|
Александр Сосланд. А. И. Сосланд. - Идеология и харизма (Харизматические стратегии)Идеология и идеобаллияКогда заходит речь об идеологии вообще и в частности, то мы сталкиваемся с одним и тем же противоречием: речь идет о дискурсе, отражающем определенные интересы, в то время как путь к реализации этих интересов намечен недостаточно. Ясно, что без такого компонента, как экспансия, идеология теряет свой смысл. Она, собственно, создана для того, чтобы распространяться. Мы предлагаем концепт, который объединил бы и производство идеологии, и ее распространение в единый процесс. Идеобаллия (idea др. греч. общее свойство, идея, начало, основание, принцип, ballo — др. греч. бросать, кидать, метать) — деятельность, объединяющая в себе производство идеи и ее распространение в коммуникативном пространстве. Идеобаллия как род деятельности обеспечена соответствующей потребностью. Эта потребность фундирована тем, что всякий стремится легитимировать свои склонности, преференции, действия. Идеобаллическая потребность (далее ИП) определяется именно единством производства идеи и ее распространения, начиная от «мелкомасштабных» индивидуальных принципов вплоть до крупномасштабных идеологий вкупе с желанием распространять эту идеологию. Ясно, что эти два процесса связаны друг с другом неразрывно. Легитимация любой идеи ставит ее в положение некоего правила, которое годится как минимум более чем только для одного автора идеи (или ее транслятора). Мы расширяем идеобаллию за пределы традиционного социологически ориентированного понятия идеологии (см. вышеприведенные определения) связывая ее отчасти и с психологическим дискурсом. ИП реализуется в стремлении личности включить Другого в пространство собственной идеологии, а лучше всего — других. Причем количество этих Других в идеале стремится к большим числам (по принципу, чем больше, тем лучше). Сразу ясно, что ИП состоит из трех основных моментов: производство идеологии, распространение ее в пространстве, рекрутирование максимального количества последователей этой идеологии. Мы уверены, что ведем речь о весьма распространенном феномене, существующем в социальном пространстве повсеместно. Конечно, всякий идеобаллический дискурс — дискурс власти. Пространственная структура идеобаллического движения носит своего рода центробежный характер. Двигаясь от некоего экзистенциального центра к периферии, идеобаллия стремится к расширению своих границ. При этом существование границ необходимо, ибо ими отделяется пространство одной идеологии от другой, враждебной, или же конкурентной.
Уровни функционирования. Другой уровень — микросоциальный. Идеология может ограничиваться пространством малой группы — семьи или уличной банды. Здесь важно то, что пространство функционирования идеологии заранее ограничено и не допускает возможности расширения. И, наконец, макросоциальный уровень. Идеологии, функционирующие на этом уровне, широко известны и собственно являются предметом изучения «идеологологии», науки по исследованию идеологии, которая реально существует со времен Дестюта де Траси. Идеобаллия легитимирована некими вызовами. Идеология не существует ради себя самой. Можно предположить, что ИП ищет вызовы, для того, чтобы поддержать собственное существование. Идеобаллия ищет под свою теорию практику, ее сохраняющую и расширяющую.
Идеобаллическое сообщество Издавна существуют идеобаллические «профессии» — философ, священник, миссионер, политик. Распространены также и маргинальные варианты существования идеобаллических персонажей — сектант, революционер, т.н. «неформальный» лидер. Одно из главных направлений удовлетворения идеобаллической потребности — формирование идеобаллического сообщества (далее — ИС). Этот вид сообщества существует в различных редакциях, но имеет свои инвариантные свойства. Итак, для ИС типично следующее: 1. Единая идеология. 2. Почти всегда ИС формируется вокруг некоей харизматической личности 3. В продвинутых ИС зачастую принимается определенный этический кодекс. Свод предписаний и запретов формируется для поддержания самого сообщества. 4. Почти всегда ИС демонстрирует тенденцию к экспансии. 5. Очень часто в ИС используются разного рода практики измененного состояния сознания. 6. Может иметь место всякого рода идентификационная символика (гербы и знамена, гимны и ритуалы). Перечислим теперь наиболее распространенные ИС: 1. Мировые конфессии, включающие в себя клир и конфессиональную паству. 2. Культовые (в том числе и так называемые тоталитарные) секты. 3. Эстетические объединения, провозглашающее свое появление манифестом. Это может быть литературное направление — символисты, имажинисты, обэриуты. Музыкальное объединение — «Могучая кучка», парижская «шестерка». Художественная группа — передвижники. МХАТ в пору своего создания. Кинематографические объединения вроде группы «Cahiers du cinema» на рубеже 50-х — 60-х, скандинавской «Догмы». 4. Политические партии (в зародыше — революционные ячейки). 5. Психотерапевтические школы (см. А. И. Сосланд, 1999). 6. Так называемые неформальные молодежные объединения — хиппи, панки. 7. Философские школы: Платоновская Академия, Львовско-варшавская школа, Московский методологический кружок. 8. Филантропические организации (вроде Армии спасения). Масонские ложи. 9. Социалистическая (или какая угодно другая) коммуна. 10. Педагогические течения (скажем, Вальдорфская школа). 11. Возможны всякого рода «синтетические» ИС. Здесь все сочетается со всем, то есть возможны самые разные сочетания вышеперечисленного. Харизма и идеология.Как уже было сказано, во главе любого идеобаллического сообщества стоит харизматический лидер. С другой стороны, нет такого сообщества созданного для продвижения идеологии, во главе которого не стоит подобной личности. Идеология и харизматическое влияние не существуют одно без другого. Существует большое заблуждение в том, что касается трактовки феномена харизмы. Обычно полагают, что речь идет о каком-то особом демоническом обаянии, безотказном влиянии на других людей. На самом деле — харизматическое влияние это в первую очередь способ продвинуть в массы свою собственную идеологию.
Харизма Классическое определение этого феномена, данное выдающимся немецким социологом, М. Вебером, гласит: «харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». Среди известных истории харизматических персонажей есть основатели мировых религий — Будда, Моисей и Христос. К ним относятся создатели направлений внутри мировых религий — Лютер и Кальвин, например. С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон. В ХХ веке среди таких деятелей — Гитлер и Муссолини, Ленин и Троцкий, но также Ганди и Мартин Лютер Кинг. Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее морально-этическому содержанию: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.
Харизматические стратегии
Отличаться от других Пережить озарение
Удивить сторонников
Придумать ритуал
Быть успешным.
Быть радикальным.
Победить врагов
Пробудить особые эмоции. Если суммировать все основные харизматические свойства, то главными факторами оказываются следующие: выделение лидера из толпы, подчеркивание его исключительности, сплочение последователей, и, наконец, обеспечение преданности масс вождю. При всей исключительности вождя и его отличии от массы, у них должно быть нечто общее, что их объединяет: это может быть общий враг, общая цель. Харизма — врожденное или приобретенное? Является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или же приобретенным — вопрос этот абсолютно неразрешим. В любом случае, ориентируясь на параметры, определяющие харизму, мы видим нашу задачу в том, чтобы участники тренинга сумели распознать в себе, проявить, выработать, развить свои харизматические способности. Не существует абсолютно харизматических или абсолютно нехаризматических личностей. Есть те, кто достаточно осознал и проработал в себе все это и те, кто сделал это недостаточно. Итак, харизматическое вдияние немыслимо без идеологической подпитки, более того, существует благодаря именно ей. Речь идет не просто об особом обаянии, или об умении манипулировать другими людьми, но в значительной степени — о преданности определенному кругу идей. Харизматическое влияние не является феноменом внутри отдельно взятой личности, это интерактивный феномен. Литература:
Cосланд Александр Иосифович, 1957 г.р., кандидат психологических наук, член Европейской Ассоциации Психотерапии, доцент кафедры мировой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета. Практический опыт консультирования — 20 лет. Чтение спецкурсов, ведение семинаров и тренингов: Психологический ф-т МГУ, Академия практической психологии при психологическом ф-те МГУ, Институт психологии и педагогики, Психологический ф-т Еврейского университета, Психологический ф-т ун-та им. П. Дашковой, Московский гештальт-институт, Восточно-Европейский гештальт-институт, Центр практической психологии «Катарсис», компания «Бизнеслэнд», международная программа «Лидеры в области окружающей среды и развития». Участник ряда международных конгрессов и конференций. Ряд статей и переводов опубликован в научной печати, в т.ч. за рубежом. А.И. Сосланд является автором книги ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА, или КАК СОЗДАТЬ СВОЮ ШКОЛУ В ПСИХОТЕРАПИИ. М.: Логос, 1999 Авторские проекты: Харизматический тренинг: новая форма психологических услуг в политике и бизнесе © 2003 А. И. Сосланд Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|