Как разложить проблему по полочкам

Иногда бывает достаточно разложить проблему, личностную трудность на составные части, и становится понятно, где собака зарыта, и так хорошо от того, что мы ее все же разбудили. Хочу предложить такой подход. После каждого шага я даю образец ответа, чтобы вам легче было сориентироваться.  Добавлю, что это не мое изобретение, а подсмотрела я у Татьяны Морозовой, известного психолога и психотерапевта.

1. Сформулируй свою трудность одним предложением.

Этот вопрос позволяет тебе четко определить текущую ситуацию.

У меня низкая самооценка, я не уважаю себя, считаю себя глупой, неинтересной  и мне трудно найти общий язык с людьми.

2. Когда впервые возникла эта проблема, при каких жизненных обстоятельствах?

Ответ на этот вопрос отделит прошлое от настоящего.

В детстве (примерно в 4 года) я приревновала маму к маленькому мальчику, с которым она ушла  надолго гулять, оставив меня с родственниками, которых я немного боялась. Помню, когда они вернулись и мы с ней пошли домой, то я ценой очень больших усилий спросила у нее: «Мама,ты меня больше не любишь?». Конечно, я услышала, что все в хорошо, но начала сомневаться в ее любви ко мне и думать может  я не такая хорошая. Когда мама родила брата, он получал и получает, как мне казалось, гораздо больше любви чем я.

3. Какие чувства, эмоции, ощущения в теле ты испытываешь сейчас?

 При волнении,заплетается язык, путаются мысли, не могу связно говорить, несу какой то бред,тело (плечи,руки) и лицо(нижняя часть) как бы деревенеют, хочется плакать, начинаю сутулиться, опускаю голову вниз, хочется спрятаться, убежать, чтобы не видели, не смотрели.

4. К чему эти чувства, эмоции, ощущения тебя вынуждают, а что, наоборот, мешают делать?

 Вынуждают уйти и не искать общения с людьми.

Мешают реально оценить ситуацию и делать то, что я хочу.

5. Чтобы Вы делали сейчас, не будь у Вас этой помехи?

 Была бы  успешной бизнес-леди, ездила на машине, общалась с массой народу, дружила бы со всеми, имела бы семью или возлюбленного.

 6. В чем заключается Ваша скрытая выгода от того, что эта трудность у тебя  есть? Для чего ХОРОШЕГО тебе нужно так себя чувствовать?

 Все, что с нами происходит, зачем-то нужно нам. Ответ на этот вопрос поможет тебе разобраться в невидимых выгодах.

 Я погружена в себя, в свой внутренний мир, я чувствую себя не такой, как все.

 7. Что страшного произойдет, если Вы этой выгоды лишитесь?

 Я лишусь возможности хоть как-то чувствовать свою значимость.

 8. Какой жизненный урок Вам не позволяет извлечь получаемая Вами выгода?

 Что все можно изменить, только нужно приложить усилия и поверить в свой успех.


9. Каковы мои цели минимум и максимум при усвоении этого урока? Что я сделаю для их воплощения уже сегодня?

 Этот шаг очень важен. Только действие может привести к изменению. Даже если вы до конца не разобрались в хитросплетениях своей жизни, начните делать что-то прямо сейчас.

Минимум: я переоценю все мои личностные качества и прощу маму.

 Максимум: я составлю программу на всю мою оставшуюся жизнь.


 Это реальный алгоритм, который заполнил реальный клиент.  Оле было 42 года, когда она, потерянная и без всяких перспектив увидеть светлое будущее, пришла ко мне. Она перебивалась случайными заработками,  с мужем давно рассталась, а отношения с другими  мужчинами совсем не складывались. Ее поддерживала 22-летняя дочь - и материально, и эмоционально. Девочка была достаточно зрелой, она четко понимала, что мама должна уметь жить сама.

  Шаг за шагом Оля все больше узнавала себя, свои потребности и стремления, училась новым навыкам. Мы не могли  встречаться часто, поэтому самостоятельная проработка трудностей стала основным методом личностного роста.

 Оля не стала супер бизнес-леди, но она умеет жить в ладу с собой и окружением. У нее есть дом, работа и любимый. А совсем недавно она стала бабушкой. И все же, в своем ежедневнике каждый день она прописывает задачи для собственного развития. Вот недавно замахнулась на английский)

 Каждый из нас может стать Автором Своей Жизни. Успеха!



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • «Да какое тебе дело до меня?! Зачем ты со своей психотерапией появился в моей жизни?! Оставь меня, меня не исправить! Я так и останусь инвалидом!» Случай из практики.
  • Когда нужно Думать? Когда нужно Делать? И когда нужно Быть?
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Три иллюзии, с которыми нужно расстаться до 25 лет, чтобы стать творцом своей жизни.
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как жить, если когда тебе сказали НЕТ: невыносимость фрустрации
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Не про эгоизм: девять причин начать любить себя прямо сейчас
  • Психотерапевт поможет найти ответ или правильно задаст вопрос?
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из ответа на вопрос "Что сейчас происходит?"
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Ты не зря меня родила, мама! А если зря?
  • Полюби себя такой, какая ты есть!
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Каждый выбирает свою коробочку. Куда и почему мы бежим от себя.
  • "У меня нет времени на себя совсем"
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Запрет на чувства или когда нельзя чувствовать и быть собой.
  • ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь