Продолжаем ранее затронутую тему и остановимся на практических упражнениях.
1. Упражнение «Кто я?». Предлагается уединиться и задуматься над вопросами, ответы на которые лучше записать:
– Кто я как личность, человек, дочь/сын, мать/отец, жена/муж, коллега и т. д.?
– Как меня видят другие люди? Наши взгляды совпадают или нет? Почему?
– Что мне нравится в жизни и доставляет удовольствие?
– Что меня огорчает, и я не могу с этим мириться?
– За какие дела и поступки я могу взять ответственность и почему? За какие - нет и тоже почему?
– Что или кто мне в жизни мешает достичь большего? Как это исправить?
– Каков мой жизненный сценарий на перспективу?
2. Упражнение «Колесо жизненного баланса по восьми сферам жизни» для диагностики, анализа и коррекции своих действий. В каждой стране люди совершенно по-разному видят свои цели на будущее. Например:
– в Европе, в частности, в Германии, люди устанавливают себе цели на 50 лет вперед (уже в 20 лет заводят себе пенсионные счета на старость);
– в Японии – на 100, включая загробную жизнь;
– в Африке цели только кратковременные по принципу «здесь и сейчас»;
– в России – на 5 лет в бизнесе и на 2 недели – 1 месяц в обыденной жизни.
Колесо жизненного баланса представляет собой 8-9 сфер жизни человека, которые он себе обозначает сам. Они измеряются в процентах по мере достигнутого – от 0 до 100.
Лучше всего планировать цели на период от 1 года до 5 лет.
Последовательность выполнения упражнения «Колесо баланса»:
– описываем самостоятельно мечту, цели и ее достижимость по каждой из сфер на сегодняшний день;
– включаем внутреннюю честность и отмечаем в левой лепестковой диаграмме, насколько эта сфера сейчас проработана; ставятся цифровые значения, они соединяются между собой и раскрашиваются, т. о. проводится диагностика достижения целей на основе самоанализа и самооценки;
– используем критерии оценки:
1) если колесо ровное и большое, то катится хорошо – все ОК, жизненные цели расставлены правильно;
2) если проработано что-то больше, а что-то меньше, то колесо постепенно будет ломаться (т. е. в жизни будут возникать проблемы именно в тех сферах, которые не проработаны или «западают» по отношению с другими). В этом случае решается, нужны ли вообще эти цели?
3) если колесо круглое, но маленькое (на 3-4 балла), то человек со временем будет не удовлетворен своей жизнью;
– выстраиваем в правой лепестковой диаграмме колеса целей на периоды – через 5 лет, 3 года и 1 год;
– осуществляем проверку: мои цели или навязанные (если навязанные, то человеку дискомфортно, он не понимает, что ему делать, как достичь результата; такие цели не совершить, так как нет доступа к своей энергии), на соответствие «SMART+»;
– нужно помнить, что есть ведомые и ведущие сферы колеса. Если мы реализуем только ведомые сферы, то др. страдают. Если мы находим две ведущие, то другие подтягиваем под них.
Внимание! Недопустимо употребление слова «должен». Человек ни у кого не брал взаймы. Если его цели навязаны, и он наконец-то это понял, то нужно отпустить цель со словами, что она не Ваша и направить тому, кому она полезна.
3. Метод планирования «SMART+». Мечта – это то, что мы хотим, что желаем достичь или получить; это образ желаемого будущего. Цель – предвосхищаемый желаемый результат, для достижения которого важна ответственность. Цель является индивидуальной, так как идет от мечты, в связи с чем цели каждого человека являются уникальными.
История «О важности точной постановки цели, или планируй по SMART смолоду».
Выборка выпускников престижного английского университета. Их попросили написать собственные жизненные цели. Оценивалась амбициозность целей и формулировки по SMART. Выделили 5 % участников эксперимента, цели которых были наиболее четкими. Через 20 лет провели встречи со всеми участвующими в эксперименте. Оказалось, что эти 5 % имели 80 % дохода всей обследованной группы.
Планирование по методу «SMART+» успешно работает как для работы, так для учебы и личной жизни.
S - Конкретизация цели. Что конкретно хочу для себя в жизни?
M - Измерение цели Необходимость измерения мечты во вложениях. Например, хочу дом, для этого мне нужно столько-то материалов, рабочей силы, сопутствующих вещей и документов.
A - Достижимость цели Цель должна быть достижима не автоматически, т. е. решаемая сама собой, а при выполнении и приложении человеком усилий, энергии, ресурсов. Например, я хочу поехать на олимпиаду и победить, но я никогда не занималась спортом. У меня это получится? Конечно, нет! Для достижения реальной цели необходимо сформировать для себя зону ответственности и отвечать при этом только за себя, свой вклад или свои «проколы». Например, нельзя ставить цели по отношению к другим людям. Я хочу выйти замуж за Степу, но он при этом ничего не знает о моей цели. Но если касается коллектива, а вы являетесь начальником, то такие цели возможны, их нужно правильно формулировать и доводить до сведения подчиненных со сроками исполнения.
R - Значимость цели: 1) Определить, насколько важна именно такая цель, а не иная. К примеру, я хочу себе дачу на бермудских островах. Неплохо, но даже, если я ее построю, то ездить туда смогу только раз в год. Кто и за какие деньги ее будет в оставшийся период охранять, содержать и т. д. Так зачем такая именно дача? Не нужна; 2) Понять, насколько одна цель взаимодополняется другими – все цели должны идти параллельно друг другу и не конфликтовать между собой.
T - Ограниченность по времени Когда конкретно мне нужно реализовать данную цель, чтобы не было отложено «на потом», «на завтра», «на когда-нибудь». В этом случае никогда не случится задуманное.
+ Позитивность формулировки целей. Постановка целей должна начинаться со слов: «Я могу…!», «Я готов…!», «Я стремлюсь…!», «У меня все для достижения целей есть!». Помимо позитивности должна включаться ответственность за достижение цели.
Желаю успехов в обретении гармонии с собой и баланса с окружающими. Буду благодарна за отзывы.
Ваш психолог, Катерина Агафонова