Прикладная пси-паразитология

Прикладная пси-паразитология

Эти люди оказываются рядом неслучайно.

Их связывают глубокие,  невидимые нити,

 прочно удерживающие их друг с другом.

Занимаясь исследованием взаимоотношений в процессе психотерапии, я часто встречаюсь с феноменом комплементарности – вариантом своеобразного психологического симбиоза в паре. Типичным примером такого симбиоза являются браки с отношениями эмоциональной зависимости, неоднократно мною описываемые в том числе и на страницах этого пси-портала.

Довольно часто в работе с клиентами, обратившимися на терапию с запросом проблемных отношений с партнером, в моем сознании всплывает метафора из биологии, отражающая суть взаимодействия в паре Паразит-Хозяин. Это вид взаимосвязей между различными видами, при котором один из них – паразит – определённое время использует другого – хозяина – в качестве источника питания и среды обитания.

Далее по тексту я буду условно называть участников подобного рода человеческого взаимодействия в паре метафорично – Паразит и Хозяин. В психологии такую парочку обычно называют Жертва и Спасатель. Моя аналогия, несмотря на ее неблагозвучность, кажется мне более точной.

Как правило с запросом на терапию обращается Хозяин. Суть предъявляемых им жалоб можно определить как использование его  партнером – Паразитом. Характерная особенность такого взаимодействия – несмотря на очевидное и осознаваемое Хозяином  его использование Паразитом, он тем не менее не может с ним расстаться.  Варианты пар при этом могут быть самые различные: супруги, любовные партнеры, бизнес-партнеры, родители-взрослые дети.

В своей статье я попытаюсь ответить на следующие вопросы:

  • Каков психологический портрет Паразита и Хозяина?
  • Что их привлекает друг к другу и удерживает рядом?
  • Какие жизненные задачи они решают в этих отношениях?
  • Есть ли шанс прекратить или изменить эти отношения?
  • Когда появляется этот шанс?
  • Какие есть пути выхода из «ловушки комплементарности» для Паразита и Хозяина?

Пси-портрет Паразита

Паразит в биологии – это организм, живущий на поверхности или внутри другого организма и питающийся за его счёт. И в этом его суть. Наиболее яркими  чертами пси-Паразита являются следующие:

  • Психологическая инфантильность, личностная незрелость, которая проявляется в определенных чертах и способах контакта с миром и людьми, описанными ниже;
  • Склонность к манипуляциям в отношениях. Чаще всего инструментами манипуляции Паразита выступают обида и вызывание жалости к себе для поддержания у Хозяина чувств вины, долга и ответственности;
  • Непринятие ответственности за себя и свою жизнь и ее переадресация партнеру. Паразит всячески избегает личной ответственности, перекладывая ее на Хозяина;
  • Слабое Я. Неспособность к волевым действиям и Я-усилиям. Невозможность ставить цели и достигать их, реалистично планировать свою жизнь;
  • Преобладание детской «сказочной» картины Мира. Ожидание чуда, жизнь в иллюзиях, расчет на халяву.
  • Вера в то, что кто-то или что-то изменит его жизнь к лучшему;
  • Пассивное отношение к жизни, неспособность и нежелание что-либо предпринимать для ее изменения, проявляющееся в установке: «Не мы такие – жизнь такая!»

Пси-портрет Хозяина

Хозяин в биологии – это организм, предоставляющий свои жизненные ресурсы для паразита. В человеческих отношениях Хозяин характеризуется следующим:

  • Повышенное чувство вины и ответственности. Готовность в отношениях вваливаться в вину и брать ответственность за своего партнера и за его жизнь;
  • Неспособность противостоять манипуляциям партнера. Повышенная готовность вестись на апелляции к слабости, неспособности, ущербности партнера;
  • Проблемы с агрессией. Нечувствительность или слабая чувствительность к агрессии и невозможность проявить ее в отношениях;
  • Проблемы с психологическими границами. Нечувствительность к границам территории своего Я и/или неспособность их защитить в случае вторжения психологического агрессора в пространство Я;
  • Слабая чувствительность к потребностям своего Я. Отсутствие понимания своих жизненных целей, задач, жизненных смыслов. Поиск смысла своей жизни в жизни для другого;
  • Повышенная толерантность к психологическому насилию. Удивительная способность длительно пребывать в токсичных отношениях.

Внешне портрет Хозяина выглядит более социально приемлемым. Да и само слово Хозяин звучит более благозвучно, чем Паразит. Однако нам важнее психология выделенных персонажей вне социальных и моральных оценок. При таком подходе становится очевидно, что и тот, и другой варианты являют собой примеры дисгармоничности и дефицитарности Я.

Отношения в паре Паразит-Хозяин

Отношения, несмотря на внешне наблюдаемую  очевидную сложность и токсичность, тем не менее, удивительно устойчивы и часто длительны. Ведь эти люди оказываются неслучайно рядом. Их связывают глубокие, на первый взгляд невидимые нити, прочно удерживающие их друг с другом. Посредством этих странных отношений они пытаются решить свои  ранее нерешенные задачи развития. И их партнер  идеально для этого подходит.

А нерешенные задачи развития у каждого из них  свои.

Для Паразита такой задачей будет максимальное продление детства, своей инфантильной фазы развития. Это «пересосавший» родительской любви, заботы и внимания ребенок. В своем опыте отношений с родителями, которые всячески старались быть идеальными, он не смог разочароваться в них и пережить фрустрацию  их неидеальности – свергнуть родителей с трона их всемогущества, перестать на них «молиться» и переключиться на собственные ресурсы питания.  В силу этого он продолжает пребывать в иллюзиях того, что родители, а сейчас уже и все другие люди, подходящие под родительские фигуры, ему должны. Он настойчиво  ожидает от других и в целом от мира дальнейших бесплатных инвестиций в свою жизнь и настойчиво желает брать, ничего не давая взамен.

И его партнер-Хозяин с чрезмерной виной и гипертрофированной ответственностью идеально для этого подходит. В его жизненной истории есть место травме привязанностис отвержением, непринятием или обесцениванием. И он бессознательно сохраняет надежду получить опыт  здоровой привязанности в отношениях с партнером. Однако, его низкая самооценка и ощущение своей неполноценности  не позволяют ему выбирать для близких отношений психологически зрелых и самодостаточных партнеров. Для этого идеально подходит партнер-Паразит, в контакте с  которым можно избежать встреч со своим страхом брошенности. Он  создает у Хозяина переживание  нужды в нем настолько, что бросить его ему представляется невозможным: Я ему настолько нужен, что он меня никогда не бросит! Все это переживается как большая и сильная любовь.

Печальная правда жизни  в том, что ни Хозяин, ни Паразит не могут в этих отношениях решить свои незавершенные задачи развития. Хозяин, в силу нечувствительности к своему Я  и неспособности к агрессии из-за глубинного и часто неосознаваемого страха быть брошенным, не в состоянии обеспечить в отношениях для Паразита зону его ближайшего развития  и через фрустрацию его ожиданий создать условия для его психологического взросления. В свою очередь, инфантильный, неспособный к истинной близости Паразит, никогда не сможет «закрыть глубокую рану отвержения» Хозяина и удовлетворить его потребность в здоровой устойчивой привязанности.

Задачи терапии

Клиент Хозяин в терапии

В основном на терапию, как я уже отмечал, приходит клиент Хозяин.

Хозяин, осознав на первом этапе терапии свою ловушку комплементарности и свой вклад в эти бесперспективные и токсичные для него отношения, тем не менее, продолжает надеяться, что паразит уйдет сам.

Надеждам этим сбыться не суждено. Сам он не уйдет никогда! Это противоречит его сути. Разве, что к другому Хозяину. Возможность уйти из этих отношений или что-то в них изменить смогут появиться у клиента-Хозяина в процессе  терапии (как правило, достаточно длительной), когда удастся в контакте с терапевтом проработать свои незавершенные задачи развития. И таких задач для терапии оказывается у него не так и мало. Вот лишь основные:

  • Получить в терапевтических отношениях опыт безопасной привязанности и принятия;
  • Повысить и укрепить свою неустойчивую самооценку;
  • Вернуть чувствительность к своему я и его потребностям;
  • Осознать, присвоить и научиться управлять своей агрессией;
  • Осознать границы своего я и научиться их отстаивать;
  • Выстроить перспективу своего развития через осознание своих потребностей, ценностей, обнаружение своих смыслов.

Проработка в терапии этих задач дает возможность Хозяину изменить характер этих патологических отношений либо завершить их.

Клиент Паразит в терапии

Обращение за психотерапевтической помощью таким клиентом представляется мне скорее исключением.

Непережившие в отношениях с родительскими фигурами опыт фрустрации, эти уже физически взрослые люди оказываются в итоге психологическими детьми, инфантильными, с несформировавшейся волей, с неразвившейся эмпатией, неспособные к Я-усилиям. Это сильно снижает их шанс на исцеление.

Такие люди, как правило, не доходят до психотерапии, оставаясь в позиции потенциальных клиентов. Обычно они активно жалуются на жизнь и других людей, в том числе и на психотерапевтов, на различных психологических форумах. Психотерапевтов они обвиняю в безразличии, бесчувственности, бездушии и цинизме, пытаются упрекать и стыдить в жадности,  в том, что они не «лечат» бесплатно,  манипулируя при этом клятвой Гиппократа. Тем самым они пытаются манипулятивно развести терапевта на жалость, включить в нем Спасателя, и переложить на него всю ответственность за свою жизнь и свои проблемы.

Если все же такой клиент пришел на терапию и готов допустить хотя бы минимальный свой вклад в имеющиеся у него проблемы, то его ждет терапия взросления. Она непростая и не быстрая. Как, впрочем, и сам процесс естественного взросления. Клиент-Паразит будет ожидать от терапевта того же, что и от своего партнера-Хозяина. В процессе терапии он будет автоматически прибегать к различным манипулятивным уловкам для того, чтобы избежать личной ответственности, пытаясь возложить ее на терапевта.

Такие клиенты вызывают у терапевта противоречивые чувства: от раздражения до сочувствия. На поверхности лежит раздражение, глубже – сочувствие. Это внешне взрослые люди, но внутренне, психологически, они дети. Они не заметили, как у них выросли настоящие взрослые зубы. И они уже могут активно «вгрызаться ими в окружающий мир, пробуя его на вкус», но они по-прежнему пытаются кусать ими грудь, которая их кормит.

Основные задачи развития:

Цель: психологическое взросление, которое становится возможным при условии решения следующих задач:

  • Переживание и проживание опыта фрустрации;
  • Разочарование и избавление от иллюзий;
  • Формирование активной и ответственной жизненной позиции;
  • Коррекция картины мира от детской, сказочной в сторону более реалистичной, взрослой.

Терапия такого клиента – это терапия дефицита. А она намного сложнее. Приходиться взращивать у клиента в терапевтическом контакте те качества, которые оказались в процессе его жизнедеятельности не активированы и не развиты: эмпатия, воля, ответственность. Задача непростая, но при хорошей мотивации клиента и высоком профессиональном уровне и богатом опыте терапевта вполне решаемая.

Любите себя, а остальные подтянутся!!!



Просмотров: 137
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как привлечь мужчину в свою жизнь и не потерять его?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • А ты хозяин своей жизни?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Почему люди теряют смысл жизни и как его найти?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и основные актуальные проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Психологическая трансформация, символическое значение ритуала крещения и его отдельных элементов для анализа психических процессов
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Ограничения терапевта как его возможный ресурс
  • Что для мужчины в отношениях важнее секса с женщиной.
  • Что такое детские решения и как они влияют на вашу жизнь?
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Профессиональный джаз (О профессиональном становлении гештальт-терапевта и не только его)
  • Что мешает нам изменить свою жизнь к лучшему
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь