|
Топ-5 ошибок психолога при составлении заключения
Овладение таким важным для практического психолога навыком, как составление заключения, безусловно, сыграет в плюс как в построении репутации, в расширении применения своих психологических знаний, а в глазах коллег сделает Вас более компетентным и уверенным в своих силах. Умение интегрировать в психологическое заключение информацию, полученную в беседе с клиентом, и результаты использования методик и тестов позволяет судить о психологе как о профессионале своего дела. Хотя может случиться и наоборот, когда специалист малосведущий в составлении психологического портрета берется за это дело, и пишет заключение, однако допускает такие грубые ошибки, что составление такого документа ведет к потере репутации. Под психологическим заключением в данной статье подразумевается - краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования. Мой опыт производства судебно-психологических экспертиз позволил мне ознакомится со множеством заключений, которые давали психологи и из-за которых возбуждались уголовные дела в том числе. Итак, какие же основные ошибки, допускает психолог при составлении заключения. 1. Использование сугубо профессиональной лексики. Лексика, как указывает нам википедия, это словарный состав языка. Именно с помощью лексики мы именуем и передаем знания о каких-либо объектах и явлениях. С помощью лексики мы показываем к какому профессиональному сообществу мы принадлежим. И многие уверены, что чем больше заключение содержит психологических терминов, тем заключение выглядит весомее и профессиональнее. На самом деле, это совсем не так. В лучшем случае заключение прочтут, ничего из него не поймут, и больше к Вам не обратятся. В худшем случае, идя по такому пути, Вы прямо напрашиваетесь, чтобы Вас вызвали для допроса (если заключение было для судебно-следственных органов), для того, чтобы Вы разъяснили, что же такое Вы написали. Если бы Вы представляли случай из практики на конференции, симпозиуме или в кругу коллег – пожалуйста, тут нет никаких ограничений, Вы в своем сообществе. Или же Вы психолог, который работает в медицинском учреждении и с результатами Вашего исследования будут знакомиться лечащий врач, психиатр, а само заключение будет находится в истории болезни, которая хранится в медицинском учреждении. Однако это неуместно при составлении заключения, когда его будет читать человек в целом далекий от психологии. Приведу несколько примеров. «При психодиагностическом обследовании М., 1998 г.р. установлены шизоидная и эпилептоидные акцентуации характера…» «В ходе экспериментально-психологического обследования Ф.П. был выявлен экзогенно-органический патосимптомокомплекс, что включает лёгкое ослабление продуктивности когнитивной деятельности, нарушения эмоционально-волевой (включая дисфории, склонность к аффективным взрывам, лабильность эмоциональных откликов), снижение продуктивности мотивационно-потребностной сфер (обеднение ее разнообразия)…» «…Симптоматическая картина очерчивается в результатах исследования по Симптоматическому опроснику SCL-90 – выражена триада DEP+SOM+ANX в сочетании с аффективной лабильностью…» «…Заключение: Психогенно-невротический регистр синдром…» Для таких слово как «ригидность, лабильность, референтная группа, конформность, сензитивность, акцентуация (и ее названия), ажитированность, гиперпротекция, психологические особенности шизоидного круга, инфантильность и т.д.», я больше чем уверена, что вы найдете понятные синонимы. В крайнем случае, после приведенного термина всегда следует давать его пояснение. Такая ошибка чаще всего появляется тогда, когда существует ошибка №2 2. Отсутствие целей психодиагностики. Когда к Вам обращаются за тем, чтобы Вы дали заключение, обязательно нужно прояснить два момента – 1) какова цель заключения (чего от Вас конкретно ожидают, ответы на какие вопросы хотят получить); 2) с какой целью Ваше заключение будет использоваться (для чего и кому оно нужно). Ясный ответ на первый пункт даст Вам понимание, какие выбрать методы и методики исследования для достижения поставленной цели. Ответ на второй пункт подготовит Вас к возможным неприятным сюрпризам в будущем. Здесь могут быть ситуации, когда клиент сам не до конца понимает, зачем ему заключение, но считает, что он давно ходит или достаточно платит, чтобы получить хоть какое-то подкрепление ценности услуг на бумаге. Это связано с тем, что психологические услуги, особенно в области психотерапии нельзя потрогать, пощупать, попробовать. Клиенты платят деньги за продукт (услугу), которая не имеет «физического носителя», за гипотетическое улучшение своего (или ребенка) состояние. Таким образом, в такой ситуации дать заключение – это дать оценку состоянию клиента, его прогрессу. Тут очень тонкий лед, обязательно нужно следовать этическим принципам, т.к. Ваша оценка может не совпадать с оценкой клиента, поэтому заключение должно носить «очень терапевтичный оттенок», без строгих категорических суждений и оценивания. Хорошо, если Вы иногда использовали во время сессий какие-то тесты или методики (Люшера, Дембо-Рубиншейн, EPI Айзенка, детские методики, в т.ч. тест Рене Жиля, Векслера и т.д.), тогда Вы можете смело их использовать. Бывает другая сторона, клиент дает четкий запрос – «хочу узнать уровень готовности к школе ребенка», «хочу узнать эмоционально-психологическое состояние ребенка», «хочу получить профориентацию, куда подростку поступать», «хочу, чтобы Вы написали, что у меня есть (случилась) психотравма», «к кому больше привязан ребенок к маме или папе?» и т.д. Психолог, игнорируя либо не проясняя запрос клиента, пишет заключение без вывода. Т.е. проводит психодиагностическое обследование и просто пишет результаты, без проведения анализа. Пример: «тест EPI Айзенка – шкала «экстраверсии-интроверсии» – 8 баллов, шкала «найротизма» – 17 баллов, шкала лжи – 3 балла, тип темперамента – меланхолик…» (далее методом Ctrl C+Ctrl V (копировать-вставить) – в текст заключения вставляется дословное описание полученных результатов из методики). И ответ на второй вопрос, «с какой целью Ваше заключение будет использоваться» даст ответ на вопрос во что Вы «ввязываетесь» давая это заключение. В моей практике были случаи, когда мама просила некоего психолога дать заключение о психо-эмоциональном состоянии ребенка, а потом шла в милицию, подавала заявление на отца и прикладывала при этом заключение психолога в качестве мотивировки подачи заключения. Какова вероятность, что Вас вызовут на допрос? 99 %. Еще пример, к Вам ходила женщина, примерно около тех месяцев, потом у нее происходит бракоразводный процесс, Вы продолжаете ее консультировать, и в один прекрасный момент она просит дать оценку ее состояния и составить заключение. Вы выясняете тот факт, что адвокат ей советует получить такую бумагу, чтобы получить компенсацию за причиненные моральные страдания. Что Вы будете делать? Если она мотивирована словами адвоката, и получит от Вас отказ, она уйдет к другому психологу, который согласится дать такое заключение, и больше никогда не порекомендует Вас. Таким образом, прояснение этой цели, косвенным образом также влияет на выбор методов исследования и подготавливает Вас к будущим событиям (например, допрос, или участие в судебном заседании). 3 типичная ошибка – это использование нерелевантных методов и тестов при составлении заключения. Если Вы пишете заключение, то всегда тщательно проверяйте, какие методики Вы используете, а именно: подходит ли эта методика для данного возраста; что эта методика устанавливает; соответствует ли данная методика целям составления заключения; является ли выбранная методика апробированным методом исследования? Как правило, эти методы, должны быть уже давно внедрены в практику, прошли многолетнюю апробацию и доказали свою эффективность. Каждый психолог ищет свой инструментарий, который бы давал ему наиболее исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, но если в судебной практике данный инструментарий четко прописан, то в практике психологического консультирования – нет. Безусловно, Вы можете использовать в работе те, методы какие считаете целесообразными, но при написании заключения следует использовать надежные и валидные методики. Примерами являются следующие случаи: «Характеристика на ученицу 7-В класса Пупкину В. …Тест Леонгарда-Шмишека показал, что у В., есть такие заостренные черты, как ….Школьный психолог П.» «Исследование интеллектуального развития К. 17 лет проводилось с помощью методики Векслера. Получены такие результаты: 1 субтест (Осведомленность) – … 2 субтест (Понятливость) – …3 субтест (Арифметический) – …4 субтест (Сходство) – …5 субтест (Словарный) – …6 субтест (Повторение цифр) – …7 субтест (Недостающие детали) – …8 субтест (Последовательные картинки) – …9 субтест ( Кубики Кооса) – …10 субтест (Складывание фигур) – …11 субтест (Кодирование-шифровка) – …12 субтест (Лабиринты) – …». (Используется детский вариант методики Векслера WISC, хотя испытуемой уже 17 лет). Сюда также можно отнести самостоятельно разработанные методики и тесты, метафорические карты (на сегодняшний день), иностранные тесты (даже если Вы легко можете их перевести), которые не были переведены на наш язык и апробированы на нашей выборке, тесты скачанные из интернета без указания исходных данных (в какой книге можно ознакомится с тестом, кто автор, кто адаптировал, в каком году и проч.). 4 ошибка – это отсутствие структуры и логики в заключении. Заключение, как сочинение, должно иметь определенные части: вступление, содержание, заключение (вступление, исследование, выводы). Очень часто психологи либо вообще не придерживаются это структуры, либо пропускают какую-то часть (бывает первую и третью одновременно). Но даже при наличии всех частей, наблюдается следующее – написано название методики, а потом описаны результаты по каждой из шкал. В грамотно составленном заключении отдельным пунктом перечислены методики, указана цель использования той или иной методики (например, для исследования интеллектуальной сферы использовались: Тест Векслера (WISC, детский вариант), адаптированная и стандартизированная версия А. Ю. Панасюка, дополненная и исправленная Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым), а далее в соответствии с логикой заключения описываются результаты методик, при этом редко когда указываются полученные баллы. Большим огрехом является дословное переписывание интерпретации теста: «…Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз…». Где же здесь хоть слово непосредственно о Вашем подэкспертном? Где здесь интеграция информации, полученной в беседе с клиентом, с результатами использованных методик, анамнезом, а также дополнительными данными (например, о ребенке мы можем получить информацию при беседе с мамой и другими родственниками, из школьной характеристики, из беседы с ним самим). Психодиагностика – это в определенной степени искусство, провести тест и получить по нему результат, сейчас может абсолютно любой, кто имеет доступ к Интернету. Зачем же клиенту перечисление «голых» результатов. Самое главное в заключении – это вывод. К чему же Вы пришли, проведя беседу и психодиагностическое обследование? Какие индивидуально-психологические особенности являются ведущими? Каково актуальное состояние? И какие рекомендации Вы можете дать исходя их проведенного исследования? И, наверное, самая главная ошибка (№5) – это выход психолога за пределы своей компетенции. Знать пределы компетенции обязан каждый практикующий психолог, это аксиома. На какие вопросы он может дать ответы, а на какие нет. Где заканчивается его компетенция и где начинается компетенция другого специалиста (психиатра или невролога). Примеры: «…У ребенка Н., 2009 г.р. наблюдается психотравма, полученная вследствие насилия со стороны отца…» «… Т., 2007 г.р. склонна ко лжи…» «… У К., 1940 г.р., диагностирована деменция…» «… По результатам исследования, несовершеннолетний П., не способен понимать характер совершаемых действий… ». Это был длинный текст, надеюсь, что мне удалось раскрыть определенные новые моменты и в будущем, при написании заключения, Вы будете вооружены этими знаниями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|