую оценить различные стороны отношений:

  • привязанность (к примеру: «Если бы я был одинок, моей самой первой мыслью было бы найти...»);
  • забота (например: «Если бы... чувствовал себя плохо, моей первой обязанностью было бы развеселить его / ее»);
  • интимность (к примеру: «Я чувствую, что я могу доверить... абсолютно все») и т.д.

Применение этих шкал к 182 парам студентов Мичиган­ского университета, связанных отношениями ухаживания, показало, что «любовь» и «расположение» действительно не совпадают. Изучая поведение молодых пар, Рубин нашел подтверждение своей теории. Он наблюдал за находящимися в приемной «лишь слегка влюбленными» и «сильно влюблен­ными» парами через стекло с односторонним зеркальным по­крытием. Полученные результаты его не удивили: сильно влюбленные друг в друга молодые люди почти не обращали никакого внимания на окружающих и практически не своди­ли глаз друг с друга.

Психодинамическая теория объясняет взаимную притягательность людей  неосознаваемыми эмоциональными потребностями личности и признает наличие у человека особых межличностных, коммуникативных потребностей. Согласно теории интерперсонального поведения В. Шутца одной из основных является потребность в установлении тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется, как потребность нравиться и быть любимым. Выражение этой потребности может быть позитивным или негативным. Неадекватное отношение родителей с ребенком в эмоциональной сфере выливается в недостаточно личностное или сверхличностное поведение. При первом типе человек избегает тесных взаимоотношений. При втором – человек желает тесных эмоциональных связей и старается строить именно такие отношения. Оба типа поведения мотивированы сильной потребностью в любви и большой тревогой по поводу того, что они могут не нравиться. При адекватных отношениях возникает личностный тип поведения, который характеризуется тем, что человек может адекватно чувствовать себя и в тесных, и в дистантных отношениях. Наряду с потребностью в любви модель «фундаментальной ориентации межличностных отношений» также потребности принадлежности и контроле. Уровень каждой из этих потребностей закладывается в раннем детстве и определяет будущие коммуникативные свойства и особенности общения взрослого. Психодинамическое направление подчеркивает решающую для формирования личности роль «значимых, других» [4].

Когнитивная психология анализирует информационную и процессуальную сторону общения. Она исследует, прежде всего, познавательные и символические моменты человеческих взаимоотношений: социальные установки, ценностные ориентации, знаки, значения. С точки зрения этого направления аттракция определяется не столько фактическим совпадением или несовпадением индивидуальных черт, сколько их восприятием, тенденцией атрибуции.

Интересный взгляд на природу аттракции высказан Стенли Шехтером и Джеромом Сингером. Для того чтобы человек испытывал эмоциональное состояние,  важными являются:

  • наличие состояния физиологического возбуждения (тахикардия, усиленное потоотделение, дрожание рук, пальцев, прилив крови к лицу);
  • способ, которым человек интерпретирует это возбуждение: чтобы испытать эмоциональное состояние он должен объяснить себе свое возбуждение именно эмоциональным состоянием. [1]
  • Одно и то же состояние физиологического возбуждения связано со всеми видами эмоциональных переживаний – радости, ярости, ревности. Все зависит от интерпретации. Возможность интерпретации своего состояния как любви, связана с наличием в тезаурусе субъекта соответствующих лингвистических конструкций и умением ими пользоваться. Человек должен знать, какие ситуации следует, а какие не следует интерпретировать тем или иным способом. Обучение проходит в период раннего онтогенеза, а затем в течение всей жизни. По замечанию Ю. Алешиной большинство людей никогда не испытывали бы любви, если бы не узнали о ней из книг и кинофильмов. «Выделение роли момента самоинтерпретации в генезисе чувства любви делает более понятной и отмечавшуюся многими авторами близость различных видов любви между собой и их взаимную обусловленность» [2].  

    Несмотря на интересные частные результаты, самым важным и неожиданным выводом психологии аттракции оказалось доказательство отсутствия факторов, жестко определяющих уровень аттракции. Ее причины действенны лишь в определенном диапазоне условий и в сочетании с другими переменными.

    Вопрос об этической правомер­ности изучения такого интимного феномена, как любовь остается дискуссионным. В качестве парадоксального примера используют исследова­ние, проведенное в 1972 – 1974 гг., участие в котором оказало существенное влияние на взаимоотношения людей в парах. Известно, что в некоторых случаях такие исследования укрепляют отношения, в других – разрушают. Некоторые испыту­емые заявляли, что статистический подход унижает их от­ношения.

    Тем не менее, многие психологи обращались к феномену любви, проводились исследования, предметом которых яв­лялись разные аспекты этого явления.

    Л. Б. Шнейдер приводит результаты проведенного в 2002 г. исследования представлений наших современников о любви,  в котором были получены разнообразные ответы респондентов, касающиеся понятия любви и положительных и отрицательных сторон этого чувства [5].

    Результаты пилотажного исследова­ния представлены в виде процентного соотношения наиболее часто встреча­ющихся определений любви, отрицательных и положитель­ных сторон любви.

    1. Определения любви

    6 проц. испытуемых определяют любовь как «психологичес­кую зависимость».

    10 проц. испытуемых определили любовь как «стремление понимать любимого человека и разделить с ним все».

    Большинство испытуемых, 13,3проц., определили любовь так: «когда о тебе заботятся и хочется все время быть вместе».

    6,65 проц. респондентов предполагают, что любовь — это что-то неопределенное, связанное с приятными эмоция­ми, ощущением полета, неожиданностью.

    10 проц. называют основным признаком любви «когда хочет­ся радовать окружающих и сделать все для любимого человека».

    Наконец, 6 проц. полагают, что любовь — это огромное, наи­высшее счастье.

    2. Положительные стороны любви

    В ка­честве положительной стороны 16 проц. испытуемых называют поддержку и понимание; 6,6 проц. – приятное переживание от нахождения рядом с любимым человеком; 10 проц. – радость встреч; 20 проц.  – сексуальное удовольствие; 13,3 проц. –ощущение близости, общности физической и духовной; 10 проц. – интерес к любимому (любимой); 13,3 проц. испытуемых назвали возможность заботиться о любимом (любимой), чувствовать заботу по отношению к себе, по 10 проц. (на каждую) приходится на такие характеристи­ки,  как возможность самоусовершенствования,  само ощущение, чувство влюбленности, чувство уверенности в себе, возможность создать семью; 13,3 проц. назвали преодоление чувства одиночества. Наконец, больше всего респондентов – 36,6 проц., назвали эмоциональный подъем  как положительную сторону любви.

    3. Отрицательные стороны любви

    В качестве отрицательной стороны 13,3 проц.  выделили окончание любви; 13,3 проц. – ссоры по мелочам; 13,3 проц. – ревность; по 10 проц. (на каждую) приходится на такие характеристики, как потеря свободы, страх потерять любовь, любимого человека, негативные переживания, связанные с расставани­ем, излишняя беззаботность, ношение «розовых очков». Наибольшее количество испытуемых – 23,3 проц. – назвали главной отрицательной стороной любви зависимость (психологическую) от любимого (любимой).

    Итак, в процессе исследования были получены разнообраз­ные варианты того, как люди представляют и оценивают фе­номен любви.

    Прежде всего, следует сказать, что большинством любовь оценивается как позитивное чувство, любовь обладает кон­структивной силой, способствующей саморазвитию.

    Л. Каслер определяет любовь как сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей, таким обра­зом, свободный человек не может быть влюбленным. Это так называемая пессимистическая теория любви, в названном ис­следовании всего 6 проц. испытуемых определили любовь как психологическую зависимость от любимого человека, т. е. в сознании некоторых людей любовь все-таки ассоциируется с внутренней несвободой, потерей индивидуальности. Э. Фром объясняет это скрытым комплексом собственной неполноценности. Неуверенный человек подсознательно боится, что его бросят, отвергнут и снова наступит одиночество. У людей, находящихся в подобной ситуации, наблюдается высокий уровень тревожности, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии отношений. 23 проц. респондентов назва­ли психологическую зависимость от отношений основной негативной стороной любви. Большинство испытуемых (13проц.) обозначили любовь как желание быть все время рядом с любимым и возможность заботы с обеих сто­рон. Как основную положительную сторону любви боль­шинство выделяет «эмоциональный подъем» (36 проц.). Анали­зируя эти результаты, можно сказать, что для испытуемых важна, прежде всего, эмоциональная сторона переживаемо­го чувства – радость, удовольствие, счастье, эйфория, боль­шинство в этом видят признак влюбленности. Таким образом, любовь воспринимается как некая сила, способная наполнить жизнь человека смыслом, вдох­новить на добрые поступки, на творчество, придать сил. Влюбленный человек стремится оградить от страданий объ­ект своей любви, нести за него ответственность (13,3 проц.). 13 проц. испытуемых отметили, что любовь является средством от одиночества, важно найти близкого духовно и физически че­ловека, который будет принимать и понимать тебя. Подоб­ные высказывания подтверждают мысль Э. Фромма о том, что любовь — это та сила, которая дает человеку возможность преодолеть кризис отделенности, позволяет вырваться из плена одиночества. Немаловажными являются также гармо­ничные сексуальные отношения в любви, их отметили 20 проц. испытуемых.

    Таким образом, учитывая ответы респондентов, Л. Шнейдер предлагает такое определение любви: любовь это когда о тебе заботятся и ты делаешь то же самое, когда все время хочется быть вместе с любимым (любимой), хочется радовать окружающих и особенно любимого человека, испытывая при этом самые приятные чувства.

    Далее в исследовании использовались методики: цветовой тест отношений (ЦТО), тест личностной зрелости, кроме того, всех испытуемых по-прежнему просили дать определе­ние любви. Результаты исследования говорят о связи личностной зрелости на осознаваемом уровне и могут быть объединены в три группы.

    1. Позитивное эмоциональное представление о любви. Позитивное представление о любви связано с боль­шим предпочтением желтого цвета по ЦТО. Если воспользоваться интерпретацией М. Люшера, желтый цвет – цвет освобождения и простора, прыжка через преграду, растворения и изменения, свободного развития и озарения. Таким образом, в более позитивных представлениях любовь – это то, что предоставляет свободу, простор для собственного движения.

    2. Представление о любви, в котором отсутствует и не по­дразумевается объект. Отсутствие в представлении любви указания на объект любви говорит, во-первых, о более абстрактном, обобщен­ном представлении любви. Во-вторых, свидетельствует о том, что  любовь представляется как независящая от какого-либо объекта и от каких-либо конкретных свойств объекта. В-третьих, характеризует представление о любви как о не­направленном отношении. То есть любовь вообще не пред­ставляется как отношение. Возможно, сознательное стрем­ление к любви и неосознаваемый поиск Бога — это один и тот же процесс. Таким образом, можно сказать, что повы­шение личностной зрелости связано с представлением о любви как онтологической ценности (ни от чего не зависит, ни для чего конкретно не существует).

    3.  Отношение к любви как к наивысшей ценности. Обобщая, можно сказать, что для человека с высокой личностной зрелостью любовь — это нечто позитивное, са­мое желанное, ни от чего не зависящее (кроме самого субъ­екта), дающее человеку свободу для собственного проявле­ния, или — самое притягательное независимое явление (су­ществует не от чего и не для чего), дающее человеку свободу быть самим собой.

    Таким образом, повышение степени личностной зрелос­ти связано с изменением представлений о любви, в которых находит выражение усиление тенденции к безусловному принятию как собственной сущности, так и сущности другого человека.

    Эмоциональное переживание чувства любви (радость, эйфория, подъем, ощущение полного и подлинного счастья) является важным составляющим в любви, именно это наиболее характерно для современного человека. Такие составляющие как ответственность, понимание, тоже присутствуют в ответах.

    Как правило, эмоциональный компонент проявляется ярче все­го в начале отношений и более характерен для молодых рес­пондентов, когда все переживания, связанные с любовью воспринимаются наиболее остро. На более позднем этапе развития отношений важными составляющими любви вы­ступают ответственность, понимание, верность, уважение, знание.

    Исследование показывает, что лица с высокой степенью личностной зрелости – независимо от возраста – воспринимают любовь как высшую ценность.

    Понятие и восприятие любви индивидами достаточно ва­риативно, многолико. Причем специфика жизненного опыта отдельной личности накладывает свой отпечаток и на чувство переживаемой им любви. Сам термин «любовь» использу­ется во многих различных смыслах: и как сознательное чувст­во индивида, и как бессознательное стремление к самоотдаче, самопожертвованию, и как мотив отношений объединения и солидарности с другими.

    Список литературы

    1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / Пер. с англ. – М.:, 1999. – с.
    2. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. Монография. – М.: Издательство Московского университета, 1987. – 176 с.
    3. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический этюд. WWW. primochka.ru
    4. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 928 с.

    [1] Еще в 20-х годах двадцатого века Маранон провел исследования, при которых вызывал у  своих испытуемых состояние физиологического возбуждения при помощи инъекций адреналина. Однако 70проц. испытуемых описали свое состояние как безэмоциональное.



    Просмотров: 427
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Love is.... Что такое любовь? Чем любовь к себе отличается от любви к другим?
  • Сейчас - самое подходящее время для любви. Любви к себе.
  • Как любовь родителей влияет на будущую любовь к партнеру. Основные отличия любви от суррогата.
  • Чем настоящая любовь не является. Мифы о настоящей любви.
  • Любовь и «Любовь»: Основа структуры нездоровой любви.
  • Любовь=боль. Стадии страстной «любви» созависимости
  • Любовь в отношениях рождается из любви к себе
  • Стадии развития любви, или первая любовь
  • Два профиля одной любви или принципы вечной любви хотя бы на некоторое время.
  • 16 критериев зрелой любви. Способность воспринимать и развивать чувства, задействованные в любви
  • Почему люди убегают от Любви и как взращивать любовь к себе
  • Психология Любви. Что такое любовь
  • Психология любви. Что такое любовь
  • Что такое любовь? И чем она отличается от любви к себе
  • Любовь к себе. 13 Этапов от не любви к жизни
  • Невротическая потребность в Любви или это и есть Любовь? 5 признаков
  • «Говорите о любви любимым , или чайная ложка любви»
  • Позволить любви быть или требовать соответствия своим ожиданиям о том, что могло бы заменить любовь
  • Вектор любви [к чему движутся люди в здоровых отношениях любви]
  • Что такое любовь к себе, или от любви до зависимости и обратно
  • Когда любви слишком... Часть 1: Любовь условная и безусловная
  • Любовь к мужчине начинается с любви к себе
  • Что такое любовь? (Виды и стадии любви)
  • Бесплатный вебинар. Любовная зависимость. Химия любви. Тайны любви.
  • Немного о несчастной любви (почему проходит любовь?..)
  • Любовь в семье – бонус? Или как создать крепкую семью без любви
  • Несчастная любовь. Что делать? Причины несчастной любви.
  • Дари любовь, но не позволяй черпать из сосуда твоей любви к самой себе
  • Этапы любви: от детской влюбленности до любви на всю жизнь.
  • О любви… и об играх в любовь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь