Теория эго-состояний и психопаталогия

Данная статья предназначена прежде всего коллегам, но может быть полезна и тем, кто интересуется психологией и транзактным анализом.

Эго-состояние - это набор мыслей, чувств и поведенческих реакций. В каждый момент времени мы находимся в одном из трех эго-состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок. Для здоровой и сбалансированной личности нужны все три эго-состояния.

Родитель, Взрослый, Ребенок здорового человека

Родитель (Р) – это набор чувств, мыслей и образцов поведения, которые мы с самого раннего детства копировали у наших родителей и других значимых для нас взрослых. Родитель складывается как из всех убеждений, эмо­ций и схем поведения, которые мы выбрали для встраивания у своих реальных родителей, так и из Родителя, которого мы создаем для себя и продолжает создавать всю жизнь. Взрослый - это наша осознанность, наш внутренний компьютер, ведущая себя безэмоционально. Внутренний взрослый независим от наших переживаний: будь то запрет чего-то нашим Родителем или беспокойство Ребёнка, - помогает нам в сложных жизненных ситуациях принимать те решения, которые позволяют нам полностью их разрешить.

Ребёнок (Д - Дитя) – это та часть человека, которая думает, чувствует и ведет себя так, как он вел себя в детстве.

На картинке ниже представлена диаграмма эго-состояний здорового человека: все три эго-сотояния отделены друг от друга:

Пси­хо­па­то­ло­гия с точки зрения теории эго-состояний

Об­щая па­то­ло­гия пси­хи­че­ских рас­стройств под­раз­де­ля­ет­ся на струк­тур­ную и функ­цио­наль­ную.

Струк­тур­ная па­то­ло­гия вклю­ча­ет ано­ма­лии пси­хи­че­ской струк­ту­ры Ро­ди­те­ля, Взрос­ло­го и Ре­бен­ка.

Име­ют­ся два рас­про­стра­нен­ных ти­па - ис­клю­че­ние и за­ра­же­ние.

При ис­клю­че­нии од­но из Я-со­сто­я­ний в це­лях са­мо­за­щи­ты ис­клю­ча­ет дру­гие и на­чи­на­ет опре­де­лять по­ве­де­ние.

В слу­ча­ях "ком­пен­си­ро­ван­ной" ши­зо­фре­нии Ро­ди­тель ис­клю­ча­ет Ре­бен­ка. У рас­чет­ли­во­го уче­но­го пре­об­ла­да­ю­щим Я-со­сто­я­ни­ем яв­ля­ет­ся Взрос­лый. У нар­цис­си­че­ских, им­пуль­сив­ных лич­но­стей Ре­бе­нок ис­клю­ча­ет Ро­ди­те­ля и Взрос­ло­го. Ес­ли два эго-со­сто­я­ния ис­клю­ча­ют­ся, го­во­рят, что они спи­сы­ва­ют­ся (decommissioned).

При за­ра­же­нии од­но из эго-со­сто­я­ний втор­га­ет­ся во Взрос­ло­го. За­ра­же­ние Взрос­ло­го Ро­ди­те­лем ве­дет к из­вест­ной пред­взя­то­сти. Втор­же­ние Ре­бен­ка во Взрос­ло­го на­блю­да­ет­ся при бре­де. Двой­ное за­ра­же­ние вклю­ча­ет од­новре­мен­ное втор­же­ние во Взрос­ло­го Ро­ди­те­ля и Ре­бен­ка.

Вто­рым ти­пом пси­хо­па­то­ло­гии яв­ля­ет­ся функ­цио­наль­ный.

При функ­цио­наль­ной па­то­ло­гии гра­ни­цы Эго-состояний про­ни­ца­е­мы, что ве­дет к ла­биль­но­сти (флук­ту­а­ции) ка­тек­си­са (психической энергии) от од­но­го эго-со­сто­я­ния к дру­го­му.

Вме­сте с тем по­движ­ность ка­тек­си­са мо­жет на­блю­дать­ся и при от­сутствии де­фек­тов в гра­ни­цах эго-состояний. За­стой ка­тек­си­са воз­ни­ка­ет при слиш­ком мед­лен­ном его дви­же­нии. Гра­ни­цы эго-состояний мо­гут быть жест­ки­ми или прак­ти­че­ски непро­ни­ца­е­мы­ми; это яв­ля­ет­ся необ­хо­ди­мым усло­ви­ем ис­клю­че­ния. Раз­ви­тие пси­хо­па­то­ло­гии на­чи­на­ет­ся с трав­ми­ро­ва­ния эго-со­сто­я­ний в дет­стве; чем рань­ше про­изо­шла трав­ма, тем бо­лее се­рьез­ные воз­мож­ны по­след­ствия.

"Симп­то­мы яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­ем еди­нич­но­го опре­де­лен­но­го эго-со­сто­я­ния, ак­тив­но­го или ис­клю­чен­но­го, хо­тя они мо­гут быть ре­зуль­та­том кон­флик­тов, вза­и­мо­дей­ствий или за­ра­же­ний (контаминациями) меж­ду раз­лич­ны­ми эго-со­сто­я­ни­я­ми. Пер­вое симп­то­ма­ти­че­ское за­да­ние в струк­тур­ном ана­ли­зе, та­ким об­ра­зом, со­сто­ит в вы­яв­ле­нии эго-со­сто­я­ния, от­вет­ствен­но­го за про­яв­ле­ние симп­то­ма" (Berne, 1961, р. 61)

Гал­лю­ци­на­ции обыч­но ис­хо­дят от Ро­ди­те­ля. Бред, как пра­ви­ло, на­блю­да­ет­ся в ре­зуль­та­те за­ра­же­ния (кон­та­ми­на­ции) Ре­бен­ком Взрос­ло­го, по­это­му бред ча­сто вос­при­ни­ма­ет­ся как эго-син­тон­ный со Взрос­лым, как пе­ре­жи­ва­ния Взрос­ло­го. По­сле пре­кра­ще­ния за­ра­же­ния бред мо­жет со­хра­нить­ся, од­на­ко че­ло­век со­зна­ет, что эти пе­ре­жи­ва­ния не име­ют под со­бой ре­аль­ной ос­но­вы; они ста­но­вят­ся эго-ди­стон­ны­ми. "

По­гра­нич­ные симп­то­мы" (де­ре­а­ли­за­ция, де­пер­со­на­ли­за­ция, от­чуж­де­ние, чув­ства нере­аль­но­сти, уже пе­ре­жи­то­го и так да­лее) вы­те­ка­ют из "на­ру­ше­ний гра­ни­цы меж­ду Взрос­лым и Ре­бен­ком" (Berne, 1961, р. 63). Все эти симп­то­мы ши­зо­ид­ные по сво­ей при­ро­де.

"При ги­по­ма­нии на­блю­да­ет­ся ис­клю­че­ние Ро­ди­те­ля Ре­бен­ком при уча­стии за­ра­жен­но­го Взрос­ло­го, по­это­му пре­об­ла­да­ют нео­пси­хи­че­ские (Взрос­лый), хо­тя и на­ру­шен­ные, суж­де­ния. Ес­ли ма­ния про­грес­си­ру­ет, Взрос­лый и Ро­ди­тель тер­пят по­ра­же­ние от за­ря­жен­но­го пси­хи­че­ской энер­ги­ей Ре­бен­ка, ко­то­рый по­лу­ча­ет ши­ро­кие воз­мож­но­сти для сво­ей бур­ной де­я­тель­но­сти" (Berne, 1961, р. 66).

Симп­то­ма­ти­ка кон­вер­си­он­ной ис­те­рии про­ис­те­ка­ет от Ре­бен­ка, ко­то­рый ис­клю­ча­ет­ся Взрос­лым через по­дав­ле­ние. В це­лом, од­на­ко, при нев­ро­зе Ро­ди­тель яв­ля­ет­ся вра­гом. Рас­строй­ства ха­рак­те­ра и пси­хо­па­тии так­же яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­я­ми Ре­бен­ка в со­труд­ни­че­стве со Взрос­лым; им­пуль­сив­ный нев­роз так­же ко­ре­нит­ся в Ре­бен­ке, но уже без уча­стия Взрос­ло­го или Ро­ди­те­ля.

Функ­цио­наль­ные пси­хо­зы вклю­ча­ют все со­сто­я­ния, обыч­но ди­а­гно­сти­ру­е­мые как ма­ни­а­каль­но-де­прес­сив­ные и ши­зо­фре­ни­че­ские, од­на­ко вза­мен обыч­ной но­зо­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции в тер­ми­нах струк­тур­ных со­сто­я­ний они под­раз­де­ля­ют­ся на ак­тив­ные и ла­тент­ные.

"Ак­тив­ным счи­та­ет­ся пси­хоз, при ко­то­ром ис­пол­ни­тель­ная власть на­хо­дит­ся у Ре­бен­ка и ко­то­рый пе­ре­жи­ва­ет­ся как "ис­тин­ное "Я"", в то вре­мя как Взрос­лый спи­сан" (Berne, 1961, р. 139). При дру­гих со­сто­я­ни­ях, в част­но­сти при мяг­кой де­прес­сии, ги­по­ма­нии, рас­строй­ствах ха­рак­те­ра и па­ра­нойе Взрос­лый за­ра­жен Ре­бен­ком и со­труд­ни­ча­ет с ним, но не спи­сы­ва­ет­ся. Эти рас­строй­ства мо­гут пе­ре­ра­с­ти в ак­тив­ный пси­хоз.

При ла­тент­ном пси­хо­зе, ко­то­рый вклю­ча­ет в се­бя ком­пен­си­ро­ван­ные пси­хо­зы, ам­бу­ла­тор­ные пси­хо­зы, пси­хо­зы на фоне ре­мис­сии, а так­же пред­пси­хо­ти­че­ские, или по­гра­нич­ные, со­сто­я­ния, Взрос­лый об­ла­да­ет ис­пол­ни­тель­ной вла­стью и пе­ре­жи­ва­ет­ся как "ис­тин­ное я", хо­тя он за­ра­жен и/или вре­мен­но спи­сан.

Ис­точ­ник: Се­сил Пат­тер­сон, Эд­вард Уо­т­кинс. Тео­рии пси­хо­те­ра­пии. Гла­ва 11.(Сecil Н. Patterson and С. Edward Watkins, Jr. "Theories of Psychotherapy", 5th ed., 1997)



Просмотров: 272
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок
  • Прикладная пси-паразитология
  • Об эго-просветленных и о том, что делать, если вы попали в эту ловушку
  • Супер-Эго и Совесть
  • Эго на сковородке (фрагмент книги №3)
  • "Я, снова Я и Эго"
  • Про жизнь в иллюзиях, которые никогда не станут реальностью и фантомные боли при расставании с ними
  • Как выходить на выступление – то, что все мы знаем на свидании, но забываем при выступлении
  • При отсутствии детей в браке, я считаю, вполне можно разводиться. При наличии детей – нужно сильно подумать.
  • Что помогает выжить при онкологии и других тяжелых недугах?
  • Неспособность переносить одиночество или при чем здесь детский опыт?
  • Четыре секрета для тех, кто хочет всегда получать лучшие предложения при приеме на работу
  • Депрессия. Как не умереть при жизни
  • Cоциальный сканер: как понять, чем живет человек, при первой встрече
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ: ПРИХОТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ
  • Как навредить ребёнку при разводе. Руководство.
  • Тревожная воронка мыслей при эмоциональных расстройствах
  • Несколько советов как помочь себе при апатии
  • Как помочь девушке при ранней беременности: советы психолога
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • «Деньги – это про любовь, труд – это часть моей любви»
  • Что делать при панической атаке?
  • Что делать при панических атаках: 8 советов
  • Границы в отношениях: как их обозначить и сохранить? И как при этом сохранить отношения?
  • Точки опоры при внутриличностной тревоге
  • Техника облегчения состояния при любой проблеме
  • Помогает ли терапия при клинической депрессии?
  • Что делать при депрессии после смерти близкого?
  • НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
  • Что женщины упускают из вида при выборе мужчин.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь