ПереЖить потери и расставания

  Я отпускаю Вас на все четыре ветра 
Со звезд принес норд-ост мелодию разлук
Летите же, мой друг, да будет путь Ваш светлымНа запад, на восток, на север и на юг 
Л. Чеботарева «Романс о четырех ветрах» 
Возможна ли жизнь без расставаний и потерь?  Мы можем мечтать о том, чтоб это было так, но нет ни одной человеческой судьбы, которая обошла бы потери стороной. Вся наша жизнь пропитана разлуками – большими и маленькими.

В детстве мы учимся расставаться с родителями на время детского сада или школы, позже мы учимся уезжать далеко и строить свою самостоятельную жизнь. Помимо таких естественных разлук,  случаются разлуки внезапные, травмирующие и болезненные – такие как разрыв отношений, развод, смерть. 

Расставания вследствие смерти или разрыва отношений приносят боль и обращают человека к вопросу о смысле этого события в судьбе.  Человек сталкивается с вопросом о том, как жить с потерей, как продолжать свою жизнь в настоящем и как продолжать с надеждой смотреть в будущее. В большинстве случаев, психика способна восстанавливаться в результате утраты,  как кожа способна к восстановлению после пореза. Но иногда, потеря становится психической травмой, которая нуждается в исцелении.

«Травма -  всякое переживание, которое вызывает непереносимые душевные страдания или тревогу»   Д. Калшед

Можно выделить несколько причин, по которым психика может столкнуться с препятствиями на пути к восстановлению после потери.

- Внутренние силы человека на момент потери, или так называемая стрессоустойчивость.

- Ближайшее окружение

- Опыт прежних потерь

- Структура психики

Есть такая буддийская мудрость, которая гласит: если яйцо разбивается силой извне, жизнь прекращается, если яйцо разбивается силой изнутри, жизнь начинается. 

Окружение или задачи внешней жизни могут вторгаться в психику, которая пытается справиться с травмой.  Окружение может требовать « не унывать, держаться, прекратить плакать, продолжать жить»

Реакции окружающих часто преждевременны. Из лучших побуждений, матери потерявшей ребенка говорят: «ничего родишь другого», жене потерявшей или болезненно переживающей развод говорят «найдешь другого». Эти послания воспринимаются как вторжение, которое ломает хрупкую жизнь внутри яйца, кокона, в котором нуждается человек, для того чтобы начать новую жизнь.

Задачи в работе с утратой:

-прожить чувства вызванные потерей:  злость – на себя,  на другого за то, что ушел, злость на Бога, судьбу или других людей; чувство вины, разочарование и другие.

- работа над пониманием того места, которое занимал человек и осмысление того, кто или что может занять это место в жизни и душе человека.

- Найти смысл потери. Что это значило в судьбе, какой смысл принесла потеря, какая новая жизнь может начаться после переживания потери.

Иногда, человеческих ресурсов, не хватает для того, чтобы справится с травматическим событием. Тогда может потребоваться помощь психолога.

Видимые признаки того, что утрата стала травмой:

- длительная депрессия ( отсутствие желаний, аппетита, стремления к будущему, нарушение сна, разрушающее поведение, ухудшение других значимых отношений)

- соматические реакции – обострение хронических заболеваний, потеря чувствительности.

Задаваясь вопросом о том, что это  значит «не отпустить» или «не пережить» расставание, потерю, можно выделить следующие критерии:

- Искажение ощущение времени, как будто прошлое окрашено в более яркие краски, чем настоящее.

Постоянный возврат мыслями в прошлое, попытка найти тот день, час, минуту, в который можно было бы вернуться и исправить случившееся.

- проигрывание в голове вопросов «почему я?» « за что»

- Чувство вины, злость, которые возникают в повседневной жизни и приводят к разрушительным последствиям (вспышки неконтролируемой ярости, агрессия направленная на себя)

- Отсутствие контакта с реальностью. Что  означает невозможность снова любить или ценить существующие отношения, а так же восприятие текущих событий через призму прошлого. 

Так, например, мать, потерявшая дочь много лет назад, может говорить о том, что она слишком контролирует своего сына, не разрешает заниматься спортом, быть активным и рисковать. Страх потери руководит ею так сильно, что мешает матери видеть своего сына – активного и игривого. Таким образом гиперопека, может сигнализировать о непрожитой потери.

Фрейд в своей статье «Печаль и меланхолия» говорит о меланхолии, как отягощенном горевании, то есть болезненной реакции на потерю. Он говорит:   «При печали обеднел и опустел мир, при меланхолии – само «Я» .Таким образом задача работы горя восстановление своего Я, так как никто не может восполнить потерю во внешнем мире.  Нормально грустить и печалится, потеряв близкого. Нормально злиться и не соглашаться с потерей. 

Трудности возникают тогда, когда пустым и плоским ощущается сама личность, потерявшая часть себя. Ощущение потери себя приводит к попытке вернуться «Я» через возврат в прошлое, когда травма делит мир на «до и «после» события. Травма расщепляет  «Я», раздваивает его  на психику и тело. Часть эмоций остается в прошлом, и нитью привязывает человека к давним событиям.

Восстановить целостность своего «Я» можно при помощи психотерапевта, работая в группе. Почему важна именно группа?

1. Работа с чувством одиночества.  Этого не поймешь, пока сам не испытаешь (с)

Если у окружения не хватает слов или терпения на то, чтобы помочь пережить потерю, оно становится чужим и холодным.  Не поддерживающее окружение противостоит, нападает на чувства. Группа же дает возможность разделить свои чувства с другими, быть понятым и услышанным. Группа дает ощущение того, что человек имеет право на свои чувства, какими бы они не были.

2. Разный опыт поддержки и обратной связи.

Каждый человек уникален, у каждого свой способ мыслить, говорить, поддерживать, работая в группе, мы может расширять свой диапазон реакций и искать новые способы ответа на жизненные события.  Чем больше способов реагирования у нас в запасе, тем более защищены мы от психической травмы.

3. Группа – это защищенное пространство, в котором можно быть собой и в доверительной атмосфере рассказать свою историю .

Как можно помочь самому себе пережить травмирующие события?

- Принять чувства, которые возникают после потери.  От людей, посещающих мои группы, я все еще слышу попытки извиниться за их переживания и слезы «я слишком много плачу, уже надо успокоится и жить дальше, но я не могу». Это нормально – печалиться и оплакивать прошлое. Горевать, это естественный процесс, который проживают люди после потери.

- Осознавать телесные потребности и удовлетворять их. В первую очередь надо помнить, что наши чувства живут в теле, есть физиологическая реакция на стресс и реальные, физиологические причины ощущения подавленности – такие как изменение гормонального фона во время стресса, что выражается в снижении аппетита,  нарушении сна. Некоторые люди отмечают что  «ничего не чувствуют». Важно продолжать искать ответ на вопрос, что было бы приятно, хорошо для тела.  Любые способы восстановления будут полезны – прогулка, теплая ванная, любимая еда.

- Признать необратимость прошлого.  Мы не можем вернуться в прошлое и изменить его. Мы можем лишь наказывать себя за то, что совершили, или принять тот факт, что сделали все, что могли. В каждый момент жизни мы действуем на пределе своих возможностей. Если мы не сделали чего-то, значит, у нас не хватало знаний или возможностей.

- Разрешить себе снова получать удовольствие от жизни. Блокирует удовольствие, как правило, чувство вины и неосознанная злость. Это можно выразить такими словами : «Я ошибся, а значит не заслуживаю на счастье» «Я выжил, а  он нет, а значит я должен горевать всю оставшуюся жизнь» «Он обидел меня, бросив в одиночестве, пусть знает, как плохо он поступил» . Пережить чувства вины или злость, значит разделить их со значимым человеком или выразить в творчество.

- Осознать смысл потери для души. Это значит осмыслить изменения, которые произошли  внутри и признать их, как часть взросления и роста. Познакомится с новым собой, признав сильные и слабые стороны.

- Сохранить любовь в сердце,  при этом отпустив человека. Сохранить любовь в сердце, означает восстановить свою целостность и позволить себе направлять любовь на других людей, на себя и на новые жизненные задачи.

Кроме того, придать смысл, это значит принять прошлое таким, каким оно было по факту, а не таким, каким мы хотели бы его видеть.

Отпустить – не значит забыть или стать безразличным. Отпустить – значит оставить в прошлом, оставить в своей памяти и сделать событие частью своей истории, а не навязчивым настоящим.

"Прошлое - это история, которую мы рассказываем себе сами» - это цитата из фильма «Она» . Пережив потерю, важно рассказать эту историю и оставить её, начав писать новую историю своего настоящего.

 

Литература:

З. Фрейд «Печаль и Меланхолия»

Д. Калшед «Внутренний мир травмы»

П. Левин «Пробуждение тигра. Исцеление травмы»

Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании»

Ф.Е. Василюк «Пережить горе» 




Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Как детская травма от потери отца влияет на жизнь взрослой женщины.
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Психотерапия: изменить жизнь или оставить все, как есть?
  • Своя жизнь или эстафета из детства? Право на свою жизнь или как вырваться из плена чужих сценариев
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • НЕ ТАК СТРАШНА СМЕРТЬ, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ или СМЕРТЬ МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВОЙ.
  • 10 признаков того, что пришло время отпустить человека
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Как понять, что прошлое уже по-настоящему прошлое?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь