Зрелость - это готовность слышать "нет"

В последнее время я наталкиваюсь на информацию о том, что это значит — быть зрелой личностью, в каких психологических чертах проявляется эмоциональная зрелость, а что значит быть ребенком. При обсуждении этой темы подчеркивают возможность строить отношения и достигать успеха в работе, реализовать свой творческий потенциал. 

Я бы добавила, что важной характеристикой зрелой личности является умение переживать отказ.

Одной из задач развития является умение говорить «нет» другим, отстаивать свои интересы, отказываться от того,

 что не приносит радости или противоречит интересам. Умению говорить «нет» посвящены многие тренинги, ведь порой, людям требуется время чтобы научиться отказывать другим и не чувствовать себя при этом плохими и неудобными.

Но такой же важной задачей развития зрелой личности, является готовность быть по другую сторону, то есть слышать «нет» , на свои ожидания и просьбы. «Нет» нам говорят люди, «Нет» нам говорит сама жизнь. 


Расскажу одну замечательную притчу об этом.

«Маленький Мартин мечтал о велосипеде и в канун Рождества решил обратиться к Богу, чтобы он сделал ему такой подарок. Мать Мартина услышала его молитву и огорчилась, зная, что у их семьи нет денег на такой подарок. В Рождество, когда мальчик не получил то, что хотел мать, с сочувствием, спросила у него:

— Наверное, ты очень обижен на Бога, ведь он не ответил на твою молитву?

— Нет, я не обижен. Потому что он ответил на мою молитву. Он сказал мне «нет».

В ситуациях, когда «нет» воспринимается как наказание, происходит блокирование сил и жизненной энергии, человек отказывается воспринимать неудачи как естественную часть жизни, и начинает ходить по кругу всевозможных «почему?» и «за что?»

«Нет» присутствует в каждом мгновении жизни: мы слышим отказ в любовных, дружеских отношениях, в своих мечтах и целях, которые ставим перед собой. 


Есть несколько типов реакции человека на отказ в удовлетворении его потребностей:

— Я плох и потому мне отказали, а значит, я не буду спрашивать больше ни у кого.

— Я не заслужил то, что хочу, мне нужно искупить мою вину и может быть тогда все получится.

— Мир плох и в нем нет того, в чем я нуждаюсь, поэтому искать бессмысленно.

— Я буду искать дальше, во что бы то ни стало и все равно добьюсь своего.

Последний пункт кажется самым приятным, но в нем так же может скрываться незрелый способ поведения. Хорошо, когда человек способен быть целеустремленным и достигать целей, не травмируясь при неудачах, но плохо, когда желание добиться своего превращается в навязчивое повторение «дай», как у ребенка, требующего игрушку. Если невозможность услышать «нет» превращается в навязчивую попытку войти в одну и ту же закрытую дверь – стоит задуматься о своем умении принимать реальность.

Разговаривая с людьми в моем кабинете или за его пределами, я часто ловлю себя на мысли, что жизнь была бы намного проще, если бы люди приняли, что не все в этом мире доступно. И это ни плохо и ни хорошо, это просто факт.

Навык слышать отказ формируется в детстве, когда мы слышим первые «Нет» и «Нельзя». Это совершенно неизбежная часть процесса развития и  постижения ребенком внешних норм, правил, границ дозволенного и возможного. Вначале мы слышим отказ в своей семье и ближайшем окружении, потом в садике,  в школе. Это то время, когда нас призывают слушаться и принимать «Нельзя» безоговорочно. Это период детства, пока ответственность за нас несут взрослые. И если ребенок растет в поддерживающей обстановке, то в его жизни «Да» и «Можно» вполне компенсируют огорчения. В этом случае ребенок постигает внешнее ограничения как рамки, границы территории дозволенного в данной ситуации, а не как обиду, наказание или сообщение о том, что его отвергают. И, оказавшись во взрослой жизни, он будет вполне успешно справляться со своими чувствами в ситуации отказа.

И здесь поднимается вопрос о том, что значит «успешно справляться». Это не означает, что неприятные чувства полностью отсутствуют. Это означает, что они не блокируют жизненные силы человека, не загоняют его в депрессивное состояние и не устраивают обвал собственного достоинства. Отказ хоть и вызывает негативные чувства, но должен существовать в контексте «жизнь — продолжается!». А вот утрата этого ощущения действительно является психологической проблемой, которую надо решать.

Если говорить о способности зрелым способом принимать «Нет», то более подходящим является понятие  «Устойчивость» или «Укорененность», как внутренняя опора. Безусловно, существуют ситуации особой важности для каждого человека, отказ в которых будет восприниматься как сильнейший стресс. Это, в основном происходит тогда, когда человек сужает свою жизнь до одного единственного «хочу». Если же ситуация, в которой получен отказ, является частью многогранной жизни человека, то, даже если его и зашатает, как дерево в ураган, корни помогут выстоять.

Мы не рождаемся с договором в руках о том, что получим все, чего хотим. 

Никто не обещает, что жизнь будет безоблачной. 

Единственная гарантия, которая у нас есть при рождении, это сама жизнь. В принципе, ничто кроме бьющегося сердца и возможности увидеть мир нам не обещано. 

Инфантильная позиция – это смотреть на мир как на большую грудь, в которой всегда должно быть достаточно молока. 

В то время как жизнь – это неизвестная дорога, по которой можно путешествовать.

«Нет» — это всегда ответ. Ответ, от которого можно отталкиваться и принимать решения о дальнейшем направлении. 

Иллюстрации: художника Вольфганга Стиллера (Wolfgang Stiller). Серия работ — Люди спички. 



Просмотров: 178
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Зрелость - это готовность слышать "нет"
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Что делать когда нет желаний и сил ?
  • Что делать, если больше нет сил бороться с жизненными обстоятельствами.
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Вегетососудистая дистония у детей как психосоматика - это нормально или нет?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Время и пространство - это лишь абстракции ПОЛЯ! Нет никакой объективной реальности!
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Как я счастлива, что тебя нет со мной
  • Как жить, если когда тебе сказали НЕТ: невыносимость фрустрации
  • Когда нет сил, чтобы пережить зиму жизни.
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • Когда нет сил быть сильным. Сила в слабости.
  • Нет! Только не это! Очарование разочарования.
  • Ой, нет! Только не это. Очарование разочарования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь