|
Волшебный помощникИногда запрос может прозвучать так: «Уговорите ее (его) сделать по-моему, ведь вы же специалист, вы сможете уговорить» Когда я отвечаю, что я, правда, могу поговорить, ноуговаривать не имею ни права, ни желания, так как воспринимаю подобного рода манипуляции как насилие над свободной волей человека, возникает неизбежное разочарование: «А я думал(а), вы – волшебник…» Неискоренима привычка искать «волшебное средство», «волшебника», который решил бы все мои проблемы. Эрих Фромм назвал этот феномен – «волшебный помощник» в своей книге «Бегство от свободы». Часто человек ищет то, что ему нужно во внешних силах: любовь, деньги, власть. Я встречу любимого человека, и он даст мне все, чего я так хочу: он защитит меня, он составит мне компанию, он удовлетворит мои сексуальные потребности, он накормит меня, когда я буду голодна. Я устроюсь в эту компанию, и должность в ней даст мне то, что мне так нужно: она защитит меня, у меня будет власть (маленькая или большая), каждый месяц я буду получать деньги, и это накормит меня, когда я буду голодна. Я рожу себе ребенка, и он даст мне то, чего мне так не хватает: защитит меня от бессмысленности бытия, он признает меня и будет любить, у меня будет власть над ним, я уже никогда не буду одинока и голодна. Человек, не способный самостоятельно, собственными усилиями, распознать собственный голод и удовлетворить его, всегда будет искать кого-то или что-то, что сделает это за него. «Иными словами, человек надеется получить все, чего он хочет от жизни, из рук "волшебного помощника", а не своими собственными усилиями» Возможно, в основе любой зависимости кроется перекладывание ответственности за собственную жизнь (удовлетворение потребностей, обеспечение безопасности, развитие или деградация) с себя на некую внешнюю силу или человека. «Люди ожидают, что некто («волшебный помощник») их защитит, что "он" позаботится о них, и возлагают на "него" ответственность за результаты своих собственных поступков» - пишет Эрих Фромм. Главная функция «волшебного помощника» - «защищать индивида, помогать ему, развивать его и всегда быть с ним рядом». Волшебный помощник – это не всегда и не только человек (или люди). Это может быть социальная роль, принадлежность к определенной группе – национальной, политической, социальной, или сообществу – профессиональному, религиозному, бывает, что и криминальному. Зависимость не осознается и не замечается индивидом, верность «волшебному помощнику» воспринимается как ресурс и ценность, «вместе мы сила». Однако, чаще всего «волшебный помощник» персонифицирован, то есть им становится некий близкий и очень важный человек.Этим человеком может стать и психотерапевт. Все истории ПРО БОЛЬШУЮ ЛЮБОВЬ – это про то, как человеку передавалась функция «волшебного помощника», передавалась ответственность и возлагались нереалистичные ожидания. Любовная (эмоциональная) зависимость – это тоже про это. Драма заключается в том, что ни один реальный человек не способен оправдать сказочные ожидания. Будь то любовник, или психотерапевт – разочарование неизбежно. И его следует принимать с благодарностью, так как, только разочаровавшись в идеальном (выдуманном, спроецированном) образе, у нас есть шанс встретиться с реальным человеком и принять его, полюбить его. Полюбить его в его бессилии и в его несовершенствах. Если же мы говорим о зависимости, разочарование здесь связано с внутренней конфликтной феноменологией индивида. Поскольку удовлетворение основных жизненно важных потребностей связано с наличием рядом «волшебного помощника», вся психическая жизнь человека – все его мысли, намерения, чувства – направлена на контроль «волшебного помощника»: «вопрос стоит уже не о том, как жить самому, а о том, как манипулировать "им", чтобы его не потерять, как побудить его делать то, что вам нужно …» «Средства для этого могут быть различны: одни используют покорность, другие - "великодушие", третьи - свои страдания и т.д. … ни одно проявление психики уже не может быть спонтанным, свободным. Эта зависимость, возникая из недостатка спонтанности, в то же время дает человеку какую-то защищенность, но вместе с тем вызывает и чувство слабости, связанности. В результате человек, зависящий от "волшебного помощника", ощущает - часто бессознательно - свое порабощение, и так или иначе бунтует против "него". Этот бунт против человека, с которым связаны все надежды на безопасность и счастье, создает новые конфликты» Итак, в чем же основные причины, по которым человек отказывается от ответственности за собственную жизнь в обмен на зависимость от «волшебного помощника», не важно, человек это, или феномен (деньги, власть, социальная роли и т.д.)? Степень зависимости от «волшебного помощника», считает Фромм, обратно пропорциональна способности индивида к спонтанному проявлению своих интеллектуальных и эмоциональных (чувственных), я бы назвала их витальными, возможностей. Данная способность – способность спонтанного проявления, на мой взгляд, зависит от того, насколько человек любопытен к себе, насколько он знаком с собой, и насколько он себе доверяет.
Цитаты из книги Э.Фромма «Бегство от свободы», выделение мое Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|