Любовный треугольник психоаналитической теории: сопротивление, вытеснение, перенос (часть 3)

Любовный треугольник психоаналитической теории: сопротивление, вытеснение, перенос 

Сопротивление чувствам 

Позже Фрейд отказался и от того чтобы класть руку на лоб, как от рудимента гипноза, и от уверений, убеждений и настойчивости. Фундаментального правила психоанализа - "всего лишь говорить то, что приходит в голову" - оказалось достаточным для получения необходимого материала, посредством которого возможно проводить эффективное лечение, которое теперь стало заключаться в кропотливой работе по восстановлению утраченных связей.

Но уже тогда Фрейд начал понимать, что его настойчивость излишняя:

"Таким путем, без применения гипноза, мне удалось узнавать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и оставшимися от них симптомами. Это была утомительная процедура, требующая много усилий, что не годилось для окончательной методики."

Однако я подтвердил, что забытые воспоминания не исчезли. Больной владел еще этими воспоминаниями, и они готовы были вступить в ассоциативную связь с тем, что он знает, но какая-то сила препятствовала тому, чтобы они сделались сознательными, и заставляла их оставаться бессознательными. Существование такой силы можно было принять совершенно уверенно, так как чувствовалось соответствующее ей напряжение, когда стараешься в противовес ей бессознательные воспоминания привести в сознание больного. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного.

"На этой идее сопротивления я построил свое понимание психических процессов при истерии. Также я хочу заметить, что с исследования истерии началось зарождение психоанализа, позднее была доказана всеобщность этого правила. Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. По механизму выздоровления можно было составить себе представление и о процессе заболевания. Те самые силы, как сопротивление, которые теперь препятствуют забытому стать сознательным, в свое время содействовали этому забыванию и вытесняли из сознания соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказательный благодаря неоспоримому существованию сопротивления." З. Фрейд

Вытеснение 

Далее Фрейд выясняет каковы силы и каковы условия вытеснения, того вытеснения, в котором мы теперь видим патогенный механизм истерии? Сравнительное изучение патогенных ситуаций при катартическом лечении  показало, что при всех этих переживаниях дело было в возникновении  желания, которое состояло в резком противоречии с другими желаниями индивидуума, желание, которое было несовместимо с этическими взглядами личности. Был непродолжительный конфликт, и окончанием этой внутренней борьбы было то, что представление, которое возникло в сознании как носитель этого несовместимого желания, подвергалось вытеснению и вместе с относящимися к нему воспоминаниями устранялось из сознания и забывалось. Несовместимость соответствующего представления с "Я" больного было мотивом вытеснения; этические и другие требования индивидуума были вытесняющими силами. Принятие несовместимого желания или, что то же, продолжение конфликта вызывало бы значительное неудовольствие; это неудовольствие устранялось вытеснением, которое является, таким образом, одним из защитных приспособлений психической личности." [34]

Можно сказать: истерические больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символом воспоминаний об известных (травматических) переживаниях, а сам процесс забывания значимых и эмоционально насыщенных событий жизни без проживания этих эмоций был назван вытеснением. [22]

Но наиболее знакомое нам вытеснение - это забывание, то есть сознание теряет не аффект, а мысленное содержание, которое было понято, но не смогло занять положение сознательных или доступных сознанию воспоминаний. [42]

Теория вытеснения - это краеугольный камень, на котором зиждется все здание психоанализа". Вытеснение как клинический факт заявляет о себе уже в самых первых случаях лечения истерии. Фрейд отмечал, что пациенты не властны над теми воспоминаниями, которые, всплывая в памяти, сохраняют для них всю свою живость: "Речь шла о вещах, которые больной хотел бы забыть, непреднамеренно вытесняя их за пределы своего сознания". Вытеснение особенно наглядно выступает при истерии, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики.

Как мы видим, понятие вытеснения изначально соотнесено с понятием бессознательного (само понятие вытесненного долгое время - вплоть до открытия бессознательных защит Я - было для Фрейда синонимом бессознательного).

