Детские капризы, как с ними быть?

Сложно встретить маму, которая бы равнодушно относилась к детским капризам. Такое поведение ребёнка иногда сводит с ума, злит и вызывает растерянность. Мама бывает очень уставшей, а иногда она просто не знает, почему ребёнок вредничает. Давайте обсудим природу детских капризов и разберёмся, как на них реагировать.

Ребенок приходит в наш мир совершенно зависимым, не имея возможности заботиться о себе. Все, что ему доступно – плакать и кричать. И это не является капризом. В первый год жизни младенец требует только то, что ему жизненно важно для здоровья и развития. В этот период родителям не стоит игнорировать потребности малыша, оставляя его одиноко плакать. Такая практика действительно способна сделать ребенка тихим. Не получая отклика, малыш рано или поздно прекратит просить, но вместе с тем, в его психике начнет формироваться недоверие к миру.
 
Как только ребенок научился ходить, в его жизни наступает новый этап. Он познаёт возможности своего тела, границы влияния на родителей и мир. Первые неудачи самостоятельной жизни приводят малыша в отчаяние. Они вызывают недовольство и капризы.
 
Чтобы родителям было легче понять малыша, им стоит присмотреться к тому капризность физиологической или возрастной формы перед ними. В чем же разница? Физиологические капризы вызваны физической и эмоциональной усталостью ребенка: недомоганием, голодом, недосыпанием, переутомлением или перевозбуждением. А еще — стрессы, связанные с переездом, новым коллективом или семейными проблемами.
 
Психика детей находится в процессе формирования. С рождения процессы возбуждения нервной системы многократно превышают процессы торможения, поэтому ребенок не может быть эмоционально устойчив, как взрослый. Детям сложно успокоится, если они перевозбудились даже от хороших событий. Только к трём годам ребенок способен называть свои эмоции, но сдерживать их он еще не в силе.
 
Совершенно бессмысленно требовать от ребенка: «Прекрати! Успокойся! Остынь!». Родителям стоит создать условия для успокоения малыша.
Мои дети любят прикосновения, я сажаю их на колени, глажу по спине, обнимаю. Если ребенок музыкальный – спойте, поставьте любимую запись, если любит воду – покупайте в теплой ванне с приглушенным светом. Но больше всего детей умиротворяет внутреннее спокойствие родителей.
 
Возрастные капризы начинаются с первого года жизни и, как правило, завершаются кризисом трёх лет. В этот период формируется осознание своего «Я», своих возможностей и ограничений — ребенок познает, на что он способен, на что — нет, что может получить от родителей, а чего не добьётся никаким поведением. С одной стороны, стоит дать больше выбора ребенку, с другой — приобщать к правилам поведения.
 
Кроме приучения к горшку, что является физиологическим навыком сдерживания, ребенок учится и терпеть в духовном плане. Если для младенца жизненно важно получить удовлетворение быстро, то в этот период можно развивать в ребенке умение ждать, объясняя при этом сдерживающие обстоятельства.
 
Возрастной каприз отличается тем, что малыш требует не жизненно важные вещи – сладости, игрушки и устанавливает свои правила. Самых маленьких детей, годовалых, легче отвлечь на что-нибудь другое, чем вести долгие беседы. Они еще сами толком не понимают, чего хотят и часто теряются, получая большой выбор. Иногда каприз можно унять, предложив такому малышу два варианта на выбор: “Ты будешь пить из красной или зеленой чашки?”. Ребенок задумывается и забывает про каприз.
 
Малыши двух-трех лет намного ясней осознают свои желания, хотят чего-то конкретного и не сдаются так просто. Часто просят поменять им посуду или одежду. Если у вас есть возможность, пойдите ребенку навстречу, покажите, что вы уважаете его выбор. Научите не требовать, а вежливо просить. Но если вы не можете удовлетворить его просьбу, либо она противоречит правилам, предложите малышу альтернативу и попробуйте договориться о другом варианте. Например, вместо сладостей предложите фрукты. Иногда ребенок продолжает дальше добиваться своего, не считаясь с вашим мнением. Не нужно осуждать его за это, малышу этого возраста и вправду сложно обуздать импульсы своих желаний - его психика только учится обходиться с отказом, постепенно притормаживая возбуждение. Именно поэтому ребенок впадает в истерику: орет, бьется и в отчаянии кидается на пол, отнюдь не для того, чтобы вас разозлить. Такое поведение может вызвать у вас бурю встречных эмоций, но не следует им поддаваться. Дышите глубоко, будьте рядом, не потакая ребенку и не отвергая его. Продолжайте спокойно заниматься своим делом. Нет смысла кричать и читать нотации – малыш заведётся еще сильнее, соревнуясь с вами. Не следует уходить в другую комнату, ставить ребенка в угол, угрожать, что выгоните или уйдете сами - это запугивает и травмирует его. Также не нужно спасать малыша, сразу угождая его капризам, это только подкрепит такое поведение.
Когда истерика утихнет, присядьте к малышу, обнимите, озвучьте ваши и его чувства, обсудите ситуацию. Например, «Я знаю, что ты любишь конфеты, помнишь, сладости едят только после обеда», «Я вижу, что ты хочешь пойти на улицу, я тоже люблю гулять, давай сделаем это после сна».
Нет ничего страшного, если родители не удовлетворяют все желания ребенка, при этом, важно, чтобы они не отнимали право на эти желания, не обесценивали их, не высмеивали, не осуждали ребенка за его бесконечные “хочу” и капризы.
 
Статья подготовлена для журнала НАТАЛИ



Просмотров: 364
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Профессиональный джаз (О профессиональном становлении гештальт-терапевта и не только его)
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь