|
Право на нелюбовь или «Про геркулесовую кашу»Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Всем изнасилованным любовью посвящается... Живое нуждается в любви. Для растения любовь – солнечный свет, для высших форм жизни, таких как, например птицы или млекопитающие – забота о потомстве, защита семьи (прайда, стаи и т. п.). Но для человека все гораздо сложнее. И если в детстве человек в целом по своим нуждам близок к собратьям-млекопитающим, то с возрастом его потребность в любви может выражаться в желании быть не просто принадлежным к тому или иному сообществу, но и в желании быть признанным, в желании занимать особое место «в стае» единомышленников или в семье. Где оно – начало любви? - Там же, где начало человека. И с любовью и с нелюбовью человек сталкивается уже в утробе матери. Люди ищут любовь и часто задаются вопросом, а где должна быть любовь? – Внутри, в моем сердце? Или же снаружи? Правда, как всегда посередине. Ведь любовь нужна человеку и как внутреннее состояние и как принятие другим, т. е. из вне. Но есть и другая сторона любви. Первый значимый человек в нашей жизни – мать и именно она становится источником любви, но и не любви тоже. Как тут не вспомнить про хорошую и плохую грудь (см. у М. Кляйн). Хорошая грудь – символ любви и удовлетворения, а плохая – та самая другая (теневая) сторона любви. Младенец неизбежно сталкивается и с той и с другой и это опыт, который он проносит через жизнь, ведь не вечно на небе солнце, на нем и тучки случаются. Этот опыт должен завершится интеграцией в результате которой ребенок станет воспринимать мать целостно, а потом и других людей и саму жизнь. Т. о., первый опыт любви, как и нелюбви человек получает в младенчестве от матери. «Плохая грудь» - та, что отвергается младенцем, но мамочке свойственно настаивать, ведь она тревожится о том, что ребенок останется голодным. Казалось бы, что в этом плохого?.. А дальше с мамой в унисон бабушка записывает внука или внучку в «общество чистых тарелок», в детском саду воспитатели чуть ли не силой запихивают в рот кашу, «чтобы быть сильным», как эта каша, носящая одноименное название с героем римских мифов или мучают молоком с пенками…
А потом мама злится, что ты дружишь «не с той девочкой», а папа ревнует к «плохому парню» и вообще «тебя твои друзья непременно научат плохому!». Жизнь все равно научит… И в том числе тому, что однажды ты поймаешь себя на том, что не хочешь слушать мамины нотации по телефону, не хочешь читать книги, которые рекомендует отец, не хочешь дружит с Федей, а хочешь с Васей и замуж тебе лучше идти, как бы не настаивала бабушка, не за скрипача Павлика из соседнего подъезда, а за хулигана Петьку! Однажды ты проснешься и поймешь, что от овсянки тебя уже воротит, и ты хочешь от нее сбежать. НО от нее не так просто сбежать, ведь она словно в сказке, повинуясь волшебной фразе «горшочек вари!» лезет изо всех щелей, заполняя собой все пространство, вплоть до соседних улиц. Почему же так случается, легко понять, если вспомнить эмоции, которыми сопровождается попытка сепарации и самостоятельного выбора. А также их (этих эмоций) происхождение. С детства ты только и слышал, что если не съешь эту злосчастную кашу, то: - не будешь здоровым! - не будешь сильным! - не пойдешь гулять! - тебе не купят велосипед И еще, что раз кашу не ешь, ты «не любишь маму» или папу, а скорее всего весь свой род, ведь поедание каши происходит «положечно», и каждая ложка «за маму», «за папу», «за бабушку», «за дедушку» и так до седьмого колена! И хорошо, если среди этих нескончаемых ложек случится ложка за тебя самого! Так человека с детства приучают к любви! А точнее к тому, что при всей большой любви к родственникам, он начинает их тихо ненавидеть. В психике происходит расщепление на плохое и хорошее Я. «Я-хороший» – люблю маму, «я – плохой» - ненавижуууу, потому, что НЕНАВИЖУ ЭТУ КАШУ! Ребенку сложно отделить объект от субъекта вместе со своими чувствами и для него каша становится символом плохой мамы, ведь кашу ненавидеть можно, а маму – нельзя (небезопасно для жизни, т. к. жизнь ребенка зависит от матери)! Избирательность – нормальное свойство взрослого и у него, к счастью есть выбор, но дается он не простой ценой. Цена выбора даже не одна – стыд и вина, а дальше из них вытекают сомнения, самоедство, самобичевание и куча всяких самоистязаний. …Как тогда, когда значимые взрослые кормили тебя кашей. Не любить стыдно! – транслировали тебе, подменяя любовь кашей (см. насилием). Не съел – не любишь – виноват! Схема проста как дважды два. Но если дважды два – четыре, то в реальной жизни у такого воспитания последствия куда более длительные, чем четыре дня, месяца или года… Когда ты вырастешь, ты поймешь, что у тебя есть право не только на любовь, но и на нелюбовь, хотя, возможно, твои уже старенькие родители, будут внушать, что плохо, что ты не заговорил с Наташей, ведь она такая хорошая девочка и дочка тети Зины, которая "так нам помогла!" … Взросление отменяет вину и приводит к ответственности за себя и свою жизнь и хоть это не делает жизнь легче, ведь она не всегда нас балует подарками, но дает понимание, что ответ на вопрос «хорошо или плохо?» у нас внутри, и дает возможность отказать маме в ответ на ее попытку засунуть в тебя «еще ложечку»… Не многовато ли «ответа» получилось в предложении?)) - Границы ОТВЕТственности мы определяем сами. p. s. У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ПРАВО, КАК ЛЮБИТЬ, ТАК И ЧТО-ТО / КОГО-ТО НЕ ЛЮБИТЬ! Не любишь овсянку – не мучайся, а выбирай – выбирай то, что любишь! ... ты давно не маленький и можешь сам выбирать и любовь и нелюбовь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|