"Психолог" - профессия фейк? Дню психолога посвящается

Вчера мы отмечали профессиональный праздник "День психолога", все время о нем забываю, потому что когда я еще училась на психолога его отмечали в другой день. Я закончила работать в начале одиннадцатого вечера, села листать ленту ФБ, долайкивать поздравления коллег, собиралась с мыслями чтобы написать ответы на поздравления от бывших клиентов, как вдруг у одного за другим в ленте стала мелькать статья об отличиях психолога и психотерапевта, красиво и как бы грамотно обесценивающая профессию психолога. Для современного интернета статьи о том кто такие хорошие психологи и кто такие плохие это обыденность. Условно можно сказать так: "как учили меня преподаватели - это хорошо, как учили коллегу нет времени разбираться, поэтому - плохо". Ну очевидно, что не могли меня мои Учителя учить чему-то неправильному и соответственно все, что обратно моему не может быть хорошо. Потому статья меня не удивила. А вот задело именно то, что ее перепощивали психологи. И мне стало не понятно.
Зачем человек потратил 7 лет своей жизни на какую-то невнятную теоретическую профессию, которая годится только на то, чтобы читать лекции и вдруг что направлять людей к "настоящим специалистам" - психотерапевтам? 
Но потом я стала вспоминать как мы учились и поняла, что идея никчемности психолога культивируется самими преподавателями в ВУЗе. Курса с 3-го некоторые из них говорят, мол "вот учитесь вы учитесь, уже пол пути пройдено - не бросишь, выпускается вас от 30 до 90 человек в год и куда вы дальше пойдете? Кому вы нужны со своими дипломами психолога? Вы вообще видели где-то психологов живых кроме своих преподавателей? Чем-то семью кормить собираетесь или сразу на рынок? Ну ладно-ладно, не волнуйтесь. Вот есть у нас эдакий курс от высшего перевысшего учреждения все как в культурной Америке, там заяц в нем утка, яйцо, а в яйце диплом психотерапевта "Х". Не важно как ты учился и на кого, просто ряд превращений проходишь и ты уже психотерапевт с гонораром в еврах". Пройдет лет 10 после выпуска и ты узнаешь, что от этого у тебя ни клиентов ни прибавится, ни лицензию ты не получишь, ни одно серьезное учреждение заграницей не признает тебя специалистом, скорее всего разочаруешься в самом направлении, потому что как в любой профессии вопросов всегда будет больше чем ответов и т.д.. Но это все потом. Сейчас помни, что пока ты психолог - ты никто, канцелярская крыса и теоретик.
Но знаете, что я вам скажу по секрету? В меде говорили тоже самое. И в политехе нашем так говорят и в институте международных отношений, и в юрке - я узнавала. Просто у каждой профессии свой путь "инициации", кому то нужно ублажать научного руководителя, кому-то дела по судам подтягивать, кому-то на заводах бесплатно батрачить и пр..
А потом ко мне приходят в работу коллеги. Успешные, интересные, но с комплексом "недо". Потому что у них уже есть конечно "надцать" дипломов о таких-то школах, курсах и подкурсах, но  разве это дает им право на сокровенное? А другие коллеги пишут вроде "я понимаю, что вы 17 лет занимаетесь психосоматикой, провели ряд исследований и все такое, но извините, ваши статьи носят характер претензии на экспертность, фу". Да бросьте, вы шутите? В то время как третьи размахивая корочкой некого института о котором никто не слышал в мире кроме его выпускников и создателей, становятся "экзотическими" психотерапевтами (потому что такая модель позволяет не иметь ни психологического ни медицинского образования, но называться психотерапевтом), и распространяют информацию не просто не помогающую, а откровенно вредящую. Потому что если ты "просто психолог" тебя никто "не купит". И наоборот, если ты где-то что-то познал, смело называй себя психологом, т.к. даже настоящие психологи с дипломами ничего не значат на самом деле, если они не психотерапевты (не веришь - читай интернет).
Так вот, 14 лет назад, когда я пришла работать в школу, директор меня спросила "что делать будешь?". Я, запасшаяся настольной книгой Рогова, ответила "ну разное, а что делал предыдущий психолог?". "Не знаю, посмотри в бумагах" сказала директор и просто дала ключ от кабинета. Из всего стало понятно, что кто такой психолог и зачем он нужен в школе не знает никто.  А часть учителей сразу меня развернуло словами "я сама тут психолог, в ваших услугах не нуждаюсь" (ну по сути это тоже следствие, потому что для большинства и по сей день "психолог" это имя нарицательное). Но вскоре обнаружилось, что школа в обязательном порядке выписывает журнал практического психолога, в котором были разные консультационные случаи, программы тренингов, методики, бланки, нормативы и даже представьте себе ссылки на действующее законодательство о психологической службе в школе. Совсем моя работа изменилась когда меня вызвали в районо, так как оказалось, что психолог подчиняется не директору школы, а психологической службе - более старшему психологу (и так далее по пирамиде), и работает он не как придется, а по специально утвержденной психологами психологов программе, которая включает и работу с родителями и учениками и педагогами. И речь идет не просто о никому ненужном тестировании или формальном консультировании, а и об обязательном проведении различных тренингов и коррекционных занятий, консультаций личного характера, диагностике и диагностических заключениях и пр.. Потом оказалось, что психологи разных школ по очереди принимают у себя коллег (некое подобие балинтовских групп) где презентуют свои работы и достижения,  делятся опытом, наработками и просто общаются. Так однажды мы даже выезжали в школу, которая находится за пределами города, и, о Боги, оказалось что в поселках тоже работают "наши" психологи, а главный психолог знает их проблемные семьи и текущие ситуации. И все это регламентировано функциональными обязанностями и нормативными актами, и каждый психолог по итогу работы отчитывается и т.д..
Понимаете? То есть еще не так давно в институте нам рассказывали, что вы никто и никуда, а в работе оказалось, что у психолога есть все для того, чтобы вести нормальную практику. И законное время на самоподготовку (тогда это было 20 часов из 40), и зарплата на тот момент у психолога была выше, чем у самого забитого под завязку часами учителя, и практика и супервизия и возможность личной "терапии". Чем больше я общалась с коллегами, тем больше узнавала, что так работают разные государственные службы. Конечно у каждой свои особенности, но у всех есть своя структура и правила. Специальную многоуровневую подготовку проходят психологи для работы в МНС, на телефоне доверия, кризисные психологи. Подготовка некоторых военных психологов просто несопоставима ни с какими курсами НЛП и гипноза. Отдельная "каста" это детский или семейный психолог, организационный психолог - это все не самоназвания, это профессии за которыми стоит специальная программа подготовки в институте, законодательная база и закрепленные функциональные обязанности, профессии работа которых регламентирована и постоянно совершенствуется. Медицинские психологи, которые проводят судебную экспертизу (опять же по протоколу, а не на свое усмотрение), клинические психологи, которые работают в больницах и многие другие (не просто диагностируют и консультируют, а проводят реальную и порой длительную психологическую коррекцию и реабилитацию, владеют специальными навыками работы с психологической травмой и психологическими расстройствами).  И так далее, все сходу не перечислишь.
Получается, что не сталкиваясь реально с профессией мы живем слухами тех людей, кто толком не попробовал себя где-то дальше, чем теория психологии. Более того у нас сложился стереотип, что если психолог частный, то он "достойный", а если психолог государственный, то значит ума не хватило или денег. На деле же ситуация обстоит так, что чем дальше тем больше "частный бизнес" и "хронический нервоз" становятся синонимами. Именно поэтому многие перспективные психологи и психотерапевты бывает не выдерживают "гонки" и уходят на более спокойные позиции и должности (представьте себе на сегодняшний день из нашей студенческой группы я единственная кто остался в профессии). Когда многие из нас рассуждают о психологах, а тем более о психологах здесь и заграницей, они забывают, что везде все по-разному. В мире нет единой идеальной образовательной системы, где-то медицина устроена лучше, где-то хуже, в каждой стране оборона и наука идут разными рельсами, но в любой модели есть свои недостатки. И заграницей есть психологи и психотерапевты от которых хочется бежать и которые ходят по лезвию судебных процессов. Я всегда напоминаю, что какой бы ни была ваша профессия, вспомнив свою студенческую группу вы сможете назвать в среднем 3-5 действительно сильных студентов, но диплом получат все +/-30. В любой профессии мы ищем более престижные ВУЗы, но и в любой профессии диплом это только начало пути.
Люди мало знают о психологах и отчасти то, что они узнают больше спорная и частная информация из сети. Поэтому прежде, чем говорить о психологах с общественностью, психолог сам по себе должен начать ценить и уважать свою профессию, узнавать больше о коллегах и особенностях их реальной работы на местах, не вводить людей в заблуждение самоназваниями и псевдопсихологическими теориями, а быть в поле закона (в том числе иметь дипломы подтверждающие квалификацию и профиль) и т.д..
Мне вчера было очень обидно за коллег, потому что я горжусь тем, что я психолог, уважаю свою профессию, ценю те годы которые не просидела за партой, а провела и в тренинге, и в эксперименте, и в преподавании психологии согласно своему квалификационному уровню. Мне жаль, если этого не было у других, но это не значит что проблема в психологии, возможно просто кто-то ошибся ВУЗом или не повезло с преподавателями. Такое может случиться в любой профессии. Если психолог отучился 5-7 лет и не понимает глубины и силы своей специальности, то где гарантии, что его обучение психотерапии не прошло тем же курсом? Если психолог не понял значимости своих знаний и навыков, где гарантии, что он не продолжает транслировать частные установки преподавателя школы Х?
Мне кажется не будет у людей уважения и понимания профессии психолога, пока психолог сам не начнет ценить и уважать свою профессию.


Просмотров: 477
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • Что такое "психосоматика рака"? Если не обида, то в чем проблема психоонкологии?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • "Хочу!" - "Не могу!" или "Не хочу!"? Что выбрать - немощность или ответственность?
  • Идеи, что помогают "Жить" а не "Существовать"
  • "Крем" от всех проблем - чем "смазать" настроение и "сгладить" эмоции?
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Сказка "Так просто все изменить"
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • "Лепи меня, как я тебя," или кратко про "феномен Микеланджело"
  • "А где же благодарность?" - спрашивает мама, а вы не понимаете - за что!?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "Ну почему они все меня так раздражают?!"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Как поймать счастье за хвост"... или "Вот она радость!"
  • "Милая, почеши мне за ушком!" или: Что в силах жены в семье?
  • Что такое психоанализ и как он "работает"
  • Что значит "вторичная выгода" от болезни и как от нее избавиться?
  • "Эффект плато" или когда психотерапия "уже" не работает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь