Последний лепесток или Про «сосуд любви»

По мотивам сказок «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева


Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

 Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

 Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

 Освобождая от работ,

 Она последнюю рубашку

 С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

 Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

 Училась заново она.

 Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий, 1958

 

Отдельно хочется остановиться на авторе Катаеве со светлой памятью и словами благодарности, ведь росла я на его сказочных историях и думаю, что вернусь к ним еще не раз.

«Цветик-семицветик» — сказка Валентина Катаева, которую он посвятил другому автору – Борису Левину. Исцеление мальчика Вити – попытка «исцелить» судьбу автора Левина.

Творческие люди – народ удивительный, тонко чувствующий, они словно зеркало, отражают внешний мир, а также выражают скрытое в глубинах бессознательного.
Эти истории определенно влияют на нас с самого детства. И одно и то же произведение может оказать абсолютно разное влияние на детей, выросших в разных семьях, ведь одну и ту же сказку можно интерпретировать по-разному и такими своеобразными фильтрами на пути к сказке являются родители.

Сказка обладает особой ценностью, потому, что затрагивает в каждом его глубинные части.

Так и родитель, читая сказку ребенку, или просто транслируя ему свои ценности и идеи, может увести дитя в сказку совсем не теми дорогами.

Все-таки, в сказке надо ребенку позволить увидеть что-то важное для него, лишь направить его душу к сказке, а не давать свои интерпретации. На то и сказка, что она сама собою структурирует внутреннее пространство ребенка, ведя его не одной, а минимум тремя дорогами. Таким образом, сказка, в отличие от многих родителей (к сожалению) предоставляет ребенку выбор.

Вот и в сказочной истории Катаева «Цветик-семицветик» у девочки Жени появляется выбор аж из семи вариантов!

Конечно, по растерянности и из-за понимания собственных желаний девочка Женя сначала «бросается во все тяжкие»: и на Северный полюс, и желает игрушек самых лучших и неограниченное количество! Что девочка и получает!

Вспоминаю свое ощущение от эпизода с игрушками, когда Женю буквально атакуют говорящие куклы! По мне так круче любого триллера!

Последний лепесток или Про сосуд любви

Именно такие истории намекают нам «Бойтесь своих желаний!».

Вот и Жене приходится потратить лепесток, чтобы отменить это опрометчивое желание.

Но когда у нее остается последняя возможность, она поступает самым человечным способом, потому, что слушает свое сердце, а ведь сказка всегда говорит нам «Поступай согласно желаниям сердца!».



Голубой цвет последнего лепестка не случаен, тут снова не ошиблось бессознательное автора, ведь голубое цвет – цвет Видшухи – горловой, в учении о чакрах.



Проявить голос, заявить о своих истинных желаниях женщине помогает Анимус  и на мой взгляд история голубого лепестка – история исцеления инвалидизированного Анимуса, которую нам и рассказала Анима автора-мужчины.

Т. о. исцеление Анимуса и их союз с Анимой возможны только через соединение сердца и головы, где мостом между разумом и чувствами и становится горловая чакра.

Фактически, когда родители лишают ребенка голоса, возможности самовыражения, творчества, не дают выбора, они разрушают мост между сознанием и чувствами – разрушают гармонию мужского-женского.

В истории Жени и Вити мы видим как женское, встав «на место» в сердечную позицию, делает правильный выбор и исцеляет мужское. Так, противоположности соединяются в гармоничное целое.

Часто родители, желая добра своим детям ведут их «дорогой ада», навязывая свои совсем не сказочные представления, понимая буквально назначение женского и мужского как набор функций, исключая духовное содержания, обесценивая и убивая душу ребенка.

Женское – это сердечное и именно это основная цель женского развития, мужское – это разум и это цель мужского, но задача (и его, не всегда осознаваемая цель) каждого человека не зависимо от пола – гармония, т. е. соединение мужского и женского начал!

Не могу не вспомнить одну из самых моих любимых в детстве сказок Катаева «Дудочка и кувшинчик». Символы мужского и женского заявлены уже в названии.



Надо сказать, что у меня в детстве была не только книжка «Дудочка и кувшинчик», но и вполне реальная земляничная поляна и мечта о дудочке тоже! И ощущение противоречия, которое так разгневало героиню сказочной истории, когда она поняла, что нужно делать выбор между дудочкой и кувшинчиком, имело место.

Думаю, противоречия я могла бы избежать, если бы мужчины моей семьи не внесли свой вклад (в первую очередь отец и дед) в виде трансляции о том, что женская доля – это тяжелый бытовой труд, а женщины моей семьи (мама и бабушка) не жертвовали собой, такой костной мужской позиции подчиняясь.

Мое поколение, все мы выросли на идеях функционального назначения, и лишь немногие, счастливчики из нас, узнавали о душе и духе и о том, что «душа обязана трудиться».

Я до сих пор сталкиваюсь с идеей, в среде психологов в том числе, когда труд понимается очень буквально, когда транслируется мысль, что «надо много работать и тогда…». Боюсь, что «тогда» не наступит никогда и такой труд приведет к усталости, болезням и страданиям.

Внутренняя гармония, ведет к внешней и она приводит человека не к «лучшей и выгодной профессии», а к полному раскрытию заложенного потенциала, его реализации, воплощению в мире.

Тут, надо отдельное спасибо бабушкам сказать, ведь они, читая сказки не нагружают сюжет интерпретациями, а просто делают свое дело, передавая «из уст в уста» народную мудрость. Воспитание вообще женский функционал, тогда как учение – мужской. Но, увы многие мужчины и женщины эти роли никак поделить не могут, да и в наших школах учителя в подавляющем большинстве женщины.

Ну, это другая история…

Вернемся к нашей героине, которая выбирала между дудочкой и кувшинчиком.

В конечном итоге выбор она сделала правильный! А вот почему и что мешает делать выбор быстро и правильно об этом ниже.



Мне ли, как носителю советско- и постсоветской культуры и наследнице патриархального мышления, не знать…

Как же я ребенком пяти-шести лет мучилась, когда воспринимала историю дудочки и кувшинчика как выбор в пользу физического "женского" труда.

Как собирать лесную ягоду я знаю не понаслышке. У меня теперь весь морозильник запасами с лета забит, да только далеко не сразу я от сбора ягод научилась удовольствие получать.

Это теперь я хожу по лесу хоть по грибы, а хоть по ягоды и песни напеваю и во время умею остановиться, не пытаясь утащить все дары леса зараз.

Сколько возьму, то мое!

Ну да ладно, загулялась я в лесу, предвкушая отпуск...

О чем же сказ про дудочку и кувшинчик?

Ягода-земляника (вот и в названии тема земли проскочила, а это о женском)  – всего лишь метафора, показывающая, что соединяя женское и мужское, женщина все равно опирается на женское в себе. А мужчина опирается на мужское, не исключая противоположности, и рассказывает она нам о том, что женский сосуд (кувшинчик) с детства надобно учиться наполнять. И это совсем про другой труд.

Только женщина с наполненной душой может быть счастлива в отношениях! Так и получается, что мужчина ищет в женщине душу (Аниму), а женщина в мужчине дух (Анимус).

Вспомните, как раньше муж к жене обращался: «Душенька моя!».

Т. о. задача женщины/мужчины обрести в партнере мужской / женский принцип, а не мать или отца, которые будут выполнять определенные функции.

P. S. Дорогие родители, не ломайте души своих детей, ведь у них столько работы! А что до женских/мужских навыков, то тут на помощь ваш личный пример!

Желаю вам гармонии души и духа!


Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Мужчина должен женщине только потому, что он мужчина, а она женщина?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Задача мужчины и женщины в мире противоположностей... Гармония женского и мужского начала
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Почему она меня бесит, ведь я её совсем не знаю?
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?
  • От убеждения женщины, что она недостойна – в первую очередь пострадает её мужчина
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему все так? За что мне это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь