|
Психотерапия онлайн - история, ожидания и результат
"Психотерапия онлайн - это профонация" - скажут некоторые. Но где корни этого убеждения?
Каждый день люди пишут мне с запросом о консультации, однако большая часть обратившихся пропадают бесследно когда узнают о том как происходит подобная работа. Почему? Потому что о консультировании в сети многие знают лишь понаслышке и нередко опираются на мнение специалистов, которые не нашли себя в этой истории и раз и навсегда закрыли тему постулатом - "психотерапия онлайн - зло". В этой статье я расскажу вам как это все начиналось и какой был смысл психологического онлайн консультирования на постсоветском пространстве. А также напишу свой ТОП заблуждений о психотерапии в сети.
"И были сначала форумы"
Тот этап, когда интернет был по карточкам, по ночам или в интернет кафе мы пропустим, поскольку более менее адекватный формат для возможностей консультирования пришел лишь с появлением специализированных форумов. Мы жадно качали книги в библиотеке Ихтика и "заглядывали в рот" мастерам психологии которые консультировали в сети. Пока не разобрались что к чему и почему.
Как сейчас так и тогда безусловно был некий процент специалистов, которые хотели помогать ради помощи. Но в большинстве случаев в консультациях кроме вопрошающего принимали участие: "мастера психологии", которые набирали информацию для диссертаций и лекций, делились наработками; "новички психологи", которые учились у мастеров, подражая им или оттачивая оппозиционную политику; "бывалые" - консультанты которые не имели никакого отношения к психологии, но очень хотели дать совет, поскольку сами (или сестра мужа их троюродной племянницы) были в подобной ситуации и "знают каково это".
Клиент в свою очередь получал анонимность и консилиум, рассмотрение своего вопроса с разных позиций - плюсище. Основной недостаток состоял в том, что это было растянуто во времени (ответ на 1 вопрос можно было ждать от 2 суток до недели) и сложно было фильтровать информацию, отсеивать научное знание от личного мнения новичков и бывалых. Безусловно это была помощь, но назвать ее терапией не представлялось возможным никак. Первый шаг для более качественного анализа заключался в том, чтобы уйти в переписку по почте (т.е. вы почитали кто и как вам отвечает, выбрали специалиста для работы с вашим случаем и дальше общаетесь с ним тет-а-тет - ответ получаете на сутки быстрее и ничего фильтровать не нужно). Но и тогда одной из популярных тем обсуждения среди психологов стала тема о том, как оценивать такую работу. За количество слов? За количество отвеченных вопросов? Времени которое ты тратишь на описание? Или если ты хочешь взять полноценную часовую оплату, сколько писем ты должен отправить клиенту в неделю? и т.д.. Те кто освоился с этим методом и стал так работать, после долго не мог избавиться от привычки "читать письма от клиентов" с утра до ночи и в 1 час консультации умещать весь возможный спектр вопросов и ответов, т.к. не имея своевременной обратной связи специалисты привыкли страховать себя со всех сторон. Безусловно это не могло не повлиять на список минусов, которые забылись, но осели в голове многих. Польза такого взаимодействия таки сомнительна для обеих сторон, зато опыт.
"И создали школьники Аську"
Интернет-пейджер дошел до нас не скоро, но это существенно облегчало суть диалога, который теперь происходил в режиме "здесь и сейчас" без задержек и свидетелей, с большей возможностью реагировать адекватно запросу. Но отсутствие визуального сопровождения стало новым препятствием. По прежнему возражали психологи - терапевту сложно догадаться говорит клиент правду или нет, да и вообще какие невербальные сигналы посылает его тело, как он на самом деле реагирует на те или иные вопросы-ответы, имеют место сопротивление и защиты и тот ли там человек за которого себя выдает и т.д.. Даже в консультации по телефону голос и интонации могли дать больше, чем любой мессенджер с его смайликами. Интернет консультирование зло и профонация - в очередной раз постановили этические комитеты и возразить можно было лишь то, что если человеку действительно нужна обратная связь, то эффект терапии уже имел место быть (иначе бы не существовало телефона доверия в кризисных службах и пр.). Время шло, но отношение многих так и осталось на этом уровне развития вопроса.
"И последним словом стал Скайп"
Скайп мы пишем условно, потому что сегодня любой мессенджер с видеосвязью позволяет производить подобного рода консультирование. С одной стороны такая работа стала вызовом - имитацией реального терапевтического сеанса. С другой стороны на специалистов обрушился неожиданный шквал психопатологии и банальной человеческой непорядочности, что заставило в очередной раз пересмотреть форму такого взаимодействия.
На сегодняшний день существует множество исследований о том, что полноценная психотерапия онлайн не уступает по качеству очным встречам. Возможным это стало именно благодаря тому, что специалисты приложили максимум усилий, отчасти и в том, что перенесли все правила очного консультирования (сеттинг) в сеть. Это сработало. Если раньше европейские страховые компании категорически отказывались оплачивать "скайп терапию", то сейчас многие допускают консультирование в формате коучинга или краткосрочного курса "поведенческого моделирования" (КПТ). Даже в вариантах ограничения применения техник в связи с отсутствием физического присутствия (т.е."не могу использовать эту технику на расстоянии"), терапевты стали в контракты включать понятие о помощниках и "доверенных лицах", людях которые могут при необходимости помогать клиенту "на его стороне".
В результате онлайн консультирование стало не только грамотно простроенным и эффективным, но и дало возможность для работы людям, которые раньше не могли посещать терапевта по ряду организационных и психологических причин (начиная от ограничения во времени, далеком расстоянии, языковом барьере и заканчивая непосредственно тем, что открылись новые возможности для людей с ментальными расстройствами и пограничными, людей которые испытывают особые сложности в установлении контакта напрямую и людей, которые стремятся к особой конфиденциальности, если их проблема затрагивает часть и медицинских расстройств).
Но в постсоветском мышлении все получилось как всегда) Мы хотим использовать технологии будущего, опираясь на опыт 15 летней давности. Ведь по сути сейчас:
1 - материала для исследований и возможностей для создания качественной выборки у исследователей появилось очень много. Сегодня встретить "маэстро" на форуме в 100 раз сложнее чем раньше.
2 - начинающие психотерапевты получают информацию из сетевых архивов и практикуются под супервизорским началом.
3 - социальные сети и другие маркетинговые платформы дали возможность для более быстрой и качественной саморекламы.
И тогда мы вернулись к истокам, что в психотерапии оплачивается не количество и качество встреч, а время специалиста. И в интернете все чаще и больше клиенты стали получать ответы со смыслом: "Я вас понимаю, я вас поддерживаю, захотите реально что-то менять - вот мой номер телефона, цена"средне рыночная"". Безусловно это не значит, что срочно вдруг пропали все благотворительные проекты и волонтеры. Но вопрос стал формулироваться иначе - хочешь работать - это работа, хочешь поинтересоваться - получи статьи, ролики и тезисные ответы.
Отсюда я резюмирую ТОП заблуждений, с которыми мы еще не распрощались окончательно относительно работы онлайн.
1 - онлайн консультирование это только подобие настоящего консультирования, поэтому все не настолько серьезно, значимо и ответственно.
На самом же деле, как я писала выше, исследования показали, что консультирование онлайн не уступает очному консультированию. Процент же неудовлетворительных консультаций состоит именно в том, что клиенты не считая такую работу серьезной нарушают сеттинг - пропускают встречи, не выполняют оговоренные задания, отвлекаются в процессе или выходят в эфир при ком-то, из общественных мест и т.д..
2 - в сети нельзя проработать серьезную проблему.
Это заблуждение исходит из различий используемых методов. Если терапевт практикует гипнотерапию, телесноориентированный подход и направления в которых важен "физический" контакт - такое замечание справедливо. Однако большинство психотерапевтических направлений в своей основе имеют поведенческую и аналитическую базу, что не имеет никаких преград если клиент принимает решение работать над своим запросом.
3 - цена работы онлайн должна быть минимальной.
Это логично исходит из первых двух заблуждений, если такая работа несерьезна и поверхностна, то мы платим несерьезно и поверхностно. При этом как я писала выше, именно применение сеттинга очного (правил) к онлайн терапии помогло вывести его на реальный результативный уровень.
Более того, поскольку онлайн терапией интересуются больше эмигранты, они также стремятся выбрать минимальную цену. Однако в правилах терапии цена формируется не тем где и как проживает психотерапевт, а тем какую цену и значимость вкладывает клиент в свою работу.
Если сеанс психотерапии стоит как 1-2 пачки сигарет, короткая поездка на такси или поход в Макдональдс, то и ценность проделанной работы нивелируется к рядовой поездке, чашке кофе и прочему. Психотерапия это процесс качественных изменений, которые не случаются внутри шаблонов прошлого. Лично у меня наоборот возникает вопрос относительно квалификации психолога, который оценивает свою работу в 4 поездки на общественном транспорте.
4 - иллюзия простоты - онлайн терапия как экспресс метод.
"Посмотрел ролик в сети, там все очень просто - психолог умница, метод элементарный, нужно только проконсультироваться чтобы вставить в эту формулу свою проблему". Как я уже писала в другой статье, тревожное мышление очень часто апеллирует к нашему опыту безопасности - детству. В нем так или иначе все мы верим в существование волшебства и магии. Психотерапия же по сути и является тем методом, который помогает человеку психологически повзрослеть. Пока мы верим в существование волшебной таблетки, мы будем разочаровываться снова и снова - в форме, в методе, в специалисте и т.д.. Любые статьи и ролики это только знакомство и общая информация - это нужно и важно, но это никак не решает запрос клиента.
5 - психотерапия онлайн небезопасна. Здесь есть 2 момента.
а) это сомнения в полной конфиденциальности.
С одной стороны часть мессенджеров "прослушивается спецслужбами". Мне как человеку нередко работающему на границе между психической нормой и патологией всегда важно понимать, действительно ли клиент считает, что его персона так значима для спец.служб? Ведь те кто реально значим - знают об этом больше нас всех)
С другой стороны невозможно узнать, вдруг по ту сторону тебя слышит кто-то еще. Кроме того, чтобы использовать наушники с микрофоном, есть понятие доверия, без которого в психотерапии далеко не уйдешь. Какой смысл иметь информацию, которую дальше невозможно никак применить не обналичив нарушение этики да и просто человеческую непорядочность?
б) в процессе сеанса может случиться криз/приступ/истерика.
За 17 лет работы очной мне ни разу не попадался такой кейс. Но теоретически криз может случиться всегда и везде, поэтому тем кто действительно сомневается важно просто проговорить с психотерапевтом тему "доверенного лица".
Таким образом, ответ на изначальный вопрос "является ли онлайн консультирование профонацией" можно дать следующим образом:
В современных условиях, если человек относится к этой работе серьезно и вкладывается в нее также как и в очную - результат будет однозначно, что и доказали исследования. Если человек считает онлайн консультирование чем-то не настолько серьезным и стоящим - результат он получит соответствующий. И касается это в равной степени как клиента так и самого специалиста непосредственно.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|