Потребность быть

Красивая, худенькая, тоненькая, почти прозрачная девушка танцует невиданный танец. Она то выбегает на середину зала, то прячется в уголок, при этом боясь поднять глаза на других участников  тренинга. «Если бы ты могла назвать свой танец, как бы он назывался?» - спрашиваю я у нее. «Я есть» - отвечает девушка почти шепотом и с трудом сдерживая слезы… Кажется, еще чуть-чуть, и она растворится в воздухе от ужаса, возникшего от того,  что она вообще посмела сказать об этом.
 
Группа выполняет арт-терапевтическое упражнение. Участники рисуют свои маски, а потом по очереди рассказывают о них. «Эта маска про то, что я не живу. А мне так хочется быть!» - говорит очередной участник и заливается слезами, потом начинает извинятся за свои слезы и, кажется, готов гореть от стыда, что вообще заговорил… При этом участник – более чем успешный человек там, за пределами тренингового зала, и, наверное, многие бы из окружающих его и завидующих ему людей удивились бы, узнав, что он, со всеми атрибутами успешного человека, до сих пор не чувствует своего права на существование…
 
У всех у нас есть самая важная, самая, если можно так выразиться, базовая потребность – потребность быть. Потребность в подтверждении того, что мы просто есть.  И это подтверждение мы можем получить только через другого, так уж устроено. Едва научившийся ползать ребенок смотрит на маму и ждет от нее – нет, не похвалы, не одобрения или неодобрения его действий. Он ждет, что его просто признают – признают право на его существование. «Посмотри на меня, пошли мне сигнал, чтобы я понял, что я есть, я существую» - вот самые главные слова, которые он мог бы сказать, если бы умел… Когда на ребенка смотрят любящим и не оценивающим взглядом, он развивает ощущение самого себя и свое право на существование.
 
Ребенок не нуждается в оценке в самые первые годы своей жизни. Он и так радуется тому, что делает – встал, пошел, научился складывать кубики друг на друга, побежал, научился кататься на велосипеде, пусть и трехколесном. «Посмотри на меня!», - посылает он сигнал своим самым любимым людям. А вместо этого получает оценивающий взгляд: «Молодец, наконец-то хоть что-то сделал» или «Мог бы и лучше» … И вот, со временем, ребенок уже ищет не подтверждения того, что он есть, а именно одобрения: «Я хорошо это сделал? Тебе нравится?» и вместе с эти начинает терять ощущение себя… Когда вместо признания нашего существования мы в самом раннем детстве получаем оценку, то со временем начинаем верить в то, что именно оценка – это то, что подтвердит наше право на бытие. Какое жестокое заблуждение… Часто из таких детей вырастают перфекционисты, которые постоянно недовольны тем, что делают, потому что привыкли получать оценку от родителей вместо послания «я есть, и имею на это право». И если взрослый человек больше всего и чаще всего обеспокоен тем, что думают о нем другие, - скорее всего, именно вот этого признания в праве на существование ему когда-то не хватило.
 
Но это еще полбеды. Достаточно любящий родитель, даже если и смешивает одобрение и признание, все же дает ощущение того, что ребенок имеет право жить и существовать и быть любимым.
Самое страшное послание, которое могут «подарить» ребенку, это послание «не живи». «Лучше бы тебя не было!», «Лучше бы аборт я сделала», «Все дети как дети, а ты…», «Если бы не ты, то мы (жили бы лучше, по-другому устроили свою жизнь... варианты могут быть бесконечны)», физическое, сексуальное насилие – это то, что способствует усилению ощущения «не имею права быть». Но без удовлетворения этой потребности – потребности быть – все остальное перестает иметь смысл. Успешная, престижная работа, семья, моменты счастья – часто человек, у которого не удовлетворена потребность быть, считает, что получил все это как-то случайно, не благодаря своим усилиям, а какому-то непонятному стечению обстоятельств, потому что ведь его как будто и нет и поэтому он не имеет на это права. И, соответственно, наслаждаться этим он тоже не умеет…
 
«Мне так понравилось, как ты танцевала», - говорят девушке, которая танцевала и плакала и назвала свой танец «Я есть». У девушки светлеет лицо. «Это то, что тебе хотелось бы услышать?» - спрашиваю я. Немного подумав, она отвечает: «Знаешь, я просто хотела бы, чтобы мне сказали: ты есть…».
Ты есть. Ты живой. Ты имеешь право быть. Когда мы не получили этих посланий в детстве, потом во взрослой жизни может быть очень трудно. И часто именно эти послания – не явные, невербальные, неуловимые – оказываются самыми целительными во взаимоотношениях «клиент – психотерапевт».


Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Ты имеешь право быть такой, какая Ты Есть
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Почему нам так больно быть отвергнутым, и что с этим поделать?
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • А что если я перестану быть собой в результате работы с психологом?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь