1. Зачем экстраверту голосовая почта?
2.Зачем интроверту голосовая почта?
1.Чтобы не пропустить звонок.
2.Чтобы не отвечать на звонок.
«Нетворкинг для интровертов»
(с) Девора Зак
Люди отличались друг от друга мышлением всегда. Различий этих много. Однако, одно из самых радикальных отличий, которое часто довольно заметно, что называется, невооружённым глазом – признак вертности, то есть определение, к какому типу относится человек, он интроверт или экстраверт. Немного переместимся в прошлое и обратимся к первоистокам, чтобы вспомнить, откуда все началось.
Интроверт или экстраверт? Учение Карла Юнга.
Швейцарский психолог Карл Юнг (1875-1961) в опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» явил миру свою типологию личности, которая до настоящего момента является одной из самых распространённых и практически применимых, а также используется во многих психологических работах.
Самым главным Юнг считал направленность психики с ориентацией на экстраверсию или интроверсию. Именно она определяет личностную установку. И именно она в итоге обозначается во внутриличностном конфликте. Карл Юнг считал, что экстраверты и интроверты различаются по ведущей мотивации – «направление движения либидо» (либидо – жизненная энергия). Согласно его работам экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, а интроверсия – в направленности на сохранении его внутри себя, накоплении, движении её во внутренний мир человека. Экстраверты предпочитают социальные аспекты жизни, а также операции со внешними – реальными объектами. Интроверт или экстраверт: какая у этих типов разница?
Экстраверсия (экстраверты).
Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к общению с людьми, вниманию со стороны окружающих, участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках, участию в различных публичных мероприятиях, выступлениях. Экстраверсия характеризуется отзывчивостью на внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием этих событий, находить в этом удовольствие в любом виде социального шума и суеты, заводить множественные дружеские/приятельские связи без особого разбора, с весьма заметной склонностью регулярной демонстрации самого себя. Потому жизненная философия экстраверта несёт в себе коллективистскую природу часто с нотками альтруизма.
Экстраверт в основном растрачивает энергию на внешние объекты (“экстра” – внешний): действия, людей, места и вещи. Долгое созерцание мира, бездействия, одиночества или общения «один на один» в значительной мере «подсаживают» аккумуляторы экстраверта. И тем не менее даже экстравертам необходимо время наедине с собой ввиду цикличной особенности функционирования психики. Просто подобные временные промежутки значительно короче чем у интровертов.
Интроверсия (интроверты).
Интроверсия направлена не на внешний объект, а на самого субъекта. Интроверт держится чуть в отдалении от внешних событий, в основном не вступает с ними во взаимосвязь, проявляет вежливо отстранённое отношение к многолюдному обществу. В больших компаниях в основном занят двумя мыслями – куда податься и через сколько можно будет уйти. Ну или хотя бы пытается найти интересного собеседника, с которым можно в спокойном уголке пообщаться один на один. Обычно его нельзя отнести к общительным людям. Интроверт часто закрывается от мира открытой недоверчивостью, скрупулезностью, педантичностью, умеренностью и предусмотрительностью. В конечном итоге к рассмотрению принимаются только те вещи, из которых по чисто субъективным причинам он способен извлечь личную выгоду.
Размышления о себе, в частности, для интроверта – это удовольствие. «Мой дом – моя крепость» – весьма актуальное понятие для интроверта, если за дом принять личный внутренний мир. Он спрятан от посторонних взглядов и критики.Круг общения, как правило, небольшой и в нем только «свои» люди. Общественное давление, пусть даже это просто чей-то доброжелательный энтузиазм, скорее всего будут побуждать закрываться интроверта ещё глубже в себе. Число друзей невелико, потому что только в условиях гарантированной безопасности он может приоткрыться собеседнику, а это бывает редко. В случае серьёзных переживаний интроверт, как правило, замыкается в себе.
Дальнейшие исследования.
Однако, спустя некоторое время, Юнг существенно пересмотрел взгляды на эту пару функций, поскольку выделил ряд других особенностей психики, которые в действительности не являлись частью этой пары. Например: размышление, чувства и переживания, ощущения, интуиция. В своей работе «Психологические типы» (1920) он уже писал не об экстравертах и интровертах, а об экстраверсии или интроверсии как доминантной функции.
Из его трудов:
"Моя профессия уже давно заставила меня принимать в расчет своеобразие индивидов, а то особое обстоятельство, что в течение многих лет - я не знаю скольких - я должен был лечить супругов и делать мужчину и женщину взаимоприемлемыми, еще больше подчеркивает необходимость установить определенные средние истины. Сколько раз мне приходилось говорить: «Видите ли, ваша жена - очень активная натура и от нее действительно нельзя ожидать, чтобы все ее существование заключалось лишь в домашнем хозяйстве». Это уже является типизацией, и этим выражена своего рода статистическая истина. Существуют активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня не удовлетворяла. Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны. Они сначала обдумывают ситуацию - потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и, таким образом, складывается мнение об их пассивности. Не задумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в болото. Таким образом, их, пожалуй, можно было бы охарактеризовать как незадумывающихся, что надлежащим образом проявлялось в активности; предусмотрительность же других в ряде случаев является в конечном счете весьма важной активностью и весьма ответственным действием в сравнении с необдуманной мимолетной вспышкой одной лишь деловитости. Однако очень скоро я обнаружил, что нерешительность отнюдь не всегда вызывается предусмотрительностью, а, скорее, действие не всегда необдуманно. Нерешительность первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости или, по крайней мере, на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей, а непосредственная активность второго часто обусловливается большим доверием к объекту, чем к себе. Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию следующим образом: существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний - скорее позитивным. Как известно, первый класс соответствует интровертной, а последний - экстравертной установке".
Итоги вертности в настоящий момент.
Безусловно, со времён работ Юнга появилось много вариантов трактовки вертной принадлежности психики человека. Общий объективный анализ показывает, что суть всегда остаётся одной: внимание, направление энергии, информации и действий экстраверта в большинстве случаев направлено на внешний мир. И его можно сравнить с громкоговорителем/рупором/звуковой колонкой. Своего рода он излучатель.
Большая часть мыслительных процессов, направления информационных потоков, энергии и даже действий интроверта преимущественно направлена из внешнего мира вовнутрь. Можно сказать, что интроверт – это микрофон или датчик. Он принимает сигнал с последующей его обработкой.
Амбивертность: миф или реальность?
Разумеется, никаких «чистых» экстравертов и интровертов не существует. Природа имеет аналоговую (непрерывную) суть. Поэтому, в психике каждого человека присутствует каждая функция, однако, одна из двух всегда усилена, а вторая на соответствующее пропорциональное значение ослаблена.
Что же можно сказать об амбивертах? Считается, что они имеют равновесные показатели по шкале вертности. Их всё-таки не существует. Этот термин был предложен американским психологом Эдмундом Конклином как очевидная альтернатива и противовес юнгианской дихотомии. Конклин считал амбиверсию психологической нормой.
«Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», — пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».
Конклин считал, что психоаналитическая терминология разрабатывалась в основном для описания патологий, поэтому в ней и отсутствовало понятия амбиверсии.
«В случае экстраверта вы обнаружите, что его бессознательное имеет интровертные черты, потому что все экстравертные проявлены в его сознании, а интровертные оставлены в бессознательном» (Jung in: McGuire & Hull, 1977, p. 342).
У Юнга, несмотря на первичный объём наблюдаемых людей среди пациентов психиатрической лечебницы, нигде не звучало, что дихотомия предназначена для описания отклонений.
Конклин полагал, что в отличие от других двух типов амбиверт здоров, гибок, адаптивен и эффективен.
А вот что говорил К.Юнг по этому поводу:
Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.
— «Психологические типы» К.Юнг.
Появления термина и понятия вполне очевидно – человеку всегда хотелось бы быть лучше. Всегда же лучше "быть" чем-то "целым", чем одним из двух половинок, правда?
Однако, природа человека такова, что психика всегда имеет приоритет той или иной вертности. Разница лишь в степени (пропорции) каждого полюса.
Вместо заключения.
Понимать свой приоритет вертности, безусловно, важно по многим причинам. Ведь это потенциальный залог понимания себя, окружающих, взаимодействия с миром, не говоря уже о более приземлённых вопросах, например, поиск места работы и конкретной должности или хобби.
Как вам кажется? Проголосуйте в опросе для создания моментального наглядного соотношения типов.
Желаю вам понимать себя, жить с собой в согласии, а от мира получать искреннее удовольствие!