|
Она долго плакала, а потом стала злаяАвтор статьи: Маковская Бэлла Ринатовна
Она долго плакала, а потом стала злая В России не только зима приходит внезапно. В этом году, по мнению многих внезапно пришла весна. И складывается впечатления, что надежно исполняется лишь один закон «Мерфи», который можно кратко обозначить так: «Если что то плохое может произойти, то оно непременно случится». Пожалуй, каждый из нас встречал на своем жизненном пути людей, которые живут с таким глобальным чувством обиды на всё и на всех, что с трудом проживают каждый свой новый день. Не исключено, что кто-то из тех, кто читает сейчас эту заметку, сам в настоящий момент погружен в подобные ощущения. Как помочь этим людям? Этот вопрос был включен в программу обсуждений международной конференции психиатров, которая проводилась Американской психиатрической Ассоциацией в Сан-Франциско (Калифорния, США) в мае 2009 года. Доклад делал немецкий психиатр Майкл Линден, автор термина «посттравматическая ожесточенность». За прошедшие десять лет этот термин так и не прижился. Хотя все уже прекрасно знают, что картина симптомов возникающих после перенесенной психологической травмы, уже не влезает в короткий термин ПСТР. Особенно, если травмой становится вся жизнь. Слишком часто мы становимся свидетелями, что насилие является последней стадией этого болезненного и разрушительного процесса. Эта нисходящая спираль обиды, озлобления и ненависти не является необратимой и может быть предотвращена. « - Я боюсь, - повторил мальчик и задрожал. - Не бойся, не бойся, маленький, - сказала Маргарита, стараясь смягчить свой осипший на ветру, преступный голос, - это мальчишки стекла били. … - А меня нету, - сказала Маргарита, - я тебе снюсь. - Я так и думал, - сказал мальчик. - Ты ложись, - приказала Маргарита, - подложи руку под щеку, а я тебе буду сниться. Этого мальчика утешили. И его реальный-нереальный кошмар закончился. А если бы он так и остался один? Человек, существо с самым сложным и развитым мозгом, из обитающих на земле. Но при этом он самое зависимое при рождение существо. Вот такую грустную «Рождественскую песнь в прозе» нам рассказывает Чарльз Диккенс. «Его мать умерла при его рождении, отец, обвиняя его в смерти матери, тайно ненавидел его. И при первой же возможности, отправил его учиться как можно дальше. И больше не вспоминал о нем.» Незаметно он превращается в богатого, успешного, но одинокого, озлобленного старика, которому, когда за окном праздник, а ему до него нет никакого дела, снится удивительный сон.. Лучшая защита - это нападение первым и главный герой Диккенса живет по этому закону. Скрудж, центральный персонаж сказки Диккенса, под своим цивилизованным, успешным фасадом, настолько же злой, раздражительный, вспыльчивый и оскорбительный, насколько это вообще возможно. Он всех не любит, а взамен не любят его. Он выбирает уединенную деятельность, хорошо зарабатывает, но у него нет удовольствий на которые он мог бы потратить свои деньги. К сожалению, выдуманный персонаж не является мифологической редкостью. И вполне распространен сегодня, возможно даже более чем в Англии Диккенса XIX века. Он состоит из смеси патологического нарциссизма, посттравматического озлобления и жадности. Скрудж презирает бедных и считает их бесполезными и расходуемыми членами общества. И вот этому материалисту является призрак. И не какой то бывший обитатель этого дома, живший в незапамятные времена, а его почивший партнер по бизнесу. Нет, он его не убивал, но сообщения оставленные призраком не менее устрашающие. Он предупреждает, что Скруджа ждут такие же муки, которые, он причинял другим людям. Помимо тяжкой цепи из ключей, висячих замков, копилок, документов, гроссбухов и тяжелых кошельков. Скрудж должен теперь будет влачить невыносимые моральные страдания. Теперь он обязан видеть людские радости, которые не может разделить, а при жизни не хотел. Его будут терзать людские горести, которым он уже не может помочь, потому что при жизни чужие страдания его не волновали. Став призраком и познав все эти страдания, он упросил высшие силы дать Скруджу шанс искупить все содеянное им зло, чтобы он не повторил его участи. Но не успел Скрудж восстановить свой пошатнувшийся атеизм, как ему, один за другим являются еще три духа. Первый — «память прошлых лет» — показывает ему его детство и юность, когда он еще ждал от жизни хоть чего то хорошего, но обида на жизнь, что была с ним не справедлива, оказалась сильнее и он начал мстить ей. Он видит себя, разрывающего отношения с девушкой, которая его любила, что бы заняться более важными вещами и не от кого не зависеть. Второй дух, являющийся Скруджу, — это дух «нынешнего рождества». Он показывает ему семью юноши, которого он нещадно эксплуатировал. Его большая семья пытаясь выжить на те крохи, что платил им Скрудж, умудряется не озлобляться, как он, радуются наступающему празднику. И, возможно впервые в сердце Скруджа, просыпается новое чувство. Вначале это зависть к чужому счастью. Но уже без желания его разрушить. «Дух, — сказал Скрудж, охваченный сочувствием, которого никогда прежде не испытывал. — Скажи мне, Малютка Тим будет жить? — Я вижу пустую скамеечку возле этого нищего очага, — отвечал дух. — И костыль, оставшийся без хозяина, но хранимый с любовью. Если будущее не внесет в это изменений, ребенок умрет. — Нет, нет! — вскричал Скрудж. — О нет! Добрый дух, скажи, что судьба пощадит его! — Если будущее не внесет в это изменений, — повторил дух, — дитя не доживет до следующих Святок. Но что за беда? Если ему суждено умереть, пускай себе умирает, и тем сократит излишек населения! Услыхав, как дух повторяет его собственные слова, Скрудж повесил голову, терзаемый раскаянием и печалью». Третий дух — «посланник будущих праздников», уже тех, что Скрудж точно не сможет никому испортить: он лежит на смертном ложе и рядом никого, нет ни одного человека, который бы помянул его добрым словом. Все что он слышит лишь чьи то сплетни о том, что «сдох старый скряга». Воры обокрали его дом и сдали все его вещи в ломбард. Этого он вынести уже не мог и просыпается. Это был всего лишь сон, иллюзия. Однако именно сновидения, Фрейд назвал «царской дорогой к бессознательному». Именно яркие душераздирающие кошмары - указывают ему путь. Это очень похоже на то, что происходит во время курса психотерапии. Скрудж, материалист, сначала отвергает свои сны как просто бессмысленный продукт игр ночного ума. Но позже он становится убежденным в реальности этих снов и их глубоком психологическое значении. В одну изменяющую жизнь ночь старый Скрудж умирает и возрождается в Рождество. Он трансформируется. Читая Диккенса, хочется верить, что каждый может переродиться из озлобленного, скупого, жестокого материалистического мизантропа в любящего, щедрого и главное гораздо более счастливого человека. И все это не в результате вмешательства неких мистических существ, а лишь благодаря целительным силам бессознательного. Хочу пожелать всем «Целительного Рождества» в любое время года и лучше поздно, чем никогда! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|