Все многообразие обрядов, которые касаются жизнедеятельности и самой жизни человека, можно разделить на две группы: обряды и ритуалы перехода (из одного состояния в другое, из мира людей в мир нижний или верхний) и ритуалы трансформации, то есть превращения (как внешнего, так и внутреннего). Во всех ритуалах и обрядах использовались любые формы и методы проникновения или изменения состояний сознания. Здесь и визуальные технологии, и вербальные (от обычного барабанного ритма до песнопений), и телесные (ритуальные танцы), в которых широко использовались символы, образы и метафоры. Сегодня при создании психотехник обращаются к опыту шаманских практик.
Шаманизм — это практика традиционного целительства, прорицания и театрального действа. Главной целью практик является достижение экстатического состояния, а использование вспомогательных средств, например, галлюциногенных напитков, приводит к тому вожделенному состоянию сознания, когда человек открывает в себе новый, неизвестный ранее мир.
Шаманские ритуалы проводятся в критические моменты жизни общества или отдельного человека. Связано это с тем, что кризис обозначает разрыв времен, некую черную дыру.
Шаманские ритуалы проходили в форме некоей драмы, в основе которой лежит рассказ о путешествии. В любом случае действия шамана позволяют соотнести реальное время и так называемое время Оно — момент изначального времени, когда нарушилось равновесие; установить параллель между космическими сферами и частями тела; актуализировать определенные символы, знаки, образы, наиболее важные для шамана и зрителей драмы.
Выделяя факторы влияния, следует отметить особое чувство ритма. Более того, время ритуала оказывается ограниченным тем самым ритмом. Индивидуальный ритм должен совпадать с космическим. Подчиняя свое тело и сознание ритму Вселенной, человек раскрывается для проникновения в другой, тонкий мир.
Двигаясь в такт музыке, шаман погружается в состояние транса. Он позволяет себе подчиниться символам и образам, которые начинают окружать его. Битье в барабан или бубен, манипулирование дыханием, предварительное голодание дают возможность войти в незримую сферу, в которой причинность мира исчезает вовсе, обычные связи мира и естественные законы утрачивают свое значение.
Сама пространственная организация задает тон.
Наблюдаются следующие особенности:
- Отдельные части площадки имеют определенное значение.
- Движения частей тела шамана указывают то место, где происходит событие. Поскольку шаманские ритуалы — это путешествие в иные миры, то любое действие имеет четкое символическое зна чение.
- Звуки бубна способны увлечь за пространственные границы.
- Обязательно используются маски и прочие изображения существу ющих и несуществующих персонажей.
- Наконец, шаман как бы подвешивает «словесные декорации», формируя сценарий.
Неотъемлемой частью шаманских и других древних сакральных практик является ритуальный танец. Танцы разделяются по преследуемым целям:
- Охотничий (имитационный) танец, призванный «заклясть» преследуемое животное.
- Фаллические (брачные) танцы.
- Траурные танцы.
- Круговые танцы, носящие военный характер.
- Очистительные. Быстрыми ритмичными движениями люди стремились очиститься не только от негативных эмоций, но и от физических недомоганий.
Таким образом, шаманские практики были первыми психотехнологиями, которые способствовали гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Человек прислушивался к голосу бытия и обладал завидным мужеством ему следовать.