|
Несколько слов о речевом этикетеАвтор статьи: Ирина Мухитдинова
Для чего существует речевой этикет? Да, для внешнего проявления нашего уважения к собеседнику. Конечно, здесь много штампов - уже готовых фраз. Они всем нам хорошо знакомы. А давайте проверим себя, сколько фраз вы сможете добавить к моим примерам. 1-2 - хорошо! 3-5 - великолепно! Вы - мастер речевого этикета, и мы все снимаем перед Вами шляпу! Итак, начнем с этикетных формул знакомства и представления: Разрешите с Вами познакомиться; Позвольте представиться; Будем знакомы; Я хотел(а) бы с Вами познакомиться; Моя фамилия …; Меня зовут ... В скобках заметим, что по правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться, однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Отличная идея - сразу вручить свою визитную карточку. Если Вы должны представить, например, своего коллегу, то лучше всего сказать: Разрешите Вам представить нашего самого опытного (самого молодого, самого креативного и т.п.) сотрудника … ; Я хочу представить … он (она) занимается у нас вопросами ....; Познакомьтесь, пожалуйста, с …. Он (она) специалист в … области. Если Вы у себя в гостях хотите представить друг другу незнакомых людей, обязательно дайте небольшую характеристику: мы одноклассники; вместе занимаемся йогой; он увлекается …; у неё есть прекрасный пёс (кот, попугай) и т.п. В общем, подкиньте тему, и тогда вашим гостям легче будет продолжить беседу. Если представляют вас, то не забудьте, пожалуйста, об ответной реплике: Очень приятно; Рад(а) знакомству; Много доброго (лестного) слышал о Вас; Для меня большая честь познакомиться с Вами. Добавьте к этому улыбку (хотя и необязательно, вы можете оставаться серьезным) и доброжелательный взгляд (а вот это обязательно). Конечно, мы все знаем, что мужчину нужно представлять женщине, младшего по возрасту - старшему, сотрудника - начальнику, своего коллегу - представителю другой фирмы, а также, что первыми приветствуют мужчина – женщину; младший по возрасту – старшего; младший по должности – старшего; член делегации – ее руководителя. А если вы равны по возрасту и статусу? В этом случае шутят, что первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Думаю, с формулами приветствия и прощания тоже все довольно просто: здравствуйте; доброе утро (до 11-12 ч.); добрый день (до 17-18 ч.): добрый вечер (с 18 ч.); до свидания. Но к этим формулам хорошо бы добавить так называемое “словесное поглаживание”. Например: Рад(а) Вас видеть; Как дела?; Прекрасно выглядите; Сегодня отличная погода; Как начался день?; Какие новости?; Всё в порядке?; Рад(а) встрече, знакомству; Всего доброго; Приятно было познакомиться; Надеюсь, еще обязательно увидимся; Спасибо за приятную встречу (беседу). Пожалуй, теперь можно приступать к речевым формулам 1) выражения благодарности: Я Вам очень признателен; Большое спасибо; Благодарю Вас; Вы мне здорово помогли; Вы меня очень выручили; Я Вам благодарен за ...; Примите мою искреннюю благодарность и т.д. 2) совета: Позвольте дать Вам совет; Разрешите предложить Вам…; Возможно, Вам лучше сделать …; Могу ли я дать Вам совет; Пожалуйста, разрешите дать Вам совет. Но помните, что начать свой совет лучше с фразы: “Конечно, Вы - замечательный специалист, хороший друг, прекрасный муж, но …” Не торопитесь давать советы, например, своему руководителю, это не совсем корректно, так как он выше вас по статусу. Лучше оформить свои мысли в виде делового предложения. 3) просьбы: Будьте добры; Если Вас не затруднит; Пожалуйста; Могу я Вас попросить; Не будете ли Вы так любезны; Не возражаете, если я …; Быть может, Вы согласитесь сделать … Конечно, существуют формулы и вежливого отказа: Я бы рад Вам помочь, но …; Простите, ничем не могу сейчас помочь; К сожалению, не смогу быть Вам полезен; Извините, но вынужден Вам отказать и др. Здесь важна именно первая половина фразы. Если говорить о высоких стандартах телефонного разговора, то здесь действует известное правило 7П: П1- приветствие П2- представление П3- причина звонка П4- проблема, ее обсуждение П5- подведение итогов П6- признательность, выражение благодарности П7- прощание. Конечно, здесь тоже есть свои готовые этикетные формулы: Скажите, пожалуйста, как я могу к Вам обращаться? Очень приятно. Слушаю Вас; Извините, мне придется прервать наш разговор, т.к. … Не стоит благодарности, мне приятно сделать это для Вас; Не беспокойтесь по этому поводу, всё в порядке и др. А теперь давайте сравним фразы: а) Подождите, пожалуйста, 1 минутку и б) Вы не могли бы подождать 1 минутку? Или ещё: а) Перезвоните, пожалуйста, завтра с утра и б) Вам удобно позвонить завтра в 11 часов? Уловили разницу? Выбор той или речевой формулы зависит, прежде всего, от статуса собеседника и цели говорящего. И напоследок несколько слов о темах для светских бесед. Считается, чтобы не обидеть собеседника, не допустить бестактность, лучше не затрагивать политику, религию, его доходы, неудачи или болезни, а также не критиковать меню и т.п. Думаю, разговор, например, о политике возможен в той мере, в какой он не затронет эмоций собеседников. Например, выборы в Португалии и ваше отношение к кандидатам, даже если его кто-то не разделяет, не вызовет эмоциональной вспышки. Другое дело, будет ли этот разговор интересен. Лучше всего поговорить о новостях культурной жизни (книги, фильмы, концерты, выставки), путешествиях, хобби, спорте, автомобилях, моде, кулинарных секретах или, наконец, о детях и погоде, рассказать какие-то веселые истории, забавные происшествия и т.д. ля ухода от назойливого собеседника прекрасно подойдет фраза: «Извините, мне нужно срочно найти одного человека (сделать важный звонок)». Но можно воспользоваться и другим приемом – мягко перевести разговор на интересную вам тему. Тогда назойливый собеседник может и сам уйти. В заключение еще раз позвольте напомнить самое главное: речевой этикет - это, прежде всего, проявление нашего УВАЖЕНИЯ друг к другу. Вы дочитали мою статью до конца?! Спасибо!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|