Человек — всего лишь капля воды... но капля с большим тщеславием.
А. Адлер.
Австрийский психиатр и мыслитель Альфред Адлер (1870-1937гг.) считал, что источником энергии человеческой психики является преодоление («компенсация») конкретного и общего для всех людей страдания, которое А. Адлер назвал «комплексом неполноценности». Это словосочетание сейчас известно и используется в повседневной речи чаще, чем любые другие понятия психологии.
Однако, этот перевод не совсем корректен. Точнее передают смысл понятия А. Адлера (inferioritycomplex) слова «комплекс неполноты». Сравнивая себя со взрослыми, ребенок испытывает чувство своей неполноты. Жизненный опыт ребенка полон ощущениями своей слабости и несостоятельности. Дети беспомощны во взрослом мире. Главное желание ребенка выражается в стремлении самому контролировать свои поступки и вырваться из-под власти взрослых. Борьба за достижение силы и власти над собой и окружающими - это детская форма компенсации чувства неполноценности.
Биография самого А. Адлера, несомненно, способствовала формированию его психологической концепции. Он родился третьим ребенком из шести в бедной еврейской семье. В детстве часто и много болел, а в пять лет во время тяжелой пневмонии, едва не умер. Кроме того, маленький Альфред дважды едва ли не был убит в уличных драках. Правда, мальчишке повезло: его любили и уважали в компании сверстников. Дружба давала Альфреду признание и уважение, которого так не хватало ребенку в семье. Он понял: человек может бороться со слабостью своего тела, физическая сила – не самое главное в жизни. Главное в процессе развития индивидуальности: достижения уважения окружающих людей, учитывая их интересы.
«Чувство неполноты само по себе не является ненормальным, - писал А. Адлер, - Оно – причина всех улучшений в положении человечества… Главный вопрос в том, сможет ли человек перейти от детской компенсации неполноты к конструктивным достижениям».
Однако, юный Адлер учился преодолевать свою физическую слабость. Возможно поэтому, став врачом он описал телесную неполноценность, как один из важнейших факторов формирования «комплекса неполноты», сила выраженности которого, обратно пропорциональна энергии, затраченной личностью на его компенсацию. Свою теорию Адлер изложил в опубликованной в 1907 году книге «Исследование неполноценности органов». В ней он утверждал, что компенсация недостатков строения тела выражается в самоутверждении личности через достижение превосходства над окружающими. В этой же книге он привел примеры, ставшие хрестоматийными: многие знаменитые тираны и полководцы – люди маленького роста, страдающие теми или иными врожденными телесными дефектами: Наполеон, Суворов, Гитлер, Сталин. Великий оратор античности – Демосфен с детства страдал врожденным дефектом речи и т.д.
Не сами телесные дефекты формируют знаменитый комплекс, но они создают в душе чувство неполноты, заставляющее человека восполнять мнимый недостаток внимания и значимости через достижение превосходства над окружающими людьми.
Для современного человека слова «чувство превосходства» звучат, как синонимы высокомерия, стремления к власти и агрессии. Все эти понятия были важны для Адлера. Более того, он подчеркивал важность агрессии и ницшеанской «воли к власти» в формировании личности.
Однако, для него эти понятия имели две стороны: «невротическую» и «социальную». Склонность к насилию, как и стремление к непосредственной власти над людьми, он называл «стремлением к личному превосходству» и описывал, как «невротические» или деструктивные формы компенсации комплекса неполноты.
«Стремление к личному превосходству» – и есть главный «симптом» болезни современного нам общества.
Согласно Адлеру, человеку нужна «нормальная» агрессия. Такой «агрессией» он называл все то, что мы сегодня считаем «инициативностью», «социальной активностью» или, например … «агрессивной тактикой продаж». Соответственно, «нормальная воля к власти» - это способность учитывать интересы общества, добиваясь «подлинного» или «мирного» превосходства, - обычно мы называем подобное чувство «уважением к себе».
«Подлинного превосходства человек может достичь, только стремясь к совершенствованию, - писал Адлер, - Именно оно является врожденным в том смысле, что оно – часть жизни, побуждающая сила, нечто, без чего жизнь была бы немыслима».
Смысл биологической эволюции (Адлер разделял взгляды Дарвина), заключается в процессе постоянной адаптации видов окружающей среде. Все виды либо развиваются в направлении наиболее эффективной адаптации, либо исчезают. Личность, стремясь к достижению превосходства, точно так же вынуждена искать гармоничных отношений с окружающим ее миром человеческих отношений… или исчезнуть. Вне общества просто некого превосходить.
Адлер утверждал, что психическое здоровье должно основываться на здоровых социальных отношениях. Стремление к совершенствованию можно реализовать только через «социальные интересы» личности: чувство общности, умение сотрудничать и заботу об окружающих. Согласно «Индивидуальной психологии», психическая жизнь есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству, искреннему общению и альтруизму.
«Высший закон жизни, - писал Адлер, - …в том, что чувство ценности человеческой личности не должно уменьшаться… Личность не может существовать без признания ее значимости окружающими».
Взгляды Адлера положили начало современной социальной психологии. В строгом смысле этого слова его «Индивидуальная психология» не имеет отношения к психоанализу, хотя Адлер примкнул к кружку Фрейда в 1902 году и стал президентом «Венского психоаналитического общества» в 1910. Его взгляды, развивались скорее в открытой борьбе С Фрейдом и Юнгом. Адлер почти не использовал термин «бессознательное» и считал, что психология должна заниматься конкретным, доступным для наблюдения поведением и его последствиями. Его взгляды близки бихевиоризму (разговор о котором у нас впереди), где поведение человека объясняется в терминах физической и социальной среды.