Симптом как неудавшаяся попытка вытеснения. Та мысль, которая возникает у больного, сама образуется так же, как симптом: это новый, искусственный, эфемерный заместитель вытесненного. Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, тем меньше сходства между возникающей мыслью — заместителем вытесненного и самим вытесненным. Тем не менее эта мысль должна иметь хоть какое-нибудь сходство с искомым, в силу того, что она имеет то же происхождение, что и симптом. (З. Фрейд)

Говоря прямо, исследования истериков и других невротиков приводит нас к убеждению, что им не удалось вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание. Они, правда, устранили ее из сознания и из памяти и тем, казалось бы, избавили себя от большого количество неудовольствия, но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшим неузнаваемым заместителя. К этому-то замещающему представлению вскоре присоединяются те неприятные чувствования, от которых можно было считать себя избавленным благодаря вытеснению. Это замещающие вытесненную мысль представление — симптом — избавлено от дальнейших нападений со стороны обороняющегося "Я", и вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание. [34]

Симптом (истерический) образуется на месте неудавшегося вытеснения.

С использованием катарсического метода формируются заключения о связи симптомов с патогенными переживаниями или психическими травмами. В симптоме наряду с признаками искажения есть остаток какого-либо сходства с первоначальной, вытесненной идеей, остаток, позволяющий совершиться такому замещению. Позже симптом также рассматривается как сновидение.

Заслугой Бройера и Фрейда было то, что они поняли, что исте­рия — это не только не притворство (как думали многие психиат­ры в XIX веке), что истерический симптом — это как бы немая эм­блема, смысл которой в том, чтобы обратить внимание окружаю­щих на то, что мучает невротика. Эта концепция была развита в Книге одного из представителей антипсихиатрического направления в психологии 1960-х – 1970-х годов Томаса Саса «Миф о психическом заболевании», где он писал, что истерический симптом — это не­кое сообщение, послание на иконическом языке, направленное от невротика близкому человеку или психотерапевту, послание, кото­рое содержат сигнал о помощи. [25]

 

"Сексуальность" симптомов 

"Я знаю, что этому моему утверждению не очень-то доверяют, однако:  психоаналитические исследования сводят с действительно удивительной правильностью симптомы страдания больных к впечатлениям из области их любовной жизни; эти исследования относятся к эротическим влечениям и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов." З. Фрейд

Фрейд считал, что это что-то травмирующее, особенно сексуально. В случае актуального невроза сексуальное телесное влечение не может найти адекватного выхода в психическую область, таким образом, оно превращается в тревогу или неврастению. Психоневроз, с другой стороны, не что иное, как развитие этого провоцирующего тревогу ядра.

Исходно во фрейдистской теории, это ядро настолько травматическая сцена, что пациент не может или не хочет что-либо помнить о ней, — слова отсутствуют. Это ядро сексуально и имеет отношение к соблазну; отец представляется злодеем, чем и объясняет травматический характер этого ядра; оно связано с вопросом сексуальной идентичности и сексуальных отношений, но, странным способом, с акцентом на прегенитальности; и, наконец, оно старо, очень старо. Казалось бы, сексуальность до наступления сексуальности, поэтому Фрейд будет говорить о «до-сексуальном сексуальном испуге». Чуть позже он, конечно, отдаст должное инфантильной сексуальности и инфантильным желаниям. 

Посмотрим на Дору: она непрерывно ищет знаний о сексуальном, она консультируется с мадам К., она проглатывает книги Мантегацца о любви (это Мастерс и Джонсон того времени), она тайно консультируется с медицинской энциклопедией. Даже сегодня, если Вы хотите написать научный бестселлер, Вы должны писать что-то из этой области, и успех Вам гарантирован. Во-вторых, каждый истерический субъект продуцирует фантазии, которые представляют собой странную комбинацию из знаний, втайне добытых ими, и предположительно травмирующей сцены.

Открытие инфантильной сексуальности 

Если большинство людей, врачи или не врачи, не хотят ничего знать о сексуальной жизни ребенка, то это совершенно понятно. Они сами забыли под влиянием культурного воспитания свою собственную инфантильную деятельность и теперь не желают вспоминать о вытесненном. Вы придете к другому убеждению, если начнете с анализа, пересмотра и толкования своих собственных детских воспоминаний.

 Самая выдающаяся характеристика инфантильной сексуальности касается не столько проблемы инфантильно-сексуальных игр, скорее наиболее важное – это их (инфантильных субъектов) жажда к знанию. Точно так же как истерический пациент, ребенок хочет знать ответ на три связанные друг с другом вопроса: 

Первый вопрос касается разницы между мальчиками и девочками: что делает мальчиков мальчиками, и девочек – девочками? 

Второй вопрос касается темы появления детей: откуда взялись мой младший братик или сестричка, как появился я? 

Последний вопрос об отце и матери: что за отношения между этими двумя, почему они выбрали друг друга, и, особенно, что они вместе делают в спальне? 

Это три темы сексуальных исследований в детстве, как Фрейд описал их в своих «Трех очерках по теории сексуальности», называет их «инфантильные сексуальные исследования» и «инфантильные сексуальные теории». Тема, приковывающая внимание, в первом вопросе касается отсутствия пениса, особенно у матери.

Объяснительная теория говорит о кастрации. Препятствие во втором вопросе – появления детей – касается роли отца в этом. Теория говорит о соблазне. Последний камень преткновения касается сексуальных отношений как таковых, и теория дает только прегенитальные ответы, как правило, в насильственном контексте. 

Далее Лакан скажет, что невозможность найти ответы на вопросы про кастрацию, первоотца и первосцену - ядро невроза. Эти ответы будут развиты и усовершенствованы в личных фантазиях субъекта. Значит, мы можем уточнить дальнейшее развитие цепочки означающих в нашей первой схеме: их дальнейшим развитием является ни что иное, как первичные фантазии, из которых могут развиться возможные невротические симптомы, на фоне скрытой тревоги. Эту тревогу всегда можно проследить до исходной ситуации, которая вызвана развитием защит в Воображаемом. Например, Элизабет фон Р., одна из пациенток, описанных в «Исследованиях истерии», заболела от мысли о возможности интрижки с мужем ее умершей сестры.  В случае Доры Фрейд отметит, что истерический субъект не имеет возможности выносить нормальную возбуждающую сексуальную ситуацию; Тогла каждая встреча с сексуальностью всегда неудачна: слишком рано, слишком поздно, не в том месте. Истерическая позиция по существу – это неприятие общего ответа и возможности производства персонального.

Каждый раз, когда истерический субъект находится перед выбором относительно одной из этих трех центральных тем, - это не столько выбор, сколь скорее отказ выбирать, он старается избежать этого и хочет удержать обе альтернативы, поэтому центральный механизм в образовании истерического симптома – это конденсация, сгущение обеих альтернатив. В статье о связи между симптомами и истерическими фантазиями Фрейд отмечает, что за каждым симптомом не одна, а две фантазии – маскулинная и феминная. Общим результатом этого не-выбора является, конечно, то, что в итоге ни к чему не приводит. Вы не можете иметь пирожное и есть его. Фрейд дает очень креативную иллюстрацию, когда описывает известный истерический припадок, в котором пациентка играет обе роли в сексуальной фантазии, лежащей в основе: с одной стороны пациентка прижимала свой наряд к телу одной рукой, как женщина, в то время как другой рукой она старалась сорвать его – как мужчина. Менее очевидный, но не менее распространенный пример касается женщины, которая хочет быть максимально эмансипированной и идентифицируется с мужчиной, но чья сексуальная жизнь переполнена мазохистичными фантазиями, и в общем – фригидна.

Каждый субъект должен делать определенные выборы в жизни. Он может найти простой выход из положения с уже готовыми ответами в его обществе, или же его выборы могут быть более персональными, в зависимости от его или ее уровня зрелости. Истерический субъект отказывается от уже готовых ответов, но не готов делать персональный выбор, ответ должен быть произведен Господином, который никогда не будет господином в полной мере. [4]

Тогда симптом - это попытка сделать выбор, тоесть принять кастрацию, что остается ключевой дилемой в анализе. 

Феномен переноса 

"Я еще не сообщил вам самого важного, опытом добытого факта, который подтверждает наше положение о сексуальности как движущей силе невроза. Всякий раз, когда мы исследуем невротика психоаналитически, у последнего наблюдается неприятное явление перенесения, т. е. больной переносит на врача целую массу нежных и очень часто смешанных с враждебностью стремлений. Это не вызывается какими-либо реальными отношениями и должно быть отнесено на основании всех деталей появления к давним, сделавшимся бессознательными фантазиям-желаниям." З. Фрейд 

"Перенесение наступает при всех человеческих отношениях, так же как в отношениях больного к врачу, самопроизвольно; оно повсюду является истинным носителем терапевтического влияния, и оно действует тем сильнее, чем менее мы догадываемся о его наличии. Психоанализ, следовательно, не создает перенесения, а только открывает его сознанию и овладевает им, чтобы направить психические процессы к желательной цели." З. Фрейд

Что касается роли травм, то они могут оцениваться, как отмечал это Фрейд еще в 1895 году, исключительно ретроспективно: 

"Необходимая аналитическая работа не должна останавливаться на переживаниях времени заболевания, если она должна привести к основательному исследованию и выздоровлению. Она должна дойти до времени полового развития и затем раннего детства, чтобы там определить впечатления и случайности, обусловившие будущее заболевание. Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов. Здесь мы приходим к тому же результату, как при исследовании сновидений, а именно — что остающиеся, хотя и вытесненные желания детства дают свою силу образованию симптомов. Без этих желаний реакция на позднейшие травмы протекала бы нормально. А эти могучие желания детства мы можем, в общем смысле, назвать сексуальными."  З. Фрейд

Все дело в том, что события для нас являются значимыми исключительно с субъективной точки зрения, вызвавшее сильные переживания, т.е. это связно с нашим отношением, а значит нашими чувствами.  Тогда нас мучают не воспоминания, а связанные с ними острые, порой непереносимые чувства, которые забыть нельзя -  можно только пережить (изжить). И тогда нас перестанет мучить то, что казалось невозможным забыть никогда. [22].

 

Список литературы: 

  1. Арру-Ревиди, Ж.  Истерия / Жизель Арру-Ревиди; пер. с фр. Ермаковой Е.А. - М.: Астрель: ACT, 2006. – 159 с.
  2. Бенвенуто С. Дора убегает// Психоаналіз. Часопис, 2007.- N1[9], К.: Международный Институт Глубинной Психологии, - С. 96-124.
  3. Блейхер В.М., И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.
  4. Пол Верхаеге. "Психотерапия, Психоанализ и Истерия." Перевод: Оксана Ободинская 17/09/2015 
  5. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород, 1998
  6. Грин А. Истерия. 
  7. Грин Андре "Истерия и пограничные состояния: хиазм. Новые перспективы". 
  8. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмкнда Фрейда
  9. Джойс МакДугал "Тысячеликий Эрос." Перевод с английского Е. И. Замфир под редакцией М. М. Решетникова. Спб. Совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б&К 1999. - 278 с.
  10.     10.Забылина Н.А. Истерия: Дефиниции истерических расстройств. 
  11.     11.Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
  12.     12.Курню-Жанэн М. Шкатулка и ее секрет// Уроки французского психоанализа: Десять лет франко-русских клинических коллоквиумов по психоанализу. М.: «Когито-Центр», 2007, с.109-123.
  13.     13.Кречмер Э. Об истерии. 
  14.     14.Лакан Ж. (1964) Четыре основные понятия психоанализа (Семинары. Книга ХІ) 
  15.     15.Лахманн Pенате. «Истерический дискурс» Достоевского // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей. - М.: Новое издательство, 2006, с. 148—168
  16.     16.Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу.- М: Высшая школа, 1996.
  17.     17.Мазин В. З. Фрейд: психоаналитическая революция - Нежин: ООО "Видавництво "Аспект - Поліграф" - 2011.-360с.
  18.     18.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Класс, 2007. - 400 с.
  19.     19.МакДугалл Дж. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. Спб.: Издательство ВЕИП, 2002
  20.     20. Ольшанский Д. А. "Клиника истерии".
  21.     21. Ольшанский Д. А. Симптом социальности в клинике Фрейда: Случай Доры // Журнал Credo New. No. 3 (55), 2008. С. 151—160. 
  22.     22.Павлов Александр "Пережить чтобы забыть"
  23.     23.Павлова О.Н. Истерическая семиотика женского в клинике современного психоанализа. 
  24.     24. Висенте Паломера. "Этика Истерии и Психоанализа." Статья из 3 номера “Lacanian Ink”, текст которой был подготовлен по материалам выступления на CFAR в Лондоне, в 1988 году. 
  25.     25. Руднев  В. Апология истерического характера.
  26.     26. Руднев  В. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. – М.: Издательский дом «территория будущего,  2007. – 328 с.
  27.     27. Руднев В.П. Педантизм и магия при обсессивно – компульсивных расстройствах // Московский психотерапевтический журнал (теоретико – аналитическое издание). М.:МГППУ, Факультет психологического консультирования, №2 (49), апрель – июнь, 2006, с.85-113.
  28.     28. Семке В.Я. Истерические состояния / В.Я. Семке. - М.: Медицина, 1988. - 224 с.
  29.     29. Стернд Харольд История использования кушетки: развитие психоаналитической теории и практики 
  30.     30. Узер М. Генетический аспект // Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология: теория и клиника. Серия «Классический университетский учебник». Вып.7. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001, с.17-60.
  31.     31. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М.: Академический проспект, 2004, - 848 с.
  32.     32. Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии (1895). - Санкт-Петербург: ВЕИП, 2005.
  33.     33. Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии. Случай Доры (1905). / Истерия и страх. - М.: СТД, 2006.
  34.     34. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. 
  35.     35. Фрейд З. О психическом механизме истерических симптомов (1893) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 9-24. 
  36.     36. Фрейд З. Об этиологии истерии (1896) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 51-82. 
  37.     37. Фрейд З. Общие положения об истерическом припадке (1909) // Фрейд З. Истерия и страх. - М.: СТД, 2006. – С. 197-204. 
  38.     38. Истерия: до психоанализа и без него, современная история истерии. Энциклопедия глубинной психологии / Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие / Истерия 
  39.     39. Хорни К. Переоценка любви. Исследование распространенного в наши дни типа женщин //Собрание сочинений. В 3т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. М.: Издательство «Смысл», 1996.
  40.     40. Шапира Л.Л. Комплекс Кассандры: Современный взгляд на истерию. М.: Независимая фирма «Класс, 2006, с.179-216.
  41.     41. Шепко Е. И. Особенности современной истерической женщины 
  42.     42. Шапиро Дэвид. Невротические стили. – М.: институт Общегуманитарных исследований. / Истерический стиль
  43.     43. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика,1997.


Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Счастливо жить - это ЛЮБИТЬ и РАБОТАТЬ" З. Фрейд.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Хочу не разрушиться в отношениях... Делаю это так как умею".
  • Чем опасны тренинги про "Успешный успех" и как это связано с сексом?
  • "Хочу!" - "Не могу!" или "Не хочу!"? Что выбрать - немощность или ответственность?
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из ответа на вопрос "Что сейчас происходит?"
  • "Как поймать счастье за хвост"... или "Вот она радость!"
  • Идеи, что помогают "Жить" а не "Существовать"
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Что такое психоанализ и как он "работает"
  • Что значит "вторичная выгода" от болезни и как от нее избавиться?
  • Что "прячет" симптом?
  • МЁРТВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Как понять, что "лошадь - сдохла"?
  • Что такое "не везет" и как с этим бороться
  • Манипуляции и манипуляторы: как понять, что вами управляют, и не попасть "на крючок"?
  • "Позитивная" психология, инструкция к жизни или что такое Невроз?
  • Как это "полюбить себя"?
  • "У мамы депрессия" Или что мешает быть счастливой в семье?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь