Александр Щипин. Русские своих не бросают... (фильм "Брат-2")
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
В конце восьмидесятых и начале девяностых годов никто в нашей стране не имел ни
малейшего понятия, что такое патриотическое кино. Люди
щеголяли в раскрашенных под звездно-полосатый флаг футболках и наслаждались
видеосалонными подвигами Рэмбо в Афганистане.
Это был золотой век, Эдем до грехопадения. Страна была открыта всему: американцы
перестали быть стратегическими противниками, немцы перестали быть фашистами,
украинцы оставались пока украинцами. Казалось, в бывшей империи вот-вот
реализуется один из самых смелых прогнозов — государственный патриотизм исчезнет
окончательно, уступив место незлобивому и уютному патриотизму малой родины.
Государство же станет чем-то вроде большой фирмы, к которой, конечно же, нужно
быть лояльным, пока в ней работаешь, но и уйти, в общем, тоже ничто не мешает.
Если бы в то время в стране снималось больше полутора картин в год,
патриотические фильмы были бы примерно такого же характера. Патриотизм в кино
перестал бы быть любовью к большой и сильной Родине, став нежностью к маленьким
городкам, жалостью к зацветающим речкам, влюбленностью в пятнистые тени на
лесных тропинках. Ведь даже в эталоне советского патриотизма — в картинах про
войну — самыми убедительными всегда были истории про то, как нужно защищать дом,
где солдата ждет мать, госпиталь, где работает медсестрой его невеста, землянку,
где лежит без сознания раненый друг. И пускай они вставали в бой с криками «За
Родину! За Сталина!» — сражались они и за ту самую малую родину. Вот и теперь мы
могли бы смотреть патриотические фильмы про городские переулки с грязным
мартовским снегом и проселочные дороги, про квартиры в хрущевках и деревянные
скрипучие дома, про друга из другого квартала и девчонку из соседнего села. Не
вышло.
Бессмысленно выяснять, кто виноват. Это как в известной рекламе про фигуриста на
льду во время хоккейного матча: жалко тебя, мужик, конечно, но мы-то тут по
другим правилам играем, верно? Так что извини. Вот и досталось нам со всех
сторон сразу. Американцы врагами быть, конечно, перестали, но снимать с себя
последнюю рубаху для новоиспеченных друзей отказались. Немцы оказались
бюрократами, добрыми, правда, и щедрыми, но это даже как-то подозрительно.
Украинцы... Ну все понятно.
А народ у нас гордый. И захотелось ему патриотизма. Ну есть же у всех чувство
патриотизма, правильно? А мы что, хуже людей? Вот и покажите нам какую-нибудь
патриотическую трагикомедию, чтоб мы прониклись и тоже ощутили.
Проблема же, на самом деле, заключалась в том, что никакого другого патриотизма,
кроме патриотизма малой родины, в человеке просто так родиться не может. Ну не
полюбит житель Петрозаводска окрестности сибирского поселка Итака, не видя их и
не представляя себе, где это хотя бы находится. Нужно было ему это как-нибудь
объяснить. И тогда кинематографисты задумались. Во всех учебниках написано, что
нации основываются на единстве языка, территории, экономической жизни и
психического склада. Кинематографисты, видимо, учебники эти тоже читали и,
отбросив единство языка и экономической жизни как сложно экранизируемые, а
единство территории как вызывающее излишне бурную реакцию на Западе,
сосредоточились на прославлении единства психического склада, он же национальный
характер, он же загадочная русская душа.
Здесь, собственно говоря, тоже возможны варианты: либо мы очень хорошие, но
странные, и если вы нас узнаете поближе, то обязательно проникнетесь, либо мы
хорошие и странные, а вы все подонки, только и ждущие, как бы нам гадость
какую-нибудь устроить. Так по одну сторону баррикад оказалась странная пара
Рогожкин-Михалков (с «Особенностями национального всего» и «Сибирским
цирюльником»), а по другую — одинокий волк Балабанов, сам себе брат. Самое
забавное, что никто из них не оказался в состоянии показать патриотизм, не
сравнивая нас с заграницей. Понятно, что так оно гораздо доходчивее получается,
но это все-таки на определенные мысли наводит: что же это за патриотизм такой,
который сам по себе, без внешнего врага ли, друга ли не существует? При этом в
зависимости от решаемых задач режиссеры выбирают одну из двух схем: иностранец в
России (Рогожкин, Михалков) или русский за границей (Балабанов). В первом случае
иностранцев обычно даже жалко — ущербные они какие-то, не понимают здесь ни
черта, хотя люди они в целом симпатичные, а к концу фильма таки и просто
стремительно обрусевают. Во втором, когда главный герой оказывается во
враждебном окружении, иностранцев не жалко ничуть и мочить их надо в санузлах,
что в «Брате-2», как известно, и происходит. («Вы нам еще за Севастополь
ответите!»)
Самое грустное, что эту заочную дуэль выиграл Балабанов. Конечно, он не фашист и
даже не националист — он просто великий режиссер с обостренным чутьем на
конъюнктуру, которым, к чести его, практически не пользуется. Он играл на грани
фола: «Русские на войне своих не бросают». А кто, интересно знать, бросает?
Американцы? Евреи? Но все равно ведь приятно... Да и человеку с лицом и голосом
Сергея Бодрова можно простить все, что угодно, включая поджог детского сада во
время тихого часа. Снимись Бодров в роли коменданта концлагеря, евреи, я думаю,
простили бы ему Холокост.
Просто Балабанов, почти не целясь, попал в яблочко. Национальный характер — это,
конечно, хорошо, но нам надоело носиться со своей загадочной душой, когда нас
пинают и унижают на каждом шагу. Все правильно. Только вот у поколения
Балабанова есть воспоминание о советской власти — самая лучшая прививка от
фашизма. У людей, родившихся после восьмидесятого года, такой прививки уже,
скорее всего, нет. Так что когда мы хватаемся за пистолеты и городошные биты,
защищая свое национальное достоинство, это, конечно, справедливо. Но грустно.
Очень-очень грустно.
«Факел», № 8, 2002 г.
Просмотров: 769 Категория: Статьи » Психология
Другие новости по теме:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.