Правда, Адлер, благодаря Фрейду, понимал, что большая часть мотивов поведения, самой личностью не осознается, но может и должна быть осознанна. Именно осознание клиентом мотивов или целей поведения можно считать главной задачей терапии по Адлеру.
Взгляды Адлера лежат в основе многих, привычных сегодня ,форм психотерапии. Он первым, в 1920 году начал практику «семейной терапии». Прямые последователи Адлера разработали основные подходы «групповой терапии» и «краткосрочной терапии», начали разработку основных принципов применения психологии в образовании. Адлер разработал принципы и по сей день использующиеся в реабилитации детей с отклонениями в развитии…
Принципы реабилитации детей по Адлеру позволяют нам ответить на вопрос: Если стремление к самосовершенствованию через адаптацию – и есть нормальное стремление человека, то как же возникает в душе человека стремление к личному превосходству?
Оно возникает из-за препятствий для роста и развития человека, сформированных в детстве. Адлер выделял три негативных обстоятельства, препятствующих нормальному развитию взрослой личности: «органическую неполноценность», «избалованность и заброшенность».
Дети, болевшие в детстве серьезными заболеваниями, часто таят в себе обиду на несправедливость жизни и замыкаются в себе. Из-за неспособности успешно конкурировать с другими детьми, они избегают общения. Однако, если родители не потакают таким детям, а заставляют их преодолевать страдания и добиваться успеха, то такие дети могут развить свои способности куда выше среднего уровня.
«Избалованные» дети теряют уверенность в своих способностях, потому что родители постоянно делали за них то, что они прекрасно могли сделать сами. Вырастая, такие дети требуют от окружающих, что они, в свою очередь, делал все за них.
«Заброшенные» или нежеланные дети не ведают, что такое любовь. У них в душе нет образца сотрудничества и адаптации друг к другу. Они не видели ничего похожего в своем доме. Поэтому им очень трудно развить в себе эти качества. Они не понимают, что значит приносить пользу другим людям. Поэтому они часто вырастают холодными и жестокими людьми.
Однако, в отличие от З. Фрейда, А. Адлер не считал, модель детского воспитания, как и вообще прошлое человеческой личности «роковыми обстоятельствами». Для индивидуальной психологии гораздо важнее будущее – цель, которую человек выбирает. Важнее то, к чему мы хотим прийти, а не то, какими мы были раньше.
На «Индивидуальную психологию» оказали сильное влияние труды Ханса Вайхингера — философа, предложившего понятие «фикций» (fictions), - социальных вымыслов, не имеющих основания в реальности. Стремление покупать «престижные» товары – один из вариантов «фикций», способных превращаться в цель человеческой деятельности. Вайхингер полагал, что люди, оказываясь лицом к лицу с неразберихой столкновения потока информации и собственных эмоций, создают вымышленные системы ценностей для систематизации своего опыта. Чем такая воображаемая система проще, тем с большей легкостью человек принимает ее за истину. Идеал общественного «престижа» советских времен: наличие квартиры, дачи и автомобиля, - может послужить примером простейшей системы ценностей… Принятие подобного идеала, как смысла жизни… радикально изменило систему социальных отношений. Подобные воображаемые «истины» - один из самых важных факторов, влияющих на поведение личности. Вайхингер считал, что на людей больше воздействуют их ожидания, чем реальный опыт. Он называл этот подход «фикционализмом», или философией «если бы»: «если бы у меня была квартира, дача и машина, то я мог бы считать себя счастливым человеком».
В книге «Невротическая конституция» (1912) Адлер предположил, что все человеческое поведение, мышление и чувства следуют стереотипам «как если бы». В детстве мы пытаемся приспособиться к окружающему миру и преодолеть чувство собственной слабости, пытаясь вести себя «как взрослые». Вопрос, «Каким бы я был, если бы я был взрослым?», - создает образ «идеальной адаптации» или «идеального превосходства». Сначала мы создаем для себя «идеализированный вымысел» собственного будущего, а затем боремся за его воплощения в реальность, «как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности», - утверждал Адлер.
Разумеется, мы забываем образ детского идеала – «вытесняем» его в бессознательное. Именно поэтому большая часть мотивов нашего поведения остается не осознанной – «иррациональной». Мы не можем объяснить, почему выбрали то или иное образование, того или иного партнера, какую цель преследует выбор нами сферы деятельности или хобби.
Для того, чтобы достичь «подлинного превосходства» или «совершенства» мы должны осознать свои фикции («как если бы») и научиться ставить перед собой рациональные цели.
Чтобы ответить на возможный вопрос читателя: «как же это сделать?» мне, в заключении, хочется вспомнить и о том, что Адлер первым в практической психологии предложил использовать анкеты, как метод терапии. Вот один из вариантов его упражнений:
Сядьте, возьмите 4 листа бумаги и карандаш. Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?» Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит в голову, каким бы общим или тривиальным это ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.
Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?» Так же потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.
Напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев, начиная с сегодняшнего дня, то чем бы я занимался?» Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.
На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка. Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний? Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной? Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках? Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?
Конечно, это упражнение не раскроет полностью неосознаваемые вами жизненные цели, о которых говорил Адлер, но может помочь вам понять взаимоотношения между вашими целями и повседневной деятельностью. Стоит повторять это упражнение один раз в полгода, чтобы заметить, как меняются ваши цели по мере их осознания. (Адаптировано по Lakein, 1974).