Кризис 15-16 лет. Отказ от воплощения

 
Муж одной из моих коллег, с которой я работал в психиатрической клинике, был этнографом, через нее мы заразились интересом к этой науке. Постепенно мы стали сопоставлять знания о человеке и социальных аспектах его жизни, накопленные в этнографии, с теми реалиями, которые мы изучали, будучи психологами.

Оказалось, что архаические представления о мире, а также древние ритуалы и способы организации жизни все еще проявляются в жизни современного человека. И то, что Юнг описывал как «архетипы», является лишь частным случаем проявления тех первых «импритингов» от столкновения с миром, которые сохранились в памяти человечества с тех древних времён. 

Одним из таких древних обрядов или ритуалов, которые привлекли наше внимание по причине того, что воспоминания о них в той или иной форме проявляются в психике современных людей, оказался обряд инициации.

Рудименты этого обряда мы до сих пор можем наблюдать в различных сообществах. Например, обряд инициации, или посвящения в какой-то определённый социальный статус, до сих пор встречается в российской армии. Он связан с таким явлением, как дедовщина, и проявляется в виде обряда перевода молодых солдат (духов) в старослужащих. Обряды инициации встречаются в некоторых университетах. В них происходит посвящение вновь поступивших абитуриентов в студенты. 

В древности обряд инициации выполнял функцию перевода юношей в статус взрослых членов племени. Для того, чтобы стать взрослым человеком, юноша должен был умереть в статусе ребёнка, а затем возродиться в уже совсем в другом статусе - взрослого человека: воина, охотника, мужчины.

Для того, чтобы факт «символического умирания» в качестве ребёнка не оставался чистой формальностью, неофитов проводили через жестокие испытания. На них оказывали и психологическое, и физическое воздействие, так что им действительно казалось, что смерть очень близко, и у них возникала иллюзия умирания. 

После символической смерти наступал черёд нового рождения, который также сопровождался особыми испытаниями, а порой даже пытками. И в итоге «новорожденный», прошедший через все муки умирания и рождения, становился полноценным членом племени. 

Обряд инициации обычно приходился на период 15-16 лет. К нашему удивлению, мы обнаружили, что у значительной части юношей, попадающих в клинику на обследование, присутствует мало объяснимый страх смерти и острое нежелание становиться взрослым, расставаться с детством.

После этого мы стали обследовать и тестировать и других юношей этого же возраста. Оказалось, что страх смерти в той или иной форме проявляется и в их тестах (мы использовали рисуночные тесты, Д-Д-Ч, пиктограмму и тест Роршаха). 

Мы назвали этот синдром «отказом от воплощения». 
Если отбросить в сторону разные нюансы и тонкости, то можно сказать, что в период возрастного кризиса 15-16 лет в психику молодых людей начинают проникать «архаические страхи». В рамках концепции Юнга о коллективном бессознательном можно было бы назвать эти страхи «архетипами».

Получается, что тот вполне оправданный страх перед обрядом инициации, который испытывали юноши в древние времена, каким-то образом проникает из исторической памяти в души современных мальчишек и доводит некоторых из их до состояния острого невроза. 

У наиболее интровертированных и склонных к созерцанию юношей, у которых этот «невроз» проявлялся в достаточно сильной форме, в тестах и описаниях появлялись образы и переживания, очень сильно похожие на то, что могли испытывать наши предки, когда их пропускали через обряд инициации. В панике перед надвигающейся угрозой они судорожно вцеплялись в свое детство, у них отмечался всплеск инфантилизма и ненависть ко всему «взрослому». И, как уже говорилось, их преследовал необъяснимый страх смерти.

Психика на бессознательном уровне боролась с проникающим в сознание архетипом. И призыв учителей и родителей: «уже пора прощаться с детством и становиться наконец-то взрослым», вгонял этих «неофитов» в состояние, близкое к неврозу. 

Как уже говорилось, мы назвали этот синдром «отказом от воплощения». 
Предполагалось, что подростки просто боятся смены своего социального статуса, так как это событие ассоциируется со смертью, они как бы отказываются воплощаться в образе взрослых людей.   

PS. Для иллюстрации использован рисунок моей сестры Горевой Елены


Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Опасная женская привычка: 24 признака того, что ты уже на грани
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Одна ступенька в ад.  Или как распознать созависимые отношения перед тем как в них влипнуть.
  • Ритуал инициации — пропуск во взрослую жизнь
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Нужен ли мне этот мужчина!? Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Развитие через страх или через интерес?
  • Как понять, что любовь уже выросла?!
  • Что делать при депрессии после смерти близкого?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что такое дом в современном мире: как мы стали воспринимать самое безопасное место в мире
  • Страх перед возрастом. Жизнь после 40 лет.
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Как возникает страх и что с ним делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь