"Психологический старт" человека

Люди рождаются, развиваются и живут в разных социальных условиях.  И оценивать степень успешности людей, выросших в разных культурных, социальных и материальных кругах с помощью одной и той же меры, сильно затруднительно и, по большому счету, недальновидно.
 
Наш психологический рост тоже имеет свою "стартовую площадку".

Два человека могут расти в одних и тех же материальных условиях, но один растет в большой дружной семье, где все друг другу помогают, умеют и ссориться, и мириться, обнимают друг друга, говорят о своей любви, искренне восхищаются успехами друг друга и сопереживают в горе. 

А другой не знает, что такое заинтересованное внимание отца или доброе слово от матери. С ним не считаются, его переживаниями не интересуются, со своими проблемами он должен справляться сам.

Разница в полученном психологическом опыте и определяет "психологический старт" человека.

На прошлой неделе в моей ленте прошла волна постов про различие отношения к "стартовой" позиции в восприятии детей богатых родителей и людей, выросших в финансово неблагополучных семьях.

Речь шла о том, что тот самый "старт" человека, который говорит: "Родители отдали мне свою старую ауди и купили квартиру, а всего остального в жизни я добился сам" и история человека, для которого покупка подержанной машины - едва достижимая многолетним трудом цель, а собственного жилья - мечта всей сознательной жизни, которая даже на ее закате может так и не осуществиться.

И о том, что оценивать степень успешности людей, выросших в разных культурных, социальных и материальных кругах с помощью одной и той же меры, по меньшей мере, недальновидно.

То же самое касается и психологического статуса.
"Психологического старта".

Но дело в том, что "психологический старт" человека определить гораздо сложнее, чем социальный. Особенно, не имея специальной подготовки.

Глядя на доступный образ человека и не зная его личной истории, есть вероятность сильно ошибиться в оценке размера его жизненных достижений.

Что же определяет условия психологического старта?

Вот несколько важных параметров, имеющих ключевые значения:

  • Поддерживало ли близкое окружение в детстве его самостоятельность инициативу или подавляло и решало всё за него?
  • Проявляло ли интерес уважение к нему, его жизни, его чувствам или игнорировало?
  • Говорили ли родители растущему человеку о своей любви, обнимали, принимали или критиковали, отталкивали и отвергали?
  • Поддерживали ли в семье интерес, расположение и любопытство к людям, училили ли сотрудничать, общаться, решать конфликты или рисовали людей негативными красками, как тех, кого нужно бояться и сторониться, а то и ненавидеть?
  • Учили ли растущего человека ставить цели и достигать их или прерывали все попытки ощутить свою способность влиять на события своей жизни?
  • Учили ли взаимодействовать с противоположным полом, строить отношения, показывали ли пример любви, интереса и взаимного уважения или у ребенка был перед глазами только пример взаимных претензий, холодности, анигиляционной агрессии, оскорблений и унижения?

И это далеко не все маркеры, которые влияют на то, что можно назвать "психологическими стартовыми условиями человека".

Так что для того, чтобы дать объективную оценку человеку в уровне его жизненных достижений, нужно понимать, каков был его "психологический старт".

Возможно, со стороны, с вашей точки зрения вам кажется, что какой-то человек не достиг в жизни ничего значимого и важного.

Возможно, любая из описанных выше характеристик кажется какой-то банальной, не важной, слишком "бытовой" и вызывает удивление, что она может иметь значение.
"Это же просто жизнь. Все как-то ее живут".
Как-то воспититываются, развиваются, вырастают...

Но если вы смогли бы увидеть жизнь человека в перспективе, вам бы стало понятно, какой именно путь он преодолел.

Какой опыт и знания обрел он на своем пути. 
С какими припятствиями встречался.
Какие преодолел.

И какими ресурсами, на самом деле, обладает.

....

И, конечно, бывает так, что на месте недооцененного "другого человека" перед самими собой оказываемся мы сами.

  • Когда критикуем, досадуем, ругаем себя, разочаровываясь в самих себе, ожидая от себя большего и не достигая того, что кажется необходимым.
  • Когда не осознаем, с чего пришлось "стартовать" нам.
  • Когда не видим свой жизненный путь в перспективе.
  • Когда забываем, не придаем значения, игнорируем глубоко повлиявшие на наше развитие и выбор жизненных стратегий, условия, в которых мы развивались и росли.
  • Когда не замечаем, считаем не важными, мелкими и незначительными свои успехи и достижения.
  • Когда нам кажется, что мы - не те, кем могли бы быть.
Глядя на успехи других людей, мы критикуем себя, требуем от себя непосильного, сокрушаемся о непокоренных вершинах, обвиняем в недостатке стараний. Что уводит нас от успеха, радости и удовлетворения от своей жизнью еще дальше. 

Самообвинения и попытка игноировать свое прошлое служат плохую службу. Дерево не может расти без корней, цветок не может расцвести без стебля.  Чтобы реализовать свой потенциал и быть счастливым, человеку необходимо иметь способность давать себе честный отчет в том, кто он есть и кем он был. Даже если воспоминания о прошлом не вызывают энтузиазма.

И здесь можно сказать, что психотерапевт - это человек, который знает, какими дорогами проходит путь "узнавания и принятия себя". 
Он уже давно идет по нему сам.

И способен сопровождать других людей, обладая необходимыми для этого чувствительностью, взглядом, опытом, знаниями и навыками.



Просмотров: 335
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Психологический старт» человека: 9 неполезных и ошибочных способов относиться к себе
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • О том, как поддержать в горе или кризисе другого человека
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)
  • Прошлое человека объясняет его поведение
  • 10 признаков того, что пришло время отпустить человека
  • Стыд и его влияние на поведение человека.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • «Лифт» в прошлое: когда кажется, что прошлое нас преследует
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Заниженная и завышенная самооценка: причины, признаки, влияние на жизнь человека. Что делать в сложившейся ситуации?
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни (часть 2)
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Статья для тех, кто понимает на своем собственном опыте, что человеку измениться сложно
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Как сохранить самооценку? Даже если кажется, что никак
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Что такое психика? Из чего состоит психика человека?
  • Мужчина должен быть... или как мы выбираем "болт" вместо человека
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • «Любители» депрессии или о том, Как сложно любить человека в депрессии
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь