Александр Щипин. Русские своих не бросают... (фильм "Брат-2")

Брат-2В конце восьмидесятых и начале девяностых годов никто в нашей стране не имел ни малейшего понятия, что такое патриотическое кино. Люди щеголяли в раскрашенных под звездно-полосатый флаг футболках и наслаждались видеосалонными подвигами Рэмбо в Афганистане.

Это был золотой век, Эдем до грехопадения. Страна была открыта всему: американцы перестали быть стратегическими противниками, немцы перестали быть фашистами, украинцы оставались пока украинцами. Казалось, в бывшей империи вот-вот реализуется один из самых смелых прогнозов — государственный патриотизм исчезнет окончательно, уступив место незлобивому и уютному патриотизму малой родины. Государство же станет чем-то вроде большой фирмы, к которой, конечно же, нужно быть лояльным, пока в ней работаешь, но и уйти, в общем, тоже ничто не мешает.

Если бы в то время в стране снималось больше полутора картин в год, патриотические фильмы были бы примерно такого же характера. Патриотизм в кино перестал бы быть любовью к большой и сильной Родине, став нежностью к маленьким городкам, жалостью к зацветающим речкам, влюбленностью в пятнистые тени на лесных тропинках. Ведь даже в эталоне советского патриотизма — в картинах про войну — самыми убедительными всегда были истории про то, как нужно защищать дом, где солдата ждет мать, госпиталь, где работает медсестрой его невеста, землянку, где лежит без сознания раненый друг. И пускай они вставали в бой с криками «За Родину! За Сталина!» — сражались они и за ту самую малую родину. Вот и теперь мы могли бы смотреть патриотические фильмы про городские переулки с грязным мартовским снегом и проселочные дороги, про квартиры в хрущевках и деревянные скрипучие дома, про друга из другого квартала и девчонку из соседнего села. Не вышло.

Бессмысленно выяснять, кто виноват. Это как в известной рекламе про фигуриста на льду во время хоккейного матча: жалко тебя, мужик, конечно, но мы-то тут по другим правилам играем, верно? Так что извини. Вот и досталось нам со всех сторон сразу. Американцы врагами быть, конечно, перестали, но снимать с себя последнюю рубаху для новоиспеченных друзей отказались. Немцы оказались бюрократами, добрыми, правда, и щедрыми, но это даже как-то подозрительно. Украинцы... Ну все понятно.

А народ у нас гордый. И захотелось ему патриотизма. Ну есть же у всех чувство патриотизма, правильно? А мы что, хуже людей? Вот и покажите нам какую-нибудь патриотическую трагикомедию, чтоб мы прониклись и тоже ощутили.

Проблема же, на самом деле, заключалась в том, что никакого другого патриотизма, кроме патриотизма малой родины, в человеке просто так родиться не может. Ну не полюбит житель Петрозаводска окрестности сибирского поселка Итака, не видя их и не представляя себе, где это хотя бы находится. Нужно было ему это как-нибудь объяснить. И тогда кинематографисты задумались. Во всех учебниках написано, что нации основываются на единстве языка, территории, экономической жизни и психического склада. Кинематографисты, видимо, учебники эти тоже читали и, отбросив единство языка и экономической жизни как сложно экранизируемые, а единство территории как вызывающее излишне бурную реакцию на Западе, сосредоточились на прославлении единства психического склада, он же национальный характер, он же загадочная русская душа.

Здесь, собственно говоря, тоже возможны варианты: либо мы очень хорошие, но странные, и если вы нас узнаете поближе, то обязательно проникнетесь, либо мы хорошие и странные, а вы все подонки, только и ждущие, как бы нам гадость какую-нибудь устроить. Так по одну сторону баррикад оказалась странная пара Рогожкин-Михалков (с «Особенностями национального всего» и «Сибирским цирюльником»), а по другую — одинокий волк Балабанов, сам себе брат. Самое забавное, что никто из них не оказался в состоянии показать патриотизм, не сравнивая нас с заграницей. Понятно, что так оно гораздо доходчивее получается, но это все-таки на определенные мысли наводит: что же это за патриотизм такой, который сам по себе, без внешнего врага ли, друга ли не существует? При этом в зависимости от решаемых задач режиссеры выбирают одну из двух схем: иностранец в России (Рогожкин, Михалков) или русский за границей (Балабанов). В первом случае иностранцев обычно даже жалко — ущербные они какие-то, не понимают здесь ни черта, хотя люди они в целом симпатичные, а к концу фильма таки и просто стремительно обрусевают. Во втором, когда главный герой оказывается во враждебном окружении, иностранцев не жалко ничуть и мочить их надо в санузлах, что в «Брате-2», как известно, и происходит. («Вы нам еще за Севастополь ответите!»)

Самое грустное, что эту заочную дуэль выиграл Балабанов. Конечно, он не фашист и даже не националист — он просто великий режиссер с обостренным чутьем на конъюнктуру, которым, к чести его, практически не пользуется. Он играл на грани фола: «Русские на войне своих не бросают». А кто, интересно знать, бросает? Американцы? Евреи? Но все равно ведь приятно... Да и человеку с лицом и голосом Сергея Бодрова можно простить все, что угодно, включая поджог детского сада во время тихого часа. Снимись Бодров в роли коменданта концлагеря, евреи, я думаю, простили бы ему Холокост.

Просто Балабанов, почти не целясь, попал в яблочко. Национальный характер — это, конечно, хорошо, но нам надоело носиться со своей загадочной душой, когда нас пинают и унижают на каждом шагу. Все правильно. Только вот у поколения Балабанова есть воспоминание о советской власти — самая лучшая прививка от фашизма. У людей, родившихся после восьмидесятого года, такой прививки уже, скорее всего, нет. Так что когда мы хватаемся за пистолеты и городошные биты, защищая свое национальное достоинство, это, конечно, справедливо. Но грустно. Очень-очень грустно.

«Факел», № 8, 2002 г.

Просмотров: 718
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Георгий Сергацкий. Кое-что про ревность: афоризмы, высказывания
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Марти Ньюмейер. Как сделать что-то важное в жизни?
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Анна Жилина. Что такое стресс и как с ним бороться? Преодоление стрессов
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Л. Алавердова. Что делать после самоубийства. Советы тем, кто пережил смерть близких, и тем, кто их окружает
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Барбара Шер. Как начать делать то, что хочешь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь