Непосредственная образовательная деятельность с детьми по развитию речи на тему «День Победы».
(Сказание) (старшая группа)
Выполнила: воспитатель высшей категории МБДОУ № 36 г. Таганрога Тесленко Е. Н.
Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.
Задачи:
- Воспитывать у детей эмоциональное восприятие информации, учить передавать свои впечатления;
- Обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов;
- Расширять знания детей о патриотических праздниках;
- Воспитывать уважение к своим родным-участникам ВОВ, воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину;
- Познакомить с художественными произведениями о войне (стихами, музыкальными произведениями)
- Приобщить родителей к сохранению и развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий.
Оборудование:
- Репродукции картин о войне: «Оборона Севастополя» А. Дейнека, «Снайперы» А. И. Интезаров, «На подступах к Москве» И. В. Евстигнеев, «Летом 1941 года» Ю. Кугач, «Во имя жизни» Н. Я. Бут, «Победа» Кривоногов;
- Магнитофон, записи песен военных лет;
- Физическая карта мира.
- Письмо-солдатский треугольник.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, стихотворений о войне;
- Слушание и разучивание песен военной тематики.
- Попросить родителей рассказать детям о тех родственниках, которые воевали, принести их фотографии и ордена на занятие.
- Изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, ветеранам.
Музыкальный материал: песня «День Победы»; песня «Священная война»; песня «Поклонимся великим тем годам».
Методы и приемы:
Наглядный (опосредованный), словесный (обобщающая беседа), объяснение, вопрос, наглядные приемы.
Ход занятия.
Воспитатель: — Ребята, кто из вас знает, какой праздник наша страна отмечает 9 мая и почему каждый год вечером в этот день над улицами городов рассыпаются звезды салюта?
Ответы детей.
Воспитатель: — Правильно, потому что 9 Мая —День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В этот день и дается салют в честь воинов и всех людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Но путь к победе был трудным и долгим.
Это было тогда, когда наша страна Россия называлась СССР, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, здоровыми, полными сил.
Они были счастливы, мечтали о будущем, думали, что все в их жизни будет хорошо. Но их мечтам не пришлось осуществиться. В мире появилась тёмная сила – фашизм, которая ненавидела людей других национальностей. Фашисты захотели людей всех стран сделать своими рабами и слугами.
Заскрежетали гусеницы танков, засвистели пули. Шаг за шагом фашисты захватывали одну страну за другой, разрушали города, взрывали памятники, грабили музеи, убивали людей. Всё ближе и ближе подходили к границе нашей Родины.
Воспитатель: -Ребята, кто покажет западную границу нашей страны?
Ребенок указкой показывает на физической карте границу нашей страны
Воспитатель: -Когда же началась Великая Отечественная война?
Дети: -22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны.
Воспитатель: -Правильно. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. (фото Гитлера) Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой.
Воспитатель: — Наш народ готовился к войне, к нападению фашистов?
Дети: -Нет, нападение Германии на нашу страну было неожиданным. В те дни десятиклассники оканчивали школу. Они строили планы на будущее. Но война жестоко разрушила эти планы. Мужчины отправлялись на фронт. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Вся огромная страна поднялась на борьбу с врагом!
(Звучит негромко запись песни «Вставай страна огромная»)
Воспитатель: -Дети, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?
Ответы детей.
Воспитатель: -Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. Почему война называется Отечественной? Дети: — Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
Воспитатель: — Ребята, а знаете, почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? Да потому, что такие победы у немецкой армии уже получались. Почти не встретив сопротивления, она захватила многие страны: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, Францию и Бельгию. (Воспитатель показывает страны па карте.)
А вот с нашей страной у гитлеровских генералов так не вышло, фашисты просчитались. Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем.
Воспитатель: -Кто поднялся на борьбу с врагом?
Дети: -На борьбу с врагом поднялся весь народ, от мала до велика... В тылу трудились женщины и дети: выпускали снаряды, шили одежду, лечили раненных. “Все для фронта” — звучал лозунг военных лет. На морях, реках, на суше и в небе, в лесах и болотах шли ожесточенные бои.
(Воспитатель показывает солдатское письмо). Во многих семьях сохранились солдатские треугольники — письма. Во время войны конверты и марки были не нужны, т.к. их было не достать в условиях боя. Солдаты писали письма, складывали их треугольником, а сверху писали адрес. Письма присылали с фронта отцы и братья. Они писали, что вернутся домой с победой.
(Репродукция картины «Снайперы» А. И. Интезаров). Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки.
Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях. Те, кто оставался в тылу, работали на заводах, фабриках, делали оружие: танки, автоматы, самолеты, минометы и пушки. Военные эшелоны везли на фронт вооружение, медикаменты и одежду, пищу для бойцов.
Воспитатель: -Чем же закончилась Великая Отечественная война?
Дети: -Враг был сломлен! Воины освободили от фашистских захватчиков не только нашу Отчизну, но и многие страны Европы. Они дошли до Берлина и водрузили на Рейхстаге красный флаг! Люди не теряли веры в победу, даже в самые тяжелые времена. “Враг будет разбит, победа будет за нами” — эти слова звучали повсюду. И вот наступил день, когда по радио объявили об окончании войны. Страна ликовала! На улицах пели, танцевали, незнакомые люди обнимали друг друга, многие плакали от радости. (Репродукция картины «Победа» Кривоногов).
Воспитатель: -Да, ребята, победа далась стране дорогой ценой — погибли миллионы солдат. Имен многих из них мы не знаем. Но мы чтим память тех, кто отстоял нашу Отчизну от фашистских захватчиков. Во многих городах горит Вечный огонь, мы возлагаем к нему цветы.
9 Мая, в День Победы нашего народа в великой Отечественной войне, на улицы и площади городов вышли тысячи людей. У всех на глазах блестели слезы радости и печали одновременно. Люди радовались Великой Победе и печалились о потере близких и дорогих людей. (звучит запись «День Победы»).
В честь Великой Победы вечернее небо расцвечивается яркими огоньками, это праздничный салют. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, ветеранам мы обязаны тем, что живём сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава!
Давайте все встанем, и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле.
В память о всех героях, погибших на полях Великой Отечественной войны объявляется минута молчания (звучит метроном).
(Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам»).
Литература:
- Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н.В. –М., 2008.
- Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., — 2006.
- Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., 2008.
- Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2006.
- Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. — М., 2005.
- Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., — М., 2005.
- Интернет- ресурсы. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивоина. История России: М., 2000 — 544 с. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков. История России ХХ начала ХХI века: М.: Просвещение, 2003. — 400 с.
|