Конспект ООД «Зимние развлечения» с детьми старшей группы
Тема недели: «Зима»
Направление: Речевое развитие
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Раздел: Речевое развитие
Скачать: Конспект ООД «Зимние развлечения» с детьми старшей группы (полный конспект)
Скачать: ООД «Зимние развлечения» с детьми старшей группы (презентация)
Форма организации ООД: Интегрированное занятие
1 – Проектировочный компонент
Тема деятельности: «Зимние развлечения»
Цель:
Активизация речи детей в творческом рассказывании посредством обработки мыслительных операций по анализу картины как целостной системы, а её объектов как составных частей этой системы.
Задачи:
- Формировать у детей представления об объектах в рамках всего времени существования (до момента изображения на картине и после) путём применения моделей анализа объектов.
- Создавать мотивационные установки для проявления речевого творчества.
- Развивать творческое воображение, внимание у детей.
- Воспитывать у детей интерес и уважение к родному языку.
Медиаобъекты:
ЭОРы — презентация: «Снежинки хотят играть» (слайды переключаются по щелчку), музыкальный фон.
Оборудование:
Мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр, столы, стулья по количеству детей, магнитная доска.
Материал:
Предметные наборы карточек для игры «Лифт», «Системный лифт», снежинки — фишки.
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие» — просмотр альбома «Зима»; наблюдение за сезонными изменениями в природе во время прогулок;
- «Речевое развитие» — рассказы воспитателя, детей о зимних развлечениях, беседы с детьми о зиме;
- «Художественно-эстетическое развитие» — исполнение песни «Метелица» Сидоровой; лепка: «Зимние забавы», аппликация: «Снеговики в шапочках и шарфиках», рисование: «Зима».
- «Социально-коммуникативное развитие» — совместное обустройство участка постройками из снега;
- «Физическое развитие» — подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке.
Словарная работа:
Проговаривание слов: полозья, лезвие, крепление, деревянные кони, пора, кудесница, вьюжно…
Виды детской деятельности:
- игровая,
- коммуникативная,
- творческая,
- музыкально-художественная.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: У детей формируются представления о предметах для зимних развлечений.
Регулятивные УУД: С помощью моделей анализа объектов у детей формируются умения добывать знания об окружающих объектах, задатки поисковой, творческой деятельности (самостоятельное установление связей между особенностями внешнего вида, и местом встречи данного предмета).
Познавательные УУД: Дети имеют представления о характере зимних забав, различают развлечения и заботу.
Коммуникативные УУД: Дети разгадывают загадки, вступают в диалог, поддерживая беседу, отвечают на вопросы распространёнными предложениями.
Личностные результаты: У детей закладываются основы уважения к родному языку.
Используемые методы:
- Наглядный (показ просмотр слайдов),
- Словесный (беседа, рассказ, объяснение, уточнение),
- Практический (речь с движениями),
- Игровой (вовлечение детей в словесные игры с элементами пантомимы).
- Организационный компонент –
Организованная образовательная деятельность составлена с учётом СанПиН и здоровьесберегающих технологий.
Дети проходят в заранее проветренное помещение, садятся на маркированные стульчики. Освещение помещения естественное и искусственное. Естественный свет падает на детей с левой стороны.
Мотивационно-проблемный этап:
Воспитатель: Дети, доброе утро! К нам сегодня пришли гости, что нам надо сделать?
Дети: Поздороваться.
Воспитатель: Как мы это можем сделать?
Дети: Поздороваться. Сказать Доброе утро.
Воспитатель: Дети! К нам пришло письмо-обращение. Давайте мы его прослушаем. Слайд 3. (просмотр видеоролика «Обращение снежинок»)
Раз снежинка, два снежинка, Вновь весёлый снегопад! И узорчатые льдинки Прямо в руки к вам летят.
Тут искринка, там искринка, Вот кудесница зима Пробирается тропинкой, Заметённою сама.
И кружим снежинки вьюжно, Помогаем ей скорей, Чтобы всем детишкам дружно Веселиться во дворе!
Посылаем вам загадки, В них таится ключ-отгадка, От того, о чём сегодня, Речь мы с вами поведём,
Если справитесь с заданием, Картинку дружно наметём!
Воспитатель: Кто к нам обращается?
Ребёнок: Снежинки.
Воспитатель: Правильно, Дети, мы откликнемся на приглашение принять игру?
Дети: Да!.
Воспитатель: Тогда начнём с загадок. Готовы? Слайд 4. (Анимированные снежинки скрывают отгадки на загадки).
Дети: Да!
Воспитатель: (Читает загадку, дети дают отгадку, кликая мышью на снежинку, открывается картинка – отгадка).
Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик)
Льётся речка — мы лежим, Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)
Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы. (Санки)
Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи)
Воспитатель: Слайд 5. Дети, смотрите, снежинка улыбается, это значит?..
Дети: Это значит, что мы правильно отгадали загадки.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чём снежинки хотят с нами поговорить?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Давайте-ка мы с вами посмотрим на отгадки и в них найдём разгадку. Надо подобрать слово, которое объединяет эти предметы. Слайд 6.
Ребёнок: Развлечение. Игра. Забава.
Воспитатель: Я думаю мы угадали о чём хотят с нами поговорить снежинки. Слайд 7. Посмотрите, снежинка улыбается.
Деятельностный этап:
Воспитатель: Слайд 8. Дети, давайте послушаем следующее обращение.
Дети слушают обращение снежинок.
Молодцы, детишки! Девчонки и мальчишки! Правильно сказали, Только их не описали.
Расскажите нам о них,
Вам поможет в этом «лифт»!
Воспитатель: Дети, давайте покатаемся с предметами отгадками на лифте.
Воспитатель объясняет детям правила игры, выкладывает на магнитной доске трёхэтажный дом – 3 рамки.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это трёхэтажный дом.
Воспитатель: Правильно, только это необычный дом, в нём живут не люди, а предметы. Слайд 9 «Системный лифт». На втором этаже живут они сами (кликает на второй этаж первого дома, открывается картинка — санки), на первом этаже живут отдельные части, а комнаты на третьем этаже – места в которых могут быть эти предметы.
Проводится игра «Системный лифт».
1 предмет – санки.
Воспитатель: Давайте покатаемся на лифте и расскажем о санках. Размещает на втором этаже карточку санки. Давайте спустимся на первый этаж и расскажем из каких частей они состоят.
Ребёнок: Санки состоят из спинки. Сиденья. Полозьев. Верёвки.
Воспитатель: Хорошо! Теперь отправляемся на третий этаж.
Ребёнок: На санках можно кататься на горке. В санки можно запрягать лошадь, собак. (Воспитатель и дети проверяют правильность ответов на экране, кликая на первый и третий этажи, открываются правильные ответы).
Воспитатель: Теперь покатаем на лифте коньки. Размещает на втором этаже карточку коньки. Давайте спустимся на первый этаж и расскажем из каких частей они состоят.
Ребёнок/родитель: Коньки состоят из ботинок, лезвий, шнурков.
Воспитатель: Хорошо. Теперь отправляемся на третий этаж.
Ребёнок/родитель: На коньках можно кататься на льду, можно бегать по льду.
Воспитатель: Отлично. Теперь покатаем на лифте лыжи. Размещаю на втором этаже лыжи. Давайте спустимся на первый этаж и расскажем из каких частей они состоят.
Ребёнок: Лыжи состоят из пары лыж, креплений.
Воспитатель: Хорошо! Теперь отправляемся на третий этаж.
Ребёнок: На лыжах можно ходить по лыжне. На лыжах можно прыгать с трамплина, спускаться с горы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, мы справились с заданием снежинок? Слайд 9 «Снежинка улыбается».
Дети: Мы справились.
Воспитатель: Снежинки хотят нам ещё что-то сказать… Слайд 11 Видеоролик «Обращение снежинок 2».
Дети слушают обращение снежинок.
И опять вы хороши - Умники и умницы! Ключ – отгадку принимайте И картинку открывайте!
На неё вы посмотрите И на части разделите. Мир фантазий посетите, Что в нём делали скажите.
Воспитатель: Слайд 12 «Ключик». Вот и ключик. Сейчас мы картинку откроем. Воспитатель кликает мышью на ключ и открывается картинка. Давайте рассмотрим картинку, и разделим её на части, на маленькие картинки, а для этого мы поиграем в игру «Оператор» и станем операторами.
Давайте начнём с левого верхнего угла. Какой фрагмент вы видите в камеру?
Ребёнок: Я вижу, как мальчик едет на санках.
Воспитатель: На каких санках едет мальчик?
Ребёнок: Мальчик едет на зелёных санках с горки.
Воспитатель: Двигаемся вправо и что видим дальше?
Ребёнок: Я сниму как дети катают снежные комки.
Воспитатель: Передвигаемся вправо.
Ребёнок: Я вижу, как мальчик идет на лыжах.
Воспитатель: Передвигаемся в правый верхний угол.
Ребёнок: Я вижу, как дети кормят птиц.
Воспитатель: Спускаемся в нижний левый угол.
Ребёнок: Я вижу, как девочка и мальчик играют в снежки.
Воспитатель: Переводим камеру вправо.
Ребёнок: Я вижу, как дети лепят снеговика.
Воспитатель: Переводим камеры в правый нижний угол.
Ребёнок: Я вижу, как мальчик и девочка катаются на коньках. Мальчик упал, а девочка катается.
Воспитатель: сколько частей на картинке у нас получилось?
Ребёнок: Семь.
Воспитатель: Посмотрите, что делает снежинка? Слайд 13 «Снежинка улыбается».
Дети: Улыбается, значит мы правильно разделили картинку.
Воспитатель: Мы хорошо поработали, поэтому пришло время отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Как зимой нам поиграть»
Как зимой нам поиграть? — Имитация движений. Будем мы снежки кидать, Бабу снежную лепить И на горку воду лить.
Будем мы на лыжах мчаться – Ноги пружинят, руки имитируют отталкивание. На коньках по льду кататься, — Имитация скользящих движений ногами. Мы на санках понесёмся, — Дети парами катают друг друга. А потом домой вернёмся – Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Дети, давайте подумаем и расскажем, что было с каждым объектом до того, как он появился на картинке. С детьми проводится игра «Что было раньше»
- Снеговик – настоящее / снег – прошлое;
- Лёд — настоящее / вода — прошлое;
- Кормушка – настоящее / коробка – прошлое;
- Горка – настоящее / снег – прошлое.
Воспитатель: А теперь я предлагаю нам пофантазировать на предмет будущих действий детей – участников прогулки. Проводится игра «Что потом?»
- Сейчас Ваня мчится с горки на санках, а что потом?
- Сейчас дети катают комки, а что потом? И т.д.
Дети выдвигают предположения, не отражённые на картинке.
Контрольный этап:
Воспитатель: Дети, а теперь проверим какие вы внимательные. Сейчас картинка спрячется под ледяными кирпичиками, а вы по памяти восстановите её содержание, придумывая предложение-описание фрагмента. Слайд 14 «Снежная крепость».
Ребёнок: Дима едет на зелёных санках с горки.
Воспитатель: Кликает мышью на первый кирпичик, открывая фрагмент.
Ребёнок: Катя, Миша и Таня катают снежные комки для крепости.
Воспитатель: Кликает мышью на второй кирпичик, открывая его. Правильно.
Ребёнок: Ваня катается на лыжах.
Воспитатель: Кликает мышью на третий кирпичик, открывая его.
Ребёнок: Паша и Настя кормят птиц в кормушке.
Воспитатель: Кликает мышью на четвёртый кирпичик, открывая его.
Ребёнок: Максим и Катя играют в снежки.
Воспитатель: Кликает мышью на пятый кирпичик, открывая его.
Ребёнок: Дима, Маша и Саша лепят большого снеговика.
Воспитатель: Кликает мышью на шестой кирпичик, открывая его.
Ребёнок: Даша и Антон катаются на фигурных коньках.
Воспитатель: Кликает мышью на седьмой кирпичик, открывая его.
Воспитатель: Давайте проверим, правильной мы описали картинку, или что-то пропустили? Слайд 15 «Снежинка улыбается».
Дети: Снежинка улыбается, ей нравится наш ответ.
Воспитатель: Как можно назвать картинку?
Ребёнок: Зимние развлечения. Зимняя прогулка.
Воспитатель: Дети, все ли фрагменты картинки относятся к зимним развлечениям?
Дети: Нет.
Воспитатель: Назовите этот момент.
Ребёнок: Дети кормят птиц в кормушке.
Воспитатель: Молодцы, дети хорошо поиграли со снежинками?
Дети: Да!
Воспитатель: Вам понравились игровые задания снежинок?
3. Рефлексивный компонент с детьми.
Воспитатель: Дети, какое задание вам понравились больше?
Ответы детей.
Воспитатель: Чему научились?
Ребёнок: Я научился катать предметы на лифте. Я научился делить картинки на части. Я научился делить картинку на части.
Воспитатель: Какая игра помогла нам рассказать о предметах?
Дети: «Лифт».
Воспитатель: Какая игра помогла нам разделить картинку на части?
Ребёнок: «Оператор».
Воспитатель: Как вы думаете, эти игры помогут нам узнать больше об окружающих предметах?
Дети: Да!
Воспитатель: Что нам надо сделать для снежинок?
Ребёнок: Поблагодарить их.
Воспитатель: Как мы это можем сделать?
Дети: Спеть песенку для снежинок.
Воспитатель: Давайте пригласим Светлану Борисовну и попросим её подыграть нам песню «Метелица» на фортепиано. Слайд 16. Дети исполняют песню «Метелица» под аккомпанемент.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, снежинкам понравилось с нами играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим? Слайд 17 «Снежинка улыбается».
Самоанализ ООД педагогом.
Рекомендации:
Данный вид ООД целесообразно использовать педагогам ДОО как в организованной образовательной деятельности с детьми, так и вне, разделив её на отдельные игровые фрагменты, а также показать в рамках дня социального партнёрства ДОО и семьи для повышения уровня компетентности родителей в вопросах формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД у детей, информированности родителей (законных представителей) об особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении в соответствии с тематическим планом.
Для поддержания уровня детской активности и внимания можно варьировать продолжительность и ход игр. После ООД у детей есть возможность продолжить игровую деятельность с наборами карточек и сюжетных картинок, соблюдая правила бережного обращения с наглядным материалом.
|