Симбиотические отношения в паре

Симбиоз - нормальное условие оральной стадии развития ребенка. Он переживается матерью и младенцем, как слияние и разделение их потребностей. Пример подобного симбиоза - мать, которая крепко спит в шумной комнате, но просыпается при малейшем беспокойстве своего малыша. Ребенок, в свою очередь, не дифференцирует ни себя, ни мать как отдельные личности, переживает себя и мать как единое целое.

На следующем рисунке представлена диаграмма нормального симбиоза, где позитивные Родитель и Взрослый матери способны обеспечивать безопасность ребенка (ознакомиться с теорией эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок - вы можете в статье: ""). Родительское и Взрослое эго-состояния которого недостаточно развиты для защиты самого себя и удовлетворения своих потребностей. Детское эго-состояние матери активно включено в процесс коммуникации с ребенком (по типу: “Bay! Классно! Здесь ребенок, с которым можно поиграть!”) .

В процессе роста ребенок развивает собствен­ные Родительское и Взрослое эго-состояния и постепенно начинает ощущать себя и мать как разные личности, которые самостоятельно чувствуют, думают, воспринимают этот мир, имеют свои потребности и действуют независимо друг от друга. Это стадия сепарации-индивидуации по M.Mahler. Таким образом, функции нормального симбиоза - выживание младенца в тот период, когда он реально беспомощен и зависим от матери, и развитие собственных функций контакта с реальностью (В) и обеспечения безопасности (Р).

На рисунке 2 представлена диаграмма патологических отношений, возникающих в результате нарушений в эту стадию развития ребенка. Например, это происходит в ситуации пренебрежения или безответственности матери. В этом случае с ребенком взаимодействуют негативные стороны ее эго-состояний. Негативный Критикующий Родитель вместо позитивного контроля и обеспечения границ безопасности; гиперопекающий Заботливый Родитель (Спаситель), или пренебрегающий своими обязанностями Заботливый Родитель. Негативные Адаптированный и Свободный Ребенок, которые видят в новом ребенке угрозу своему существованию.

На рисунке 3 изображена еще одна модель патологии - исключение матерью собственного Детского эго-состояния, когда мать находит в собственном ребенке замену недоступному Детскому эго-состоянию. В этом случае нарушается процесс сепарации-индивидуации и нормального развития независимой, автономной личности. То есть, так или иначе патология бывает результатом нарушенного взаимодействия матери и ребенка, когда мать “отыгрывает” собственные психические и физические проблемы.

Нарушение симбиотической стадии развития ребенка приводит к тому, что патологические паттерны ребенок усваивает и применяет в своей жизни. Очень часто в индивидуальном сознании выживание личности остается связанным с неразрешенными аспектами нарушенных симбиотических отношений.

Чтобы удовлетворить потребности, связанные с симбиотическими остатками, люди ищут симбиотические отношения в последующей жизни и действуют в большинстве таким образом, что и когда-то в первичных отношениях. Они забывают, что им уже не пять, не три и не один год, что они взрослые люди с другими возможностями и ресурсами, чем младенцы.

Они искажают восприятие реальности в интересах собственной картины мира. Иные паттерны восприятия и мышления угрожают развалом привычного мира, в котором человек уже освоился и более или менее приспособился и получает удовлетворение собственных потребностей.

Все, что противоречит сценарной картине мира личности, представляет угрозу для выживания и поэтому отсекается.

Источник: Шитов Е.А., Ховрачев А.П. "Теория пассивности Шиффов: обзор"



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок
  • Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок - в близких, интимных отношениях
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Влияние трио "Ребенок, Родитель, Взрослый" на нашу жизнь
  • Мать и ребенок в одной кровати
  • Родитель и ребенок: поменяться местами
  • Отношения «мать-дочь», как определяющий фактор развития будущей женщины.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • ПСИХОСОМАТИКА В РАМКАХ РАННИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • ПОКИНУТОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
  • Мать-подружка: нарушение границ материнско-дочерних отношений
  • Женские Архетипы. Мать Земная и Мать Великая.
  • Когда родитель болен
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • О пользе развития личности
  • Пограничный тип развития личности BORDERLINE
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1. Жестокое обращение с детьми: формы и последствия
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Почему люди ведут себя странно: деградация эмоциональных потребностей
  • Когда ваш ребенок сводит вас с ума
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ГЛАВНОЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ВЗРОСЛЕНИЯ
  • Когда твой ребенок — психопат
  • Страх и вина, когда ребенок в беде
  • Стадии развития. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • Критикующий Родитель в Транзактном анализе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь