|
Меньше воспитания, больше любви и примераПодростковый возраст, это период, которого боятся большинство родителей. В это время происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В это время подростки характеризуются повышенной эмоциональностью и возбудимостью, чрезмерной активностью и высоким духом противоречия. Что с этим делать? Как с этим справляться, чтобы не потерять любовь и доверие собственных детей? Мир вокруг нас изменился —изменились и дети. Воспитание, основанное на страхе наказания, больше не оказывает на них воздействие. Старые методы запугивания уже не в силах сломать волю наших детей, они только настраивают детей против родителей и побуждают к бунту. Когда родители криком пытаются обуздать своё чадо, то получают обратный эффект. Подросток просто перестаёт слышать и слушать. Он прислушивается к родителям, когда родители прислушиваются к нему. Поэтому, нам , родителям необходимо менять старые методы воспитания. Ведь когда руководители компаний хотят сохранить конкурентоспособность на рынке, то им всё время необходимо меняться и совершенствоваться. Сначала необходимо самим родителям понять и принять, что их девочка или мальчик выросли. Перестать к ним относиться, как к младенцам. Дать подростку необходимое личное пространство, некоторую степень свободы и уважительное отношение к его личности и его выборам. Ведь то, как родители относятся к нему, так и он или она относится к окружающему миру. Любовь к себе и другим развивается на основании отношения родителей и их реакции на ошибки ребёнка. если подростков не стыдят за ошибки, а пытаются вместе разобраться в них, это дает им возможность научиться умению любить себя и принимать собственное несовершенство. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Эта разность видения ситуации есть источником множества конфликтов.
Когда родитель вынуждает или пытается вынудить ребенка принять определенное решение, он обычно менее озабочен краткосрочными последствиями и больше внимания уделяет более отдаленным последствиям этого решения. Существует, однако, гораздо более отдаленное последствие, которое игнорируется и родителем, и ребенком, а именно - научение подростка видеть и учитывать все последствия принятого решения. Учась доверять ребенку, позволяя ему принимать собственные решения и следовать им, родитель добивается и кратковременного преимущества бесконфликтности отношений с ребенком, и долгосрочной выгоды, поскольку убеждается: тот постепенно научается более ясно видеть и учитывать отдаленные последствия собственных решений. Когда родитель предотвращает (или пытается предотвратить) принятие ребенком решения, приводящего к нежелательным отдаленным последствиям, у ребенка оказывается меньше возможностей ощутить на себе эти отрицательные последствия; даже если он сталкивается с ними, то уделяет им недостаточно внимания, поскольку слишком озабочен борьбой против контроля родителей. Таким образом, ваша вера в способность ребенка принимать правильные решения оказывает на эту его способность стимулирующее влияние. Представьте себе: вы наблюдаете за тем, как бабочка старается выбраться из кокона. В действительности бабочка должна приложить немало усилий и в этом смысле испытать много "страданий", выбираясь из кокона, если тот достаточно неподатлив, прежде чем, взмахнув крылышками, полететь; если же ей "помочь" выбраться из кокона, то она скоро умрет. Зная это и понимая, что сын или дочь принимают решения, которые непременно приведут к неприятностям, разумный родитель тем не менее позволит ребенку принять их. Очень полезно для общения с собственным ребёнком-подростком вспомнить, а что вы в этом возрасте делали? Каким вы были? Что чувствовали? Что вам больше всего не нравилось и возмущало? Ответы и размышления на эти вопросы дадут возможность лучше понять своего выростающего и взрослеющего ребёнка.
Такие размышления и воспоминания лично мне были очень полезны, для понимания своих детей. Моя старшая девочка росла трудолюбивым ребёнком, но с очень жёстким и упрямым характером. И когда ей исполнилось 13, с ней очень сложно стало общаться. Приходя из школы—она запиралась у себя в комнате и могла долго не выходить и не общаться с нами. Тогда я вспомнила себя, и то что со мной происходило в этом возрасте. Нашла время и поговорила с ней «по душам». Пришлось снять с себя «прилизанный» образ отличницы и рассказать как дралась с мальчишками и девчонками, как прогуливала уроки, как вместо рыбьего жира покупала себе мороженное, а маме говорила, что я уже его выпила. Мне тоже бывало одиноко, так как я любила много читать, а девчёнки надо мной подтрунивали и называли заучкой. Вообще беседа задалась. Мы обсудили с ней множество разных ситуаций из её школьной жизни. Пришли к выводу, что отличаться от других— это нормально. Каждый человек неповторим. Можно любить классическую музыку при этом общаться с человеком, который любит Хеви Метал. При этом он не лучше и не хуже, а просто другой.
Обсудили, что совершать ошибки — это тоже нормально. Мы все просто люди и можем ошибаться. И это не значит что с человеком что- то не так. Нужно просто сесть и подумать о происшедшем, вынести с этого урок. Например, перестать врать маме и сказать честно, что я ненавижу рыбий жир и очень-очень люблю мороженое. И вместе найти золотую середину. Вообщем нужно договариваться. Говорить о том, что не нравиться. Выражать свое несогласие — нормально, но помнить, что родители пока главные . Нам, как родителям, в свою очередь, нужно разрешать детям говорить «нет». Ведь когда ребёнок может сказать «нет» дома и отстоять своё мнение, тогда он сможет сказать нет и другим, например тем, кто предложил ему сигарету или наркотики. Ну конечно был затронут животрепещущий вопрос мытья посуды и уборки комнаты. Этот переговорный процесс оказался самым сложным. Мы с дочерью выработали правила и договорённости, что я не трогаю и никуда не складываю её вещи без разрешения, а она в свою очередь раз в неделю занимается уборкой в шкафу и раз в неделю уборкой в комнате. Когда я хочу напомнить об уборке, то спрашиваю у неё: «В какое время тебе сегодня будет удобно это сделать? « И это срабатывает. Ведь ребёнок сам принимает решение «Когда» . Это даёт уверенность и поддержку подростку, что он самостоятелен и может сам принимать решения. Но, в свою очередь, я в обязательном порядке контролирую выполнение обязательств. И конечно же не забывать хвалить за сделанное. А то за не сделанное сто раз на дню можем отчитывать, а вот за выполненное сказать «спасибо» и другие тёплые слова поддержки - забываем. Ведь наши дети берут наши модели поведения. Если мы их только критикуем, и забываем поощрять, то и они будут только злиться и огрызаться, видеть везде только чёрное.
Также очень важно, в какой форме звучат просьбы. Если вы говорите: «Не сделаешь ли ты… ?» и «Сделай, пожалуйста…» (вместо крика: «Уберись, наконец!») это кардинально меняет ситуацию и творит чудеса. Разговор был долгий, но нам с дочкой удалось найти общий язык. Мы стали чаще обсуждать то, что происходит в школе, какие у неё возникают проблемы с друзьями, обсуждать и поддерживать её увлечения танцами. Но вот с посудой… Договорились купить посудомойку (спасибо прогрессу, помогает беречь нервы), да стоимость машинки вычли из её карманных денег (исключительно по её инициативе). Да, и ещё у меня подрастает сын, и тоже подходит к подростковому возрасту. С мальчиком совсем другие рычаги включаем. Но смысл тот же: любовь, уважение, контроль, доверие и… долгие, интересные, захватывающие рассказы отца о жизни. Иллюстрации: Eric Hibbeler. Когда девушка одни дома Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|