|
Рождение СамостиРождение Самости
Что же такое Самость и как она формируется? Под Самостью принято понимать собственную личность человека, это как объединяющее звено сознательной и бессознательной части психики. Самость, согласно Юнгу, это архетип целостности, некий символ полноты и единства личности. Каждый человек рождается с уникальным генетическим наследием, и обладает «темпераментом", но совокупность этих «сырых" материалов, которые мы берём с собой из утробы матери, не являются Самостью. Все это должно подождать второго, а именно психологического рождения некой сущности, которое со временем каждый человек станет называть «Я". Самость раскрывается последовательно. Ее раскрытие начинается со взгляда любящего человека, который оказывает столь обладающий к развитию и столь важным для выживания, что мы обрезаем уверенность в том, что лицо, от которого исходит этот взгляд, каким-то образом является частью нас самих.. это первое рудиментарное «Я". В возрасте от 2 до 4 месяцев младенец все больше привыкает к особому воспитателю, узнавая в нем человека, который его кормит, утешает и успокаивает. Появляется «узнающая улыбка", предназначенная конкретному человеку, данный фактор считается началом психологической стадии так называемого «симбиотического слияния". Ощущение младенцем Самости сливается с его ощущением заботливого Другого, а остальной мир становиться совершенно не важным. Через несколько месяцев, младенец начинает постепенно «вылупливаться" из своего симбиотического яйца, изучая других людей, замечая их отличия от Матери. К возрасту 7-10 месяцев малыш уже способен удаляться от Матери, ползать, принимать вертикальное положение, используя ее в качестве опоры. Взгляд начинает блуждать в сторону окружающее мира, в сторону его исследования. Возраст 10-12 месяцев - младенец начинает ходить, и наступает стадия «огромной избыточности", которая продолжается до 16-18 месяцев. Малыш становиться все больше полноценным своими занятиями, иногда забывая о присутствии матери. Затем, совершенно неожиданно, у него внутри словно заканчивается запас пара, и он возвращается к ней, для «дозаправки". Если в таких случаях ему не удаётся ее найти, его поведение изменяется- он может успокоиться потерять интерес к тому, что его окружает, и стать весьма унылым. Аналитики считают, что в таких случаях ребенок уходит в себя, пытаясь найти внутри образ Матери. Только после воссоединения с Матерью он с энтузиазмом продолжает своё исследование мира. Он по-прежнему Единственный, и это обстоятельство по-прежнему очень важно для развития у него уверенности в себе. На этой стадии ребенок еще не может самостоятельно справиться со своими чувствами. Его внутренняя жизнь пока характеризуется присутствием Матери на ряду с психологическим слиянием с ней, что позволяет ему совладать как с сильной радостью и возбуждением вследствие своих открытий, так и с фрустрации, связанными с тем, что он мал и уязвим в этом огромном мире.
Исследования мозга младенцев показали, что в течении двух критических стадий развития: - 10-12месяцев и вторая 16-18 месяцев, развитие области мозга, регулирующие эмоции, непосредственно связано с жизнью ребенка. Фактически одна из многих функций заключается в том, чтоб он учился справляться со своими чувствами; такая способность является весьма существенной для отделения ощущения Самости, то есть автономного «Я". Чувствительная мать улавливает настроение своего ребенка и помогает снизить накал чувств перевозбужденного или расстроенного малыша, но вместе с тем она знает когда можно позволить ему испытывать некоторое перенапряжение, способствующие развитию у него собственной эмоциональной сдержанности. 10-18 месяцев - отношение к Матери заметно меняется. Если Мать проявляла достаточно радости и интереса на стадии симбиотического слияния, то ребенок получает возможность от неё отделиться. Сначала Мать в первую очередь оказывается для ребенка няней и партнёром в играх, но в последующие 6 месяцев она становиться для него персоной «нет-нельзя" - то есть человеком, который своими запретами даёт ему почувствовать «холодный душ» социализации. Состояния выраженной бурной радости постепенно начинают сменяться «состояниями лёгкого уныния", которое является нормальным и выполняет очень важную функцию – оно способствует дальнейшему развитию области мозга, которая управляет сохранением энергии и сдерживание эмоций. Ребенок учиться сглаживать интенсивность неприятных эмоций, все меньше и меньше прибегая к помощи других. Каждый новый навык способствует развитию у него уверенности в своих силах и позволяет сделать очередной шаг, приближающейся его к автономии. В процессе подготовки детей к жизни, социализация ставит перед собой цель ограничить нежелательное поведение, фрустрируя то, что приносит удовольствие. Для того, чтоб заставить ребенка отказаться от удовольствия, необходимо вызвать у него сильную эмоцию стыда, которое является для него предательством с точки зрения его иллюзии о совершенном союзе с Матерью. Отныне любимое лицо может вызвать чувство стыда, ребенок может ощущать себя опустошённым и уязвленным. Эта травма очень существенна и поучительная. Она даёт возможность понять, что Мать это отдельный человек и место ребенка будет не всегда на самом верху. Однако эту травму следует наносить очень деликатно. Стыд -очень тяжёлая эмоция для малыша и чтоб с ним справиться ребёнку необходим рядом открытый, отзывчивый и эмоционально доступный взрослый. Ребенку в этот момент необходим мягкий взгляд, тёплые прикосновения и добрые слова. Это очень важно для здорового формирования ощущения Самости. Ребенок таким образом понимает, что неприятные чувства можно пережить, что несмотря на фрустрации он может доверять. Если этого не происходит, то у ребенка появляется ощущения, что его потребности и чувства постыдного, а сам он -плохой. Без адекватной поддержки взрослого здесь не обойтись. Позитивная сторона стыда состоит в том, что он сдерживает естественный эгоизм, который расцветает в это время и позволяет ребёнку получить большой опыт взаимодействия с другими. Детям приходиться узнать, что они значимы и уникальны, но не больше чем любой другой человек. Небольшие дозы стыда, за которыми следует утешение, помогают детям превратить ощущение своей грандиозного в более реалистичное представление о себе. В возрасте около 18 месяцев мать и ребенок больше не могут долго и эффективно функционировать как симбиотическое «Мы". Иллюзия всемогущества Матери постепенно угасает. Вместе с этим, вплоть до 3х-летнего возраста чрезвычайно энергичный ребенок все лучше осознает свою уязвимость и становиться озабоченным местонахождение матери и чувствует тревогу, когда она его покидает. В его присутствии он требует, чтоб она разделила с ним абсолютно все. Эту стадию называют восстановлением тёплых отношений. Это финальная стадия процесса сепарации-индивидуализации. Наличие гнева и ярости в этот период отражают возмущение ребенка, его возрастающей осознавание своего истинного места в мире и утрату контроля над своей Матерью, которая когда-то была частью его, такой же как лицо или руки. В конце этой стадии появляется здоровый ребенок с реалистичным ощущением Самости и осознаванием автономии других. Первые 2-3 года жизни представляют собой период нарциссизм, когда не полностью развитая Самость ребенка и отсутствие у него осознания инаковости других. Задача родителей показывать и соблюдать границы, которые не видит ребенок и обучать жить в мире с другими. Если этого не происходит, мы можем застрять на стадии детского нарциссизма. Именно отсутствие полноценного процесса сепарации-индивидуализации приводят к появлению нарциссической личности. Но это уже отдельная и широкомасштабная тема, о которой говорить можно очень много. Родители несомненно влияют на развитие собственного ребенка и хочется верить, что в этом плане люди, ставшие родителями будут осведомлены и успешны. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|