|
По мотивам "Алисы в стране чудес"Автор статьи: Умнова Мария Сергеевна
Хочу поделиться с вами, своими размышлениями о книге Льюса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
Как получилось, что я ее знаю почти наизусть? Впервые эту книгу мне прочитала мама, мне совершенно не понравилось. Издание было такое скучное: на жёлто-серой бумаге, в картонной обложке, с картинкой жуткого сиреневого цвета. Других картинок в книге не было. Иногда я брала эту книгу в руки и думала: «Кто будет читать эту скукотищу» ( «Алиса считала, что книга без картинок, или хотя бы без разговоров - книга не интересная»)
Но у меня было много пластинок, которые я слушала часами. Среди них - «Алиса в стране чудес», радиоспектакль с песнями Высоцкого. Она казалась мне непонятной, но я все равно ее слушала, когда все остальное надоедало. Фразы и песенки с этой пластинки навсегда осели в моей голове.
Уже будучи взрослой и работая с клиентами, я поняла, насколько гениально это произведение. В голове сами собой стали всплывать цитаты, которые так точно описывали, что происходит с человеком на том или ином этапе развития, в жизни и в терапии. Как с объемными картинками, на которые сначала смотришь - и ничего. А потом ты вдруг увидел! И можешь рассматривать, а объём никуда не пропадает. И я - чем больше думаю про эту книгу, тем больше вижу смыслов и контекстов.
«Алиса в стране чудес» - метафора процесса роста, развития, выхода из кризиса, метафора изменений и обретения себя, своих границ.
Падение в кроличью нору - метафора рождения, перехода из одного процесса в другой. Алиса не думая, побежала за белым кроликом. Как часто в жизни люди решаются на перемены, влезают во всякие авантюры, в погоне за чем-то или кем-то. «Алиса юркнула за ним следом, не думая, как она будет выбираться обратно». Из радиоспектакля: «Влезть-то ты влезешь, а вот как ты оттуда вылезешь?» Часто мы включаемся в процессы и отношения, очарованные своей целью, задачей и не думаем о том, что нас ждёт дальше, не просчитываем наперёд.
«Но за поворотом Кролик бесследно исчез, а сама Алиса очутилась в очень странном месте». Зал с большим количеством запертых дверей. Алиса страдала там от одиночества, скуки и не понимала, кто же она. «Вот если бы сейчас пришёл кто-нибудь и сказал: Девочка, давай поиграем! А я бы сказала: не уговаривайте, не уговаривайте, сначала скажите: кто я?». Это и про поиск себя, про то, что невозможно оказаться с кем-то или где-то, пока не знаешь, кто ты сам.
В этом зале Алиса находит свою цель, к которой идёт всю книгу - чудесный сад, и даже ключ от дверцы - способ попасть. Но попасть никак не может - она то слишком большого роста- не пролезает в дверь, то слишком маленького - не может достать ключ. Это иллюстрирует процессы взросления, все придет и получится, когда мы будем внутренне к этому готовы: работа, о которой мечтаем, отношения, которых очень хотим. Если этого нет, значит мы «ещё не того роста». К концу Алиса попадает в этот сад уже безо всяких усилий, даже как будто не делая ничего для этого.
Постоянные изменения роста Алисы. Метафора нарциссических качелей - от грандиозности до ничтожности. Алиса страдает от огромного роста и пугается, когда уменьшается. Это и описание метаний в подростковом кризисе - от всемогущества до страха. Метафора обретения способностей, ресурсов. Сначала для Алисы изменение роста происходит внезапно и неожиданно, но в какой то момент она начинает этим пользоваться («Знаю я, зачем тут пузырьки расставлены, зачем пирожки в коробочках...»), а потом и управлять: у неё появился гриб, с помощью которого она регулировала свой рост в соответствии со своими потребностями.
«Алиса знала, что если полоснуть по пальцу ножом, то рано или поздно пойдет кровь» - взаимодействие с границами, способность понимать, как устроен наш мир, причинно-следственные связи и ответственность за действия. «Ответственность - это последствия наших действий, с которыми приходится сталкиваться».
Следующий эпизод - Алиса попадает в домик Кролика. Случается это в тот момент, когда Алиса совсем потеряла себя, и Кролик, принимая ее за Мэри-Энн, кричит на неё и посылает за веером и перчатками. В домике Кролика Алиса выпивает очередную микстуру и вырастает, не успевая выйти, прямо внутри дома. Алиса попадает в ловушку. Это самая безвыходная ситуация в ее приключениях и переломная. Выбравшись из домика, Алиса вскоре находит способ контролировать свой рост и уже не сомневается в том, кто она такая. Это история про проживание беспомощности, безысходности, уязвимости. Как Алиса справляется с ней? Она защищает себя всеми доступными способами, отстаивает себя, старается устроится поудобнее и пользуется первой же возможностью выхода, используя ресурсы противника.
Эпизод, когда шея Алисы так вытянулась, что она перестала видеть свои ноги и стала фантазировать, как она будет отсылать своим ногам письма: «Ах, мои бедные ножки, как вы там поживаете?» иллюстрирует оторванность цивилизованных людей от их корней, от реальности, от физического тела. А может это иллюстрация подросткового кризиса, когда все быстро меняется и подроста кидает от ощущения своей взрослости, мудрости к ощущению беспомощности (когда голова Алисы прилипла к ее ногам)?
Какие бы испытания не выпадали Алисе, каких бы странных, опасных персонажей она не встречала, в какие бы неприятности не попадала - Алиса никогда не паникует и всегда ведёт себя активно - ищет выход, способ, с любопытством и интересом. Такой устойчивый ресурсный образ, метаморфозы не затрагивают ее внутренней сути, чего-то неизменно постоянного внутри неё.
Финал - я его просто обожаю! Алиса говорит правду «Вы просто колода карт» и встает во «весь свой рост». И это конец сказки! Сказка не выдерживает правды, реальности. Как часто в жизни мы остаемся в отношениях - рабочих или в личных, будучи не своего роста, скрюченными, как Алиса в домике Кролика «ногу в дымоход, руку в окно». Мы не «встаем во весь рост» и не говорим правды, потому что интуитивно понимаем, что отношения этого не выдержат. Что оставляет нас в отношениях? Что удерживало Алису от того, чтобы сказать правду раньше? Любопытство? Очарование сказки? Может быть надежда?
Надо сказать, что Алиса не боялась экспериментировать и смотреть, что получится, не сдерживалась своего любопытства и порывов. Она с живым интересом включается в разговоры, игры, ситуации и пытается влиять на них.
И в заключение, мой интерес к этой книге поддержала моя сестра, подарив нашей семье великолепное издание «Алисы в стране чудес» с разнообразными картинками, комментариями, которые удобно читать. Мы с дочкой читали комментарии отдельно, и много интересного узнали про Англию. Например, почему для англичан так была важна пунктуальность.
А какие эпизоды в этой книге нравится вам? Чему они вас учат? О чем предлагают задуматься? Какие цитаты ваши любимые и в каких случаях? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|