Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 48 Андрей Окара. Российская кинопропаганда о российских титанах и украинских недочеловеках



Андрей Окара. Российская кинопропаганда о российских титанах и украинских недочеловеках

Кажется, началось!

Новый телесериал «Автономка» (НТВ, руководитель проекта — Петр Штейн) не претендует ни на какую-нибудь художественную новизну, ни на открытия в области сюжетосложения, режиссуры, операторского искусства или технологий продвижения. Просто добротное «мыльное» кино на 100 серий, снятое в качественных и довольно дорогих декорациях (в Москве на заводе «ЗИЛ» даже выстроили точный макет подводной лодки), имеющее также и четкую идеологическую нагрузку — к 100-летию российского подводного флота. По жанру: мелодрама, производственный роман, детектив, героическая сага одновременно.

Но есть там нечто такое, что стоит рассматривать как несомненную новацию в российской масскультуре. Едва ли не впервые в этом «народном романе» (авторское определение жанра) четко, последовательно и целенаправленно украинцы изображены не просто как смешные и забавные салоеды иди «шокающие» идиоты-недочеловеки, но как враги.

Вообще-то, образы украинцев в русской литературе и советском кино бывают разные, но, как правило, это буффонадные или характерные персонажи — чаще со знаком «плюс» (как, скажем, в «Место встречи изменить нельзя»), но теперь нередко и со знаком «минус». Сложно припомнить хоть один героический образ украинца (Гоголь не в счет). У Чехова в гениальном рассказе «Человек в футляре» украинцы-учителя (брат и сестра) наделены сверхчеловеческими чертами, но это исключение.

Еще персонаж-украинец в русской литературе бывает лиричным (например, в романе Горького «Мать» или в романе Василия Белова «Всё впереди»), хотя «гекающих» куркулей намного больше. Супервысокие гонорары Верки Сердючки в России и сотни анекдотов «про хохла» свидетельствуют о популярности и востребованности этой маски.

А позитивный образ украинской девушки Надежды Табачук в сериале о Пушкаревой «Не родись красивой» (как бы антитеза придурочным героиням-хохлушкам из сериала про няню Вику) — это, на самом деле, не установка массового сознания и не выявление дружеских чувств к Украине, а концептуальная идея одного из сценаристов — киевлянина Анатолия Карлюги.

Чем дальше от времен СССР и советской политкорректности в изображении нерусских персонажей, тем мрачнее. Но даже чикагская украинская мафия из «Брата-2» не лишена обаяния и один из «бандер», которого главный герой пристреливает в туалете с объявлением мотивации («за Севастополь!»), вызывает скорее сочувствие.

В сериале «Автономка» всё иначе.

На российскую подводную лодку странным образом попадает украинская летчица-разведчица Галина. После этого лодка почему-то идет на дно, на ней пропадает электричество — моряки обрекаются на длительную и мучительную смерть. «Миледи» Галина пытается соблазнить всех подряд офицеров на подлодке, включая командира (за 8 серий было 5 неудачных попыток, две из которых — с полным раздеванием), однако русских моряков, настоящих патриотов, просто так ведь не соблазнишь!

Вот несколько украинских морских офицеров на фоне украинского флага и портрета Ющенко стоят навытяжку перед американским генералом, как бы подтверждая, что готовы отстаивать американские интересы и служить американскому отечеству (странно, что сценаристы не заставили их скрепить свою клятву на преданность США кровью).

Вот злобный негр, натовский шпион, говорит о том, что да, мол, теперь у этих проклятых русских в стране появился порядок — как-никак, заработала вертикаль власти! (Автор сценария, наверное, со смеху давился, когда выписывал эту реплику.)

Вот мерзкий тип, глава студенческой партии «Молодая Украина», которая в каждой серии устраивает российским морякам мелкие и крупные пакости, говорит буквально следующее: «Мое дело маленькое. Ну есть, есть хлопцы, готовые за определенную плату организовывать русским беспорядки». И эти карикатурные «хлопцы» с «жовто-блакитными» и оранжевыми флагами обязательно что-то пикетируют (разумеется, только за деньги!) под лозунгом «Украина для украинцев», кидают в окно одной из героинь камень с запиской «смерть оккупантам», хотят отнять у доблестного российского флота маяки. «На войне как на войне», — говорит один из персонажей-россиян после общения с украинскими «ментами». «План сработал. Ну что, лейтенант, сделали мы их, сделали!» — говорит другой российский подводник то ли по поводу негра-натовца, то ли по поводу украинских «братьев-славян».

Есть в фильме и «настоящие герои» — российские моряки. Они интригуют, выясняют отношения, их жены изменяют мужьям, кого-то даже застрелили при пока невыясненных обстоятельствах, но это мир богов, полубогов и титанов — как в древнегреческих мифах. Злобные «америкосы» — это враги, жестокие и беспощадные. Их главная задача — выкинуть русских из Черного моря. А между ними есть такие «мелкие бесы» — примитивные в своем ничтожестве и низости персонажи-украинцы. Они «шокают», «гекают» и «гутарят на мове» (именно «гутарят», а не «балакают» и не «розмовляют»), их образы карикатурны и плохо прописаны, отчего эти упыри и недочеловеки вызывают лишь физиологическое отвращение.

Когда-то о советских подводниках была популярна песня Пахмутовой в исполнении Юрия Гуляева:

На пирсе тихо в час ночной,
Тебе известно лишь одной
Когда усталая подлодка
Из глубины идет домой.


Каждая серия «Автономки» начинается с не менее бодренькой песенки в исполнении Александра Маршала:

А над нами шумит волна,
А над нами придет весна,
А над нами ночных полей тишина.
Над водой пролетит твоя грусть,
Ты дождись — я конечно вернусь,
Если к свету не спрячет путь глубина.


А еще фильм изобилует патриотическим пафосом — командиру подлодки, произносящему трогательные речи о долге русского офицера, впору работать спичрайтером у Путина. По словам Юрия Сапронова, генерального продюсера компании «Russian World Studio», снимающей эту телесагу «о человеческом мужестве, чувстве долга и ответственности», госзаказа на создание сериала не было, но продюсерская задача — почувствовать тенденцию, тем более что «интерес со стороны государства к этим темам есть». Если говорить об украинской теме, то тенденция прочувствована продюсерами и авторами сценария очень хорошо — в полном соответствии с «генеральной линией» партии власти на «Первом Украинском фронте».

Объективно говоря, в современной России русское (шире — славянское) большинство дискриминируется по поводу и без. И речь даже не о том, как его обирают свои и чужие олигархи, чиновники, строители «квартирных пирамид» или рыночные торговцы. Но во всех столкновениях на национальной почве для русских реально существует презумпция виновности: люди с Северного Кавказа, из Закавказья, из Средней Азии или из Поволжья априори — жертвы того самого «русского фашизма», придуманного в околовластных кабинетах полттехнологами нынешнего «государства-корпорации».

Но общество жаждет какого-нибудь реванша. И вот ему бросают информационную «кость» — уголовное дело, возбужденное против украинского человека из Новосибирска Тараса Зеленяка, писавшего отвратительные русофобские реплики на каком-то Интернет-форуме. По ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды»), которая ему инкриминируется, максимум — это два года лишения свободы. За реплики.

Или вот сериал о доблестных русских подводниках. Небольшая доза теленаркотика, уводящая в мир иллюзий.

На самом деле, современная Россия находится в мучительных поисках новой национальной идентичности и факторов, способных солидаризировать нацию вокруг какой-то высокой идеи. Вот только если раньше советское «мы» — это была универсальное братство народов, в котором много русских, два украинца, один грузин, один казах и кто-то из Прибалтики, то теперь новое российское «мы» — это только те, кто считают себя «русскими». Как, например, жители Приднестровья или Южной Осетии. Ну а украинцы, молдоване, грузины — это «они»: враги, предатели, уроды, недочеловеки. Им нет места в новом российском «универсуме».

Сейчас в России модно, вслед за князем Горчаковым, призывать к сосредоточению. Однако вместо сосредоточения чаще всего получается погружение — примерно как у подводной лодки в сериале «Автономка».

Кстати, по сценарию лодка до сих пор лежит на глубине 157 метров и никак не может всплыть. Уж не аллегория ли это?

P.S.

А всё-таки чувствуется, что большинство сцен сериала снимается в московском павильоне, а не в Севастополе. И что авторы сценария, возможно, даже не выезжали в «город русской славы». Иначе они не отказали бы себе в удовольствии постебаться, скажем, над новым вариантом известной песни Вано Мурадели. Теперь ее припев звучит так:

Величавий Севастополь,
Місто слави й кораблів:
Білокам’яна столиця
Українських моряків!..


И еще. Обычно говорят: хотелось бы, мол, чтобы такой-то фильм скорее увидели зрители и здесь, и там, и еще где-нибудь. В данной ситуации ровно наоборот: хотелось бы, чтобы сериал «Автономка» украинские зрители вообще никогда не увидели (он идет только по НТВ — по НТВ-Мир, которое транслируется в Украине, слава Богу, нет). Ведь массовая культура, создающая и эксплуатирующая стереотипы, — оружие обоюдоострое. В России такой фильм снижает образ украинцев. Ну а на Украине, несомненно, будет снижать образ России и его российских авторов. Интересно, кому и зачем всё это нужно?

Андрей Окара, г. Москва

Просмотров: 461
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Секс после свадьбы: есть ли он?
  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Александр Федоров. Положительный образ СССР и советских персонажей в американских фильмах 1943-1945 годов
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Андрей Колесник. Убеждения и стереотипы как элемент политических технологий в украинских избирательных кампаниях
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • Лев Гудков. Образ врага в советском тоталитарном искусстве и литературе. Техника пропаганды и мобилизации
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Егор Горд. Психология неудачника: когда все идет наперекосяк
  • Большинство друзей — скрытые враги?
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Андрей Колесник. «Театр теней». Психологические аспекты политического лидерства в современной Украине
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в российском кино 1990-х — 2000-х годов
  • А.В. Федоров. Другая война, или Запад есть Запад… Военная тема в западном кинематографе эпохи «холодной войны»
  • Лидерами становятся те, кто много говорит?
  • Александр Щипин. Русские своих не бросают... (фильм "Брат-2")
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Александр Федоров. Образ Франции и французов в советском и российском кинематографе. — А. Федоров
  • Александр Федоров. Григорий Распутин как западный кинообраз варварской России
  • А. В. Федоров. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010) (А. Федоров)
  • Александр Федоров. Фильм «С любовью, Саймон» (2018) как гей-манифест в кино на школьную тему
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Фрэн Грин. Как правильно флиртовать. Топ-10 советов о флирте всех времен и народов
  • Андрей Бессмертный. Кино и общество
  • Андрей Архангельский. Кинопропаганда. Военно-патриотическое кино сегодня.
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